Баденская школа
Марбургская школа
Попытка войти в учение Канта без «вещи в себе» на базе абсолютного идеализма с использованием философских положений Гегеля. Бытие – не ощущаемое, а категориально мыслимое, нет бытия, которое само не было бы положено в мысли. Пространство и время – не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления, что порождало мысль об «имманентности» бытия сознанию. Математика основана на априорных формах не чувственности (Кант), а мышления, поэтому она может не обращаться к категориям пространства и времени (Э. Кассирер).
Предмет познания не «дан», но «задан», он последовательно создаётся посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным категориям и формам мышления: «Мышление не может иметь никакого начала вне самого себя. Чистое мышление само по себе и тлько оно само должно порождать чистое познание» (Г. Коген).
Гносеологический идеализм (П. Наторп) – действительность – есть порождение понятий наук (■ «материя» была впервые создана Г. Галилеем, так как он первый дал ей научное определение).
|
|
Предмет познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, и не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в «долженствовании», имеющем трансцендентную природу в духе философии Фихте (Г. Риккерт):
-) отказ от вневременного, статического идеализма в пользу историчности познания;
-) отказ от абстрактной всеобщности в пользу ни к чему не сводимой иррациональности индивидуального;
-) отказ от систематического мышления и философской тематизации жизни с требованием её категориального познания (Э. Ласк).
Проблема интерпретации гуманитарных наук.
Науки:
-) «генерализирующие» (обобщающие, «номотетические») – науки о природе – направлены на общее, упрощают действительность, так как основаны на отборе и выявляют естественные законы;
-) «индивидуализирующие» (гуманитарные, «идиографические») – науки о духе – направлены на анализ единичных, уникальных явлений, имеют дело с миром ценностей и долженствования (В. Виндельбанд).
Два способа рассмотрения материи опыта:
-) общее – выходит на категорию закона, обладающего регулятивным значением;
-) индивидуальное (категориальная форма индивидуального) – имеет конститутивное значение (Г. Риккерт).
Неогегельянство – направление в европейской философии, которое, опираясь на круг идей Гегеля и его последователей, ставило своей целью на основе пересмотра наследия немецкого трансцендентального идеализма преодолеть кризисное состояние европейского мышления и культуры, вызванное распространением марксизма (материализма), позитивизма (эмпиризма), философии жизни (иррационализма) и неудовлетворённостью ответов, предложенных неокантианством.
|
|
Ключевое противоречие гегелевской философии в противоположности интенций, порождаемых акцентированием
-) аспекта системы – абсолютный идеализм (монизм), связанный с завершённостью развития на финишном этапе процесса самопознания Абсолютной идеи или
-) аспекта метода – диалектический метод (историцизм), предполагающий бесконечность и принципиальную незавершённость процесса познания.