Виды правоохранительных органов

Предмет курса, его цели.

Предметом курса «Правоохранительные органы» является устройство правоохранительных органов, их организация, как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоя­щих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. Так, без знания того, как организуются суды, про­куратура и другие правоохранительные органы, очень затрудни­тельно уяснить в дальнейшем порядок их деятельности, взаимоот­ношения между ними.

Предмет курса определяет и его содержание. Содержание пред­мета курса включает в себя следующие вопросы:

1. устройство органов в их совокупности и каждого в отдель­ности;

2. организация правоохранительных органов, когда это связано с выполнением поставленных перед ними задач и целей;

3. деятельность правоохранительных органов, когда это отно­сится к выполнению возложенных на них функций.

Целью изучения курса «Правоохранительные органы» являет­ся обеспечение обучаемых исходными сведениями о деятельности правоохранительных органов страны, основных направлениях их правоохранительной деятельности, их полномочиях и взаимоотно­шениях.

Курс «Правоохранительные органы» занимает особое место среди других юридических дисциплин", поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними.

Предмет «Правоохранительные органы», содержит исходные сведения о правоохранительных органах и их деятельности, ко­торые находятся в тесном взаимодействии со сведениями по ряду смежных дисциплин. Например, конституционное право, в рамках которого наряду с освещением многих других проблем, дается об­щая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются во взаимосвязи между ними.

Немало точек соприкосновения с курсом «административное право», одной из задач которого является изучение закономерно­стей организации и функционирования всех органов государствен­ного управления.

Особенно тесно настоящая дисциплина связана с курсом «уго­ловный процесс», основное назначение которой — анализ содер­жания деятельности правоохранительных органов, связанной с производством по делу.

Не изолирована эта дисциплина и от таких юридических пред­метов, как «теория государства и права», «история государства и права» и др.

Если на правоохранительную деятельность смотреть в широ­ком смысле, то. прежде всего, следует отметить, что гарантом Кон­ституции, прав и свобод человека и гражданина в стране является Глава государства Он определяет основные направления вну­тренней и внешней политики государства. Глава государства, об­ладая широкими полномочиями, участвует во всех сферах жизне­деятельности общества и в государственном управлении страной.

Полномочия Президента Республики перечислены в статьях 44, 45 Конституции Казахстана. В выполнении возложенных на Пре­зидента функций помогает Совет Безопасности, Высший Судеб­ный Совет и консультативно-совещательные органы.

При Президенте РК действует Комиссия по правам человека, которая ежегодно представляет отчет о состоянии соблюдения прав и свобод человека. С 19 сентября 2002 года в стране действу­ет Уполномоченный по правам человека как важный институт по защите прав и свобод граждан.

Определяя место правоохранительных органов в системе орга­нов государства, необходимо исходить из разделения власти, закре­пленного в Конституции Республики Казахстан и как идеи, и как принципа организации и деятельности государственных органов.

Законодательные органы власти, осуществляя свою законот­ворческую функцию, регламентируют и регулируют вопросы ор­ганизации и содержания деятельности правоохранительных орга­нов.

Правоохранительные функции исполнительной ветви власти заключаются в том, что Правительство принимает нормативные акты по вопросам организации деятельности кадрового, правово­го, материально — технического и социального обеспечения ра­ботников многих правоохранительных органов.

Важную задачу выполняет Конституционный Совет, который как государственный орган обеспечивает верховенство Конститу­ции Республики Казахстан на всей территории Республики. Кон­ституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики, рассматривает до ратификации международные до­говоры республики на их соответствие Конституции, дает офици­альное толкование норм Конституции, рассматривает обращения судов в случаях, установленных ст. 78 Конституции.

В системе правоохранительных органов особое положение за­нимает суд — единственный орган, осуществляющий правосудие, в республике. Суды являются органами государственной власти, осуществляющими правосудие и обладают компетенцией, соответ­ствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных инте­ресов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конститу­ции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

Органы юстиции Республики Казахстан в системе правоохра­нительных органов исполнительной ветви власти в последние годы все больше расширяют круг полномочий, усиливающих их правоохранительную деятельность. Сегодня министерство юсти­ции курирует не только законотворческую деятельность, но и дея­тельность институтов адвокатуры и нотариата, центров обслужи­вания населения, вопросы, связанные с законодательным регули­рованием работы религиозных объединений, и многое другое.

Состояние законности и правопорядка в стране во многом зави­сит от деятельности прокуратуры, являющийся ядром правоохра­нительной системы страны. Прокуратура Республики Казахстан — подотчетный Президенту Республики государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных норматив­ных правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, адми­нистративного и исполнительного производства.

Одним из важнейших условий нормального развития личности, общества и государства признается обеспечение безопасности. Безопасность есть отсутствие опасности и угрозы причинения вре­да. Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод; общества — его мате­риальных и духовных ценностей; государства — его конституци­онного строя формы правления, суверенитета и территориальной целостности. Составной частью сил обеспечения безопасности страны являются органы национальной безопасности, непо­средственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики. Основными функциями органов национальной безопасности яв­ляются выявление, предупреждение и пресечение разведыватель­ной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности республики. В пределах предоставленных им полномочий они обеспечивают безопасность личности, обще­ства и государства.

В системе правоохранительных органов одно из центральных мест занимают органы внутренних дел как часть исполнительной, ветви власти государства, выполняющие наибольший объем рабо­ты в сфере предупреждения и пресечения преступных и иных про­тивоправных посягательств на права и свободы человека и граж­данина, интересы общества и государства. Органы внутренних дел

осуществляют в соответствии с законодательством Республики до­знание, предварительное следствие и оперативно-розыскную дея­тельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В условиях, когда в стране активизируется теневая экономика и одним из важнейших приоритетов государственной политики яв­ляется борьба с коррупцией, важная роль отводится органам борь­бы с экономической и коррупционной преступностью. Органы финансовой полиции как специальные государственные органы осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, раскрытие и расследование пре­ступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономи­ческой и финансовой деятельности.

Защита суверенитета и экономической безопасности Республи­ки Казахстан, необходимость расширения связей казахстанской экономики требуют усиления роли таможенных органов и ве­дения борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела и других средств реализации таможенной политики, основанных на властных отношениях между государством и лицами, осуществля­ющими внешнеэкономическую и иную деятельность.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвока­тов и не является государственным органом, наделенным властно- распорядительными и иными полномочиями. Тем не менее, боль­шинством авторов (И. Л. Петрухин, К. Ф. Гуценко) адвокатура от­несена к числу правоохранительных органов[11].

Как известно, защита прав личности в обществе обеспечива­ется не только государственными органами, но и общественными объединениями. И специальной общественной организацией, соз­данной и действующей для разносторонней защиты прав граждан юридическими средствами, является институт профессиональной защиты — адвокатура, являющаяся ядром системы оказания граж­данам юридической помощи.

«Конституция возлагает на адвокатов особую обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи как физическим, так и юридическим лицам, а на государство — по обе­спечению конституционного права каждого на такую помощь», «конституционно-правовая задача оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам является обязанностью, главным образом, адвокатов»[12].

Некоторые авторы (Н. Полтавская, В. Кузнецов) включают в «правоохранительную систему» и органы нотариата, которые рассматриваются в качестве ее подсистемы. По мнению этих авто­ров, под нотариатом следует понимать «систему органов юстиции, а также должностных лиц», в которую «входят Министерство юсти­ции, управления юстиции, государственные нотариальные конто­ры, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица»[13].

Нотариат в Республике Казахстан представляет собой законода­тельно закрепленную систему защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а так­же решение иных предусмотренных законом задач. Нотариальная деятельность затрагивает конституционные права и свободы, по­скольку посредством ее осуществления обеспечивается их реали­зация.

Поскольку адвокатура, нотариат и другие негосударственные организации вносят существенный вклад в надлежащую реализа­цию государственной функции — правоохранительной деятельно­сти, материал об этих органах традиционно излагается в рамках данной учебной дисциплины.

Источниками курса «Правоохранительные органы» является совокупность законов, содержащих юридические нормы, опреде­ляющие принципы организации, систему и взаимоотношения су­дов, органов прокуратуры, дознания, предварительного следствия и др.

К основным источникам относятся Конституция Республики Казахстан, имеющая наивысшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики, международные право­вые акты, ратифицированные Республикой Казахстан. Важным ис­точником являются Конституционные законы и Законы Республи­ки, кодексы, а также нормативные постановления Конституцион­ного Совета и Верховного Суда, непосредственно регулирующие деятельность правоохранительных органов и правовую защиту объектов, охраняемых ими.

Другими источниками являются постановления Правитель­ства, принятые во исполнение Конституции и принятых законов, а также ведомственные акты — приказы, инструкции, изданные руководителями правоохранительных органов, что свидетельству­ет о наличии широкой нормативно-правовой базы учебного курса «Правоохранительные органы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: