Отношение врач-пациент как потенциально-конфликтное

Отношение врач-пациент как взаимодополнение

Типы отношений врач-пациент

В анализе отношения врач-пациент существуют две точки зрения: Т.Парсонса, который определяет это отношение как взаимопонимание между двумя социальными актерами и Е.Фрейдсона, которыйопределяет это отношение как потенциально конфликтное.

По Парсонсу как врач так и пациент играют свои собственные, взаимодополняющие роли: пациент должен искать медицинское обслуживание и сотрудничать с врачом, а врач должен использовать свои знания для блага больного.

Предписанные социальные права и обязанности уменьшают потенциальный конфликт, хотя не может его полностью исключить.

Два американских автора Т.Шош и М.Холлендер видоизменили модель Парсонсона особенно в той его части качающейся идеи взаимности отношения, считая, что не существует единая модель терапевтического отношения. Они идентифицировали 3 типа отношений врач-пациент:

Модель Роль врача Роль пациента Клинич..... Прототип
Активность-пассивность Что-то делает пациенту Пассивный пациент (не в состоянии отвечать) Анестезия, кома, тяжелые раны Родитель-ребенок
Координация-сотрудничество Говорит пациенту что надо делать Сотрудничает, послушный Острые болезни, инфекции и т.д. Родитель-подросток
Взаимное участие, взаимная кооперация Помогает пациенту помочь себе самому Участник (партенериат) Хронические болезни Взрослый- взрослый

Источник конфликта по Фрейдсону кроется в различных интересах и перспективах пациента и врача. Для Фрейсона медицина не определяется своим универсализмом и единственной свою заботе о «добре больного». Как профессия она представляет собой один из многих групповых интересов существующих в соаременном обществе. Личный интерес врача контрастирует с афишированным альтруизмом через профессиональную риторику. Более того, этические кодексы и законы, которые регламентируют медицинскую деятельность, далеки от состояния быть только учреждение для охраны здоровья, они в равной степени являются механизмами, которые охраняют врачей от вмешательства публики и конкуренции со стороны других профессионалов. Фрейдсон утвержает, что социальные связи и различный опыт врача и пациента находится постоянно в конфликте.

Другой источник конфликта по Фрейсону это противоречивые ожидания врачей в отношении поведения пациентов.

Врачи жалуются на современных пациентов, считая их «незнающими», но с претензиями «всезнающих». Идеальным пациентом они считают того, который способен сам достаточно точно определить свое состояние здоровья, способный выяснить какие проблемы надо обсудить с врачом. Но этот рецепт идеального пациента контрастирует с желанием чтобы пациент безоговорочно согласился с диагнозом и лечением врача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: