Отношение врач-пациент как взаимодополнение
Типы отношений врач-пациент
В анализе отношения врач-пациент существуют две точки зрения: Т.Парсонса, который определяет это отношение как взаимопонимание между двумя социальными актерами и Е.Фрейдсона, которыйопределяет это отношение как потенциально конфликтное.
По Парсонсу как врач так и пациент играют свои собственные, взаимодополняющие роли: пациент должен искать медицинское обслуживание и сотрудничать с врачом, а врач должен использовать свои знания для блага больного.
Предписанные социальные права и обязанности уменьшают потенциальный конфликт, хотя не может его полностью исключить.
Два американских автора Т.Шош и М.Холлендер видоизменили модель Парсонсона особенно в той его части качающейся идеи взаимности отношения, считая, что не существует единая модель терапевтического отношения. Они идентифицировали 3 типа отношений врач-пациент:
Модель | Роль врача | Роль пациента | Клинич..... | Прототип |
Активность-пассивность | Что-то делает пациенту | Пассивный пациент (не в состоянии отвечать) | Анестезия, кома, тяжелые раны | Родитель-ребенок |
Координация-сотрудничество | Говорит пациенту что надо делать | Сотрудничает, послушный | Острые болезни, инфекции и т.д. | Родитель-подросток |
Взаимное участие, взаимная кооперация | Помогает пациенту помочь себе самому | Участник (партенериат) | Хронические болезни | Взрослый- взрослый |
Источник конфликта по Фрейдсону кроется в различных интересах и перспективах пациента и врача. Для Фрейсона медицина не определяется своим универсализмом и единственной свою заботе о «добре больного». Как профессия она представляет собой один из многих групповых интересов существующих в соаременном обществе. Личный интерес врача контрастирует с афишированным альтруизмом через профессиональную риторику. Более того, этические кодексы и законы, которые регламентируют медицинскую деятельность, далеки от состояния быть только учреждение для охраны здоровья, они в равной степени являются механизмами, которые охраняют врачей от вмешательства публики и конкуренции со стороны других профессионалов. Фрейдсон утвержает, что социальные связи и различный опыт врача и пациента находится постоянно в конфликте.
|
|
Другой источник конфликта по Фрейсону это противоречивые ожидания врачей в отношении поведения пациентов.
Врачи жалуются на современных пациентов, считая их «незнающими», но с претензиями «всезнающих». Идеальным пациентом они считают того, который способен сам достаточно точно определить свое состояние здоровья, способный выяснить какие проблемы надо обсудить с врачом. Но этот рецепт идеального пациента контрастирует с желанием чтобы пациент безоговорочно согласился с диагнозом и лечением врача.