Философия Нового времени характеризуется тесной взаимосвязью между метафизикой и естествознанием. Складывающаяся философская картина мира была одновременно и естественнонаучной, а философия, понимающая себя в качестве целостной системы, включала философию природы как свою системно-методологическую часть. Мир философам Нового времени видится как упорядоченный, однородный, единый, подчиненный строгим законам движения и одновременно поддающийся аналитическому расчленению и последующему синтезированию.
Механика была превращена в фундаментальную методологическую парадигму познания, что было вызвано, в том числе влиянием механики Ньютона, особенно в трактовке таких понятий как «материя», «движение», пространство», «время». Бог воспринимался как первоисточник движения, источник внутренней активности в материи и гарант метафизического единства мира. Философ (естествоиспытатель) воспринимался как подражающий Богу механик-конструктор, изгоняющий из природы чудеса и сводящий ее явления к простым и очевидным началам. Мир тел природы представал как созданный Богом мир «машин», а тело человека воспринималось как самая совершенная и изумительная из них.
|
|
Для философии Нового времени был характерен рационализм в широком смысле слова. Господствовала уверенность в способности разума разгадать загадки природы, распознать сущность вещей, познать окружающий мир и самого человека и, в конечном счёте, преобразовать природу, переделать общество и человека на разумных началах. Установка на всесилие разума в решении жизненных проблем вызвало к жизни лозунг «Знание – сила» (Р. Бэкон), то есть знание воспринималось как средство подчинить природу с целью ее утилитарного использования. Истина воспринималась неизменной и самотождественной, её стоит только постигнуть.
Человек воспринимался:
-) как часть природы;
-) постулировался принцип его несводимости:
--) к природе благодаря его особым познавательным способностям, а именно – самосознанию как нового пространства познавательной реальности, когда появилось разделение на «субъект» и «объект» как самотождественных и противопоставленных друг другу частей реальности (Декарт, Лейбниц);
--) к обществу через утверждение принципа «субъективности», проявляющегося через идеи свободы, индивидуализма, рационализма и легализации автономной деятельности человека.
На основе идеи о равноценности реального и мыслимого разрабатывается принцип «mathesis universalis» – универсальный логико-математический метод для философского познания. В качестве образца философского знания выступают модели либо математического, либо естественнонаучного знания с целью превратить философию в строгую науку. Наблюдается отождествление порядка идей с причинно-следственным порядком вещей. Делаются попытки разработать несколько простых и ясных правил метода (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
|
|
Появляются доктрины рационального переустройства общества в рамках т.н. теорий «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо).
Отстаиваются идеи о несовпадении
-) государства (сфера насилия) и
-) гражданского общества (сфера свободы).
Частная собственность провозглашается стержнем гражданского общества. Присутствуют идеи того, что природность не равна социальности и провозглашается идеал возвращения общества к элементам естественного состояния (Руссо).