ГЛАВА 2 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Как известно, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов. Она едина, прежде всего, по своему источнику Единство и неделимость народа как источника государственной власти не позволяет рассматривать указанные ветви власти как действующие параллельно и абсолютно независимо друг от друга.
Еще сто лет тому назад Г. Ф. Шершеневич заметил, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявления единой, неделимой государственной власти»[15]. В этих условиях законодательная, исполнительная и судебная власть могут рассматриваться как формы проявления этой единой, неделимой государственной власти.
Принцип разделения властей означает, что все три ветви самостоятельны в сфере реализации полномочий, у каждой из них свой круг ответственности и свои возможности в системе сдержек и противовесов. В период советского режима вообще не было самого термина «судебная власть» ни в политическом, ни в законодательном и ни в научном лексиконе. Указанное понятие относительно новое и стало предметом исследования в основном с начала 90-х годов.
|
|
В настоящее время судебная власть — одна из трех независимых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Казахстана.
По мнению К. А. Мами, судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь единой государственной власти, установленная Конституцией, реализуемая от имени государства специальными государственными органами — судами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел; выполнению других возложенных на них задач в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, государства и организаций, действующими в особых процессуальных формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудительной силой[16].
К. X. Халиков полагает, что судебная власть — это особая деятельность государства по защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов всех органов, организаций, по обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров на основе принципов демократии, социальной справедливости, гуманизма и законности[17].
|
|
Есть более краткое определение, что под судебной властью необходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных государственных органов[18]. К исключительной функции, составляющей содержание судебной власти, Основной Закон (ч. 1 ст. 77 Конституции РК) относит правосудие.
В целях усиления гарантий по защите прав и свобод человека и гражданина и упрощения судебных процедур 17 ноября 2008 года принят Конституционный закон «О внесений изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», направленный на приведение названного закона в соответствие с обновленной Конституцией. Конституционный закон предусматривает создание трехзвенной системы судов в республике. В соответствии с мировыми стандартами — все дела, без исключения, как гражданские, так и уголовные, будут рассматриваться в судах первой инстанции — районных, городских.
Областной суд будет выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанций. В отличие от действовавшей ранее апелляции областной суд теперь наделяется полными правами суда первой инстанции — полностью исследовать все обстоятельства дела и выносить решение или приговор. Апелляционная инстанция не будет отправлять дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, поскольку наделена правами суда первой инстанции. В связи с тем что граждане имеют право на пересмотр дела вышестоящим судом в коллегиальном составе, за апелляцией вводится в действие судебная инстанция, называемая «кассационной», где проверяются решение или приговор, вынесенные как судом первой инстанции, так и апелляционной.
Верховный суд рассматривает дела в надзорном порядке и должен отменять, изменять и принимать новое решение только в случаях существенного нарушения норм материального либо процессуального права.
Суды как орган судебной власти являются субъектами правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Основными признаками судебной власти являются:
Судебная власть — одна из трех ветвей власти и осуществляется только государственными органами, которые выражают государственную волю;
Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовному судопроизводству в установленном законом Порядке;
Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строго в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам;
Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.
Вступившие в законную силу приговор, решение или постановление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение несогласия с судебным решением и его обжалование (опротестование) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.
|
|
В случае невыполнения судебного решения органы, их исполняющие, вправе применить принудительные меры для их реализации. Злостное неисполнение вступившего в законную силу судебного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению гражданами, представителями власти и служащими влечет уголовную ответственность.
Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жизни, являются ее независимость, самостоятельность и обособленность.
Независимость означает, что суды при отправлении правосудия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от органов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предварительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов.
Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими Органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы она стала неконтролируемой и неуправляемой, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Судебная система не входит в какую-либо другую государственную структуру и действует обособленно в своей специфической сфере. Ее взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей.
|
|
Таким образом, судебную власть можно определить как независимую ветвь единой государственной власти, установленную Конституцией, реализуемую от имени государства специально уполномоченными органами (суд, судья), наделенными законом компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров и дел, выполнению других возложенных задач с соблюдением процессуальных норм и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории Республики.
Основные международные стандарты и требования по обеспечению независимости судебной власти закреплены в целом ряде документов ООН. Среди них — Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Основные принципы независимости судебных органов, принятые по профилактике преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.) и другие. Кроме того, требуют учета международные инструменты, не имеющие обязательную силу для Республики. Это — Рекомендация Комитета Министров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей или «Всеобщая хартия судей», принятая в 1999 г. в Тайване Международной ассоциацией судей и «Хартия судей Европы», принятая в 1993 г. Европейской ассоциацией судей и др.