Патристика и схоластика

Теология и теоцентризм

Средневековая философия

Теоцентризм – Бог в центре мироздания, философия исходит из веры в Бога и в божественное откровение, а философская рефлексия о предельных основаниях бытия подчинена теологии.

Теология (греч. theos – Бог, logos – учение) – теистические вероучения, выражающиеся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Бога. Бог не есть безличная божественность, он есть личность и как личность сообщает человеку знание о себе через слово, что порождает центральную проблему богопознания.

-) Бог «правит» миром (провиденциализм);

-) проблема оправдания Бога в контексте несовершенства мира, где зло существует во имя эстетического разнообразия, как испытание, посланное человечеству в качестве наказания за его грехи (теодицея);

-) единство и единственность Бога (монотеизм), предполагающая отсутствие дуальной оппозиции (темного Бога, материи) и постулирующая творение мира из ничего (демиургичность и креационизм);

-) возможность личного общения человека с Богом (мистическое богословие).

Библия – достаточный источник истины о мире. Открытие человеческой индивидуальности – душа – не эманация в космосе, не капля росы, но она уникальна, неповторима и своеобразна. Идея равенства людей вне зависимости от обстоятельств, где душа равна душе. Линейность истории, нет циклов, нет вечного возвращения. Всеобщая предопределенность, не будет ничего нового. Вместо эроса как становления – принцип христианской любви, где Бог есть любовь. Открытие духовного измерения человека, нет противоречивости души и тела, есть еще дух – связующий человека с Богом. Герменевтический характер философии – истолкование, интерпретация священного писания и священного предания.

Дуализм в восприятии мироздания –

-) мир небесный, священный, воплощает добро;

-) мир земной, греховный, уподобляется злу.

Патристика – (лат. – pater – отец) – II‑VIII вв. – философия раннехристианских авторов – Отцов церкви (Ориген, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Иероним, Амвросий, Августин, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит)

Схоластика – (греч. – scola – ученая беседа, школа) – IX‑XIV вв. – тип религиозной философии, предполагающий подчинение примату теологии, соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой, с целью найти рациональные доказательства бытия Бога, соединив веру и разум (Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам). Связана с возникновением городских школ как центров образованности, затем – с появлением университетского образования. Основана на принципе «двойственности истины», предусматривающей истины знания и истины веры.

Предмет внимания схоластики – догмат о троичности Бога, о предопределении, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе и воздаянии, о воскресении). Проблема – совершаются ли деяния Бога на основе его свободной воли, или на основе божественного разума, подчиняющего себе божественную волю (что предполагает возможность толкования божественных деяний как сугубо рациональных, а потому вполне доступных человеческому разумению).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: