Указом Президента Республики от 24 августа 2009 года № 858 утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, являющегося основой для разработки соответствующих программ в области правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, проектов нормативных правовых актов Республики.
В соответствии с новой Концепцией правовой политики главными приоритетами в данной деятельности является борьба с преступностью, обеспечение законности и общественной безопасности, защита прав и свобод граждан, обеспечение неотвратимости реакции государства на любые правонарушения, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, профилактика правонарушений, взаимодействие с гражданами в борьбе с преступностью.
Для решения этих задач предлагается не только укреплять органы правопорядка, совершенствовать формы и методы их работы, но и обеспечивать стабильность кадровой политики, повышать требования к квалификации и дисциплине сотрудников правоохранительных органов.
|
|
Акцентировано, что ядром правоохранительной системы страны являются органы прокуратуры. Поэтому обращено внимание на необходимость повышения эффективности надзорной деятельности прокуратуры как основной ее функции, дальнейшего совершенствования процессуальной основы деятельности органов прокуратуры. В рамках этой работы рекомендовано повысить роль и ответственность прокурора в досудебном производстве, в том числе путем расследования органами прокуратуры уголовных дел о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность и сложность, как составной части функции уголовного преследования, осуществляемого прокуратурой. Предложено и далее повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции.
Концепцией указаны, что главными задачами органов внутренних дел являются охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, борьба с преступлениями против личности, собственности и другими общеуголовными преступлениями. От эффективности деятельности органов внутренних дел зависят безопасность и спокойствие граждан, состояние преступности и уровень криминогенной обстановки в стране, в связи с чем процесс совершенствования органов внутренних дел должен быть сосредоточен на обеспечении быстрого и адекватного их реагирования на преступные проявления и профилактике правонарушений.
|
|
Концепцией подчеркивается, что органы финансовой полиции, выполняя возложенные на них задачи по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, в полной мере оправдали свое предназначение. Вместе с тем органам финансовой полиции предлагается в условиях рыночной экономики постоянно совершенствовать формы и методы работы, чтобы иметь возможность эффективно противостоять экономической и коррупционной преступности, постоянно мимикрирующей в современных условиях.
Финансовой полиции на системной основе противостоять экономическим и коррупционным правонарушениям, выявлять и устранять причины и условия, способствующие возникновению коррупции. Также обращено внимание на важность обеспечения безопасности бизнеса, исключения необоснованного вмешательства в его деятельность.
Признано необходимым оптимизировать структуру и функции правоохранительных органов в целях установления более эффективных организационно-управленческих механизмов и эффективного распределения соответствующих функций, в связи с чем актуализировать вопросы освобождения правоохранительных органов от несвойственных функций. При этом при проведении административной реформы в правоохранительных органах учитывать особенности и специфику их деятельности, чтобы предпринимаемые меры не повлекли снижения их правоохранительного потенциала, ослабления возможностей в противодействии преступности.
Предлагается для сотрудников правоохранительных органов установить единые правовые стандарты и нормы прохождения службы, в том числе специальные квалификационные требования по аналогии с квалификационными требованиями к категориям административных государственных должностей, ввести конкурсный порядок приема на службу в правоохранительные органы.
В перспективе полагает целесообразным поэтапно проводить линию на определенную демилитаризацию правоохранительных органов с сохранением воинских и специальных званий за военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, непосредственно выполняющими основные задачи и функции, поставленные перед этими органами.
Совершенно справедлива установка, определяющая четкие критерии оценки их деятельности, при этом не только по количественным показателям, но и по качественным параметрам оценки, что обеспечит эффективную деятельность правоохранительных органов.
Обращено внимание на важность постоянной работы над повышением эффективности и улучшением организации деятельности следственного аппарата, в том числе на принятие мер, направленных на повышение процессуального статуса следователя. Также обращено на необходимость совершенствования и порядок наделения полномочиями и аттестации участковых инспекторов полиции, при котором полнее учитывалось бы мнение населения.
Концепцией отмечена значимость продолжения работы по своевременному введению и правильному применению правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасности, в том числе на предупреждение и пресечение распространения терроризма, этнического и религиозного экстремизма, незаконной миграции, наркомании и наркобизнеса, торговли людьми, компьютерной преступности, незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, международных преступлений коррупционного характера, а также относящихся к сфере отмывания денег.
Указано, что важная задача права — это определение основ национальной системы защиты информации, основных угроз в этой сфере, механизмов реализации единой государственной политики в сфере информационной безопасности.
|
|
В Концепции также указано, что судебная система Казахстана в целом отвечает потребностям обеспечения эффективной судебной защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов организаций и государства.
Поэтому развитие судебно-правовой системы признано осуществлять на основе преемственности и поэтапности но следующим направлениям:
1. специализация судов и судей, в том числе развитие ювенальных судов, создание специализированных судов по рассмотрению уголовных дел, в перспективе образование налоговых и других специализированных судов. При этом ювенальные суды должны стать центральным звеном создаваемой в стране системы ювенальной юстиции;
2. создание системы административной юстиции на базе действующих административных судов, рассматривающей публично- правовые споры с передачей дел об административных правонарушениях в подведомственность судов общей юрисдикции;
3. исключение дублирования функций различными судебными инстанциями;
4. расширение пределов судебного контроля в досудебном производстве;
5. развитие системы третейских и арбитражных судов;
6. повышение уровня открытости и прозрачности судебной системы, в частности путем предоставления более широкого доступа населения к информации о деятельности судов;
7. внедрение современных средств фиксации судебной информации, что будет способствовать реализации принципа состязательности в судопроизводстве и позволит обеспечить оперативную информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия, сокращение сроков рассмотрения дел, повышение эффективности исполнения решения суда;
8. расширение применения ограничительных мер в отношении должников. Внедрение института частных судебных исполнителей, наряду с государственным судебным исполнением. В рамках смешанной модели исполнения судебных решений только государственные судебные исполнители должны обладать правом принудительного исполнения документов о взыскании в доход государства, а также по взысканиям с государства;
|
|
9. ужесточение квалификационных требований к кандидатам в судьи, поскольку профессионализм и высокие моральные качества судей являются основой формирования качественного судейского корпуса. Усилить контроль со стороны самого судейского сообщества за соблюдением судьями требований кодекса судейской этики, адекватно и незамедлительно реагировать на все допускаемые нарушения.
Следует заметить, что за последние 10—15 лет в судебной системе проведены значительные реформы. 18 ноября 2009 года в Астане в зале нового Дворца Независимости прошел V съезд судей Республики Казахстан, где было отмечено, что последовательно улучшается уровень обеспечения судебной системы. С учетом растущих потребностей за последние годы выросла численность судов и судей. Если в 2002 году в стране действовали 185 местных судов и 1823 судьи, в настоящее время (2009 г.) — 340 судов со штатом 2433 судьи.
Внедрено судопроизводство с участием присяжных, санкционирование ареста перешло в компетенцию судов, получила дальнейшее развитие специализация судов. Сегодня в республике успешно функционируют специализированные экономические, административные, военные суды, финансовый суд в г. Алматы, в городах Алматы и Астане действуют ювенальные суды. В ближайшей перспективе — внедрение специализированных налоговых и уголовных судов.
В деятельность судов внедрены новейшие достижения информационных технологий. На сегодня реальностью стали автоматизированный документооборот, веб-сайты Верховного и областных судов, использование видеоконференцсвязи в судебных процессах, установление в судах информационных киосков, электронного наблюдательного производства, когда участник процесса, не приходя в суд, по Интернету может ознакомиться с движением своих документов в суде.
Большое внимание уделяется решению социальных проблем судей — одних из самых высокооплачиваемых государственных служащих в Казахстане. Государством решен вопрос об увеличении для них пенсионного вопроса до 65 лет с потенциальным продлением ценза до 70 лет[14].
Ряд предложений по совершенствованию деятельности правоохранительных органов содержится в Указе Президента от 22 апреля 2009 г. № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан», согласно которому предлагается «обеспечить унификацию правового статуса сотрудников правоохранительных органов и прохождения ими службы, предусмотрев при этом повышение процессуального статуса следователя, назначение и аттестацию участковых инспекторов полиции с учетом мнения населения, а также установив конкурсный порядок приема на службу в правоохранительные органы с обязательным прохождением кандидатами стажировки».