Проблема универсалий
-) Реализм – подлинной реальностью, субстанциальным бытием обладают не единоличные вещи, а только общие понятия (универсалии), существующие вне сознания и материального мира. Бог – субстанциальное понятие, а имя Бога – это и есть Бог (онтологическое доказательство бытия Бога) (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский).
--) Умеренный реализм – общее – бытие, созданное Богом, но вещи причастны этому высшему бытию, т.к. в них – моменты общего. Общие понятия существуют:
---) «до вещей» – идеи в божественном разуме;
---) «в вещах» – формы единичного;
---) «после вещей» – понятия в человеческом разуме как результат абстрактного мышления(Фома Аквинский).
-) Концептуализм – общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах. Общее не существует вне вещей, оно – в вещах и выделяется нашим умом, общее реально лишь для ума (концептуально) (Пьер Абеляр).
-) Номинализм – универсалии – лишь имена общих вещей, они возникают в процессе познания и существуют только в языке, т.е. реально существуют лишь единичные вещи (У. Оккам, Д. Скот).
Попытка соединить христианские принципы с установками платонизма.
Бог – есть высшее бытие, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, обусловливающие порядок в мире. Мир сотворён Богом из ничего по доброй воле. Человек представляет собой симбиоз материального тела и разумной души (независимая от тела духовная субстанция, обладающая способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины (идеи) в свете божественного просвещения). Человек наделён свободой воли, которая сводится к свободе выбора между добром (спасением) и злом (гибелью). Стремясь спасти свою бессмертную душу, человек подчиняется:
-) божественным заповедям;
-) божественному руководству, в силу греховной природы человека, т.к. Адам передал волю, отягощенную грехом.
Стремление человека к счастью должно выражаться в познании Бога и уяснение зависимости от него.
Две проблемы:
-) Динамика человеческой личности («Исповедь») – психологический самоанализ личности позволил вскрыть «темные бездны» души. Это требует божественной благодати и выхода личности из духовной инерции, которые обусловят спасение. При этом бытие Бога можно вывести из самосознания человека, а не из анализа устройства мироздания.
-) Динамика общечеловеческой истории («О граде Божием»):
--) Град земной – государственность, основанная на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, что тем не менее, не отменяет государственной власти, так как насилие носит неизбежный характер.
--) Град Божий – духовная общность, основанная на любви к Богу, доведенной до презрения к себе, которая институционально воплощается в объединении людей в рамках церкви и религиозной общины.