double arrow

Понятие и основные признаки судебной власти

ГЛАВА 2 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Как известно, государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соот­ветствии с принципом ее разделения на законодательную, испол­нительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с ис­пользованием системы сдержек и противовесов. Она едина, пре­жде всего, по своему источнику Единство и неделимость народа как источника государственной власти не позволяет рассматривать указанные ветви власти как действующие параллельно и абсолют­но независимо друг от друга.

Еще сто лет тому назад Г. Ф. Шершеневич заметил, что это не три самостоятельные ветви власти, а «только три формы проявле­ния единой, неделимой государственной власти»[15]. В этих условиях законодательная, исполнительная и судебная власть могут рассма­триваться как формы проявления этой единой, неделимой государ­ственной власти.

Принцип разделения властей означает, что все три ветви само­стоятельны в сфере реализации полномочий, у каждой из них свой круг ответственности и свои возможности в системе сдержек и противовесов. В период советского режима вообще не было са­мого термина «судебная власть» ни в политическом, ни в законо­дательном и ни в научном лексиконе. Указанное понятие относи­тельно новое и стало предметом исследования в основном с начала 90-х годов.

В настоящее время судебная власть — одна из трех независи­мых ветвей власти, которая осуществляется от имени Республи­ки Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение испол­нения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики. Судебная власть как вид государственной деятельности принадлежит специальным орга­нам государства — судам, входящим в судебную систему Казах­стана.

По мнению К. А. Мами, судебная власть — это самостоятель­ная и независимая ветвь единой государственной власти, установ­ленная Конституцией, реализуемая от имени государства специ­альными государственными органами — судами, учреждаемыми в предусмотренном Конституцией порядке, наделенными законом компетенцией по разрешению правовых споров и дел; выполне­нию других возложенных на них задач в целях защиты прав, сво­бод и законных интересов человека и гражданина, государства и организаций, действующими в особых процессуальных формах и обладающими правом издавать решения обязательного характера на всей территории государства, обеспечиваемые его принудитель­ной силой[16].

К. X. Халиков полагает, что судебная власть — это особая дея­тельность государства по защите прав, свобод и законных инте­ресов граждан, прав и законных интересов всех органов, органи­заций, по обеспечению исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров на осно­ве принципов демократии, социальной справедливости, гуманизма и законности[17].

Есть более краткое определение, что под судебной властью не­обходимо понимать функции, полномочия управомоченных на их осуществление специальных государственных органов[18]. К исклю­чительной функции, составляющей содержание судебной власти, Основной Закон (ч. 1 ст. 77 Конституции РК) относит правосудие.

В целях усиления гарантий по защите прав и свобод человека и гражданина и упрощения судебных процедур 17 ноября 2008 года принят Конституционный закон «О внесений изменений и допол­нений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», направленный на приведение названного закона в соответ­ствие с обновленной Конституцией. Конституционный закон пред­усматривает создание трехзвенной системы судов в республике. В соответствии с мировыми стандартами — все дела, без исключе­ния, как гражданские, так и уголовные, будут рассматриваться в судах первой инстанции — районных, городских.

Областной суд будет выступать в качестве апелляционной и кас­сационной инстанций. В отличие от действовавшей ранее апелля­ции областной суд теперь наделяется полными правами суда пер­вой инстанции — полностью исследовать все обстоятельства дела и выносить решение или приговор. Апелляционная инстанция не будет отправлять дело в суд первой инстанции для нового рассмо­трения, поскольку наделена правами суда первой инстанции. В связи с тем что граждане имеют право на пересмотр дела выше­стоящим судом в коллегиальном составе, за апелляцией вводится в действие судебная инстанция, называемая «кассационной», где проверяются решение или приговор, вынесенные как судом пер­вой инстанции, так и апелляционной.

Верховный суд рассматривает дела в надзорном порядке и дол­жен отменять, изменять и принимать новое решение только в слу­чаях существенного нарушения норм материального либо процес­суального права.

Суды как орган судебной власти являются субъектами право­применительной и правоохранительной деятельности.

Основными признаками судебной власти являются:

Судебная власть — одна из трех ветвей власти и осуществля­ется только государственными органами, которые выражают госу­дарственную волю;

Судебная власть принадлежит только судам. Это означает, что субъектом, осуществляющим судебную власть, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способами воздействия на поведение людей, а через это — и на процессы, происходящие в обществе. Помимо судей, постоянно действующих на профессиональной основе, судебную власть в Казахстане могут осуществлять с 1 января 2007 года и присяжные заседатели, привлекаемые к уголовно­му судопроизводству в установленном законом Порядке;

Судебная власть осуществляется путем судопроизводства на основе и строго в соответствии с процессуальным законом, где подробно регламентируются правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Запрещено издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключи­тельных полномочий суда другим органам;

Суд как государственный орган имеет властные полномочия. Это означает, что все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Республики.

Вступившие в законную силу приговор, решение или поста­новление суда обязательны для всех как в отношении указанных в них предписаний, так и установленных судом обстоятельств и их правовой оценки. Никто не вправе произвольно искажать решение суда, порочить его и препятствовать исполнению. Выражение не­согласия с судебным решением и его обжалование (опротестова­ние) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке.

В случае невыполнения судебного решения органы, их испол­няющие, вправе применить принудительные меры для их реализа­ции. Злостное неисполнение вступившего в законную силу судеб­ного постановления, а равно воспрепятствование его исполнению гражданами, представителями власти и служащими влечет уго­ловную ответственность.

Неотъемлемыми признаками судебной власти в государстве, придерживающемся курса демократизации общественной жиз­ни, являются ее независимость, самостоятельность и обособлен­ность.

Независимость означает, что суды при отправлении правосу­дия подчиняются только Конституции и закону, не зависят от ор­ганов законодательной и исполнительной власти, от иных органов, организаций, партий, движений, должностных лиц, от мнений и позиций сторон в судебном процессе, от выводов органов предва­рительного следствия и прокурора, от вышестоящих судов.

Самостоятельность судебной власти выражается в том, что суд не делит свои полномочия с какими-либо другими Органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Самостоятельность и независимость судебной власти нужны не для того, чтобы она стала неконтролируемой и неуправляемой, а для обеспечения реальной возможности пресечь произвол других властей и защитить права и свободы как отдельных граждан, так и их объединений и общества в целом.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее незави­симостью и самостоятельностью. Судебная система не входит в какую-либо другую государственную структуру и действует обо­собленно в своей специфической сфере. Ее взаимодействие с дру­гими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей.

Таким образом, судебную власть можно определить как неза­висимую ветвь единой государственной власти, установленную Конституцией, реализуемую от имени государства специально уполномоченными органами (суд, судья), наделенными законом компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров и дел, выполнению других возложенных задач с соблюдением про­цессуальных норм и обладающими правом издавать решения обя­зательного характера на всей территории Республики.

Основные международные стандарты и требования по обеспе­чению независимости судебной власти закреплены в целом ряде документов ООН. Среди них — Всеобщая декларация прав чело­века (1948 г.), Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Основные принципы независимо­сти судебных органов, принятые по профилактике преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.) и другие. Кроме того, требуют учета международные инструменты, не имеющие обяза­тельную силу для Республики. Это — Рекомендация Комитета Ми­нистров Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей или «Всеобщая хартия судей», принятая в 1999 г. в Тайва­не Международной ассоциацией судей и «Хартия судей Европы», принятая в 1993 г. Европейской ассоциацией судей и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: