Мистическая философия свободы Н.А. Бердяева
Персоналистические идеи – апофеоз человека и его духа как центра бытия и всех миров – философия призвана познать бытие из человека и через человека.
Два мира в человеке:
-) природный – объект, вещь, необходимость, определенность, пассивность, неподвижность – порождает индивида;
-) духовный – субъект, жизнь, свобода, творчество – формирует личность.
Структура мироздания:
-) Первичный хаос, Ничто, (Ungrund) воплощает абсолютную свободу;
-) Дух, субъект, творческое начало жизни уподобляется Богу, который аналогичным образом творит мир из хаоса;
-) Природа – пребывает вне духа, она объективна, множественна и делима в пространстве;
-) Человек есть микрокосмос, свобода в нем присутствует в виде творчества.
Свобода – первична по отношению ко всему бытию, это предшествующий принцип, появившийся до Бога и мира. Свобода коренится в «ничто», из которого Бог создал мир. Зло и добро проистекают из свободы, отрицающей всемогущество Бога. Бог лишь помогает тому, чтобы свободная воля становилась добром, но не в силах искоренить зло. На Боге лежит ответственность за появление зла (■ этот тезис противоречит точке зрения христианства, где зло воспринимается как злоупотребление человека свободой, полученной от Бога).
|
|
Творчество – есть процесс возникновения нового через свободу, это переход небытия в бытие посредством акта свободы, при котором новое возникает из бездонной свободы (хаоса).
Философия жизни – философское направление преимущественно в немецкой и отчасти во французской философии последней трети XIX – начала ХХ века, рассматривающее жизнь как первичную реальность, как целостный органический процесс, который предшествует разделению материи и духа, бытия и сознания.
Жизнь как целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящего механическим, неорганическим образованиям, всему определённому, застывшему и «ставшему», понимается в трактовках:
-) биологических (Ф. Ницше, Л. Клагес) – как первичная жизненная реальность «воли к власти»;
-) космологических (А. Бергсон) – как космический «жизненный порыв», который постигается внутренним переживанием;
-) культурно-исторических (В. Дильтей, О. Шпенглер, Г. Зиммель) – как поток культурно-исторически обусловленных переживаний.
Основания философии жизни:
-) разум по самой своей природе безнадёжно оторван от жизни;
-) рассудочно-механистическое познание и наука способны постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи;
-) рациональное познание ориентировано лишь на удовлетворение чисто практических интересов;
-) постулирование необходимости использования интуитивных, образно-символических способов постижения иррациональной в своей основе жизненной реальности.