Философия бессознательного Эдуарда фон Гартмана
На базе волюнтаризма Шопенгауэра и философии тождества Шеллинга, пытался с помощью спекулятивно-индуктивного метода вывести то, что лежит по ту сторону сознания (является трансцендентной стороной сознания), то есть, мир бессознательного. Считал бессознательное духовное начало основой всего сущего, которое образует абсолютное единство воли и идеи (представления). В индивидах это бессознательное создаёт сознание, которое есть душа. Сознание есть лишь орудие в руках бессознательной мировой воли, которая является источником и движущей силой развития. Чем выше и совершеннее становится сознание в ходе мирового процесса, тем больше оно достигает понимания того, что эволюция влечёт бессознательное к уничтожению Вселенной путём осознания её неразумия и нецелесообразности.
Онтологический пессимизм выразился в утверждении, что всякое желание ведёт к несчастью, и только отказ от него ведёт к лучшему из возможных состояний – к безболезненности. Цель бессознательного – в спасении мира от бедствий желания. Достигнуть безболезненности возможно через разоблачение всякой псевдоморали, направленной на достижение счастья, в частности, путём избавления от трёх иллюзий:
|
|
-) иллюзии земного счастья;
-) иллюзии потустороннего счастья;
-) иллюзии достижения счастья в результате социального прогресса.
Мировая душа лежит в основе всего сущего – это есть первообраз идеи, в соответствии с которой был сотворён мир, это созидательное творческое начало.
I. София (первообраз многообразия мира) есть Абсолют, Бог. Логос – божественный замысел, закон и метод осуществления любой вещи, утвердившийся в других вещах в акте творения. Логос воплотился в Христе, который есть симбиоз Логоса и Софии.
II. Сущее (начало всякого единства) – воплощается в благе, истине и красоте. Человек есть вершина творения, в нём природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область Абсолютного. Человечество как целое есть единство. Богочеловеческий процесс приведёт к восстановлению «цельного человека» через любовь как внутреннее чувство. Любовь ведет весь мир через человека к осуществлению всеединства всего сущего, в том числе материи, в Боге (пантеизм и спинозизм).
III. Мир вещей (бытие) – природа, которая
-) множественна, что выражается во взаимном вытеснении, вражде и борьбе;
-) едина – благодаря Мировой душе.
IV. Хаос, несовершенство, время и пространство разорваны, тюрьма для человека, «выпадение» из лона Абсолюта.
Однако мир движется по пути к совершенству, это есть процесс собирания Вселенной. Цель мирового процесса – утверждение царства Бога и всеобщее воскресение и восстановление всех.
|
|
Абсолютное – единство всего, что существует, это последняя основа всякого бытия. Абсолют – единство себя и своего отрицания. Абсолютное начало есть любовь (как самоутверждение существа и утверждение им другого). Мир единосущен Богу, соответственно, ещё и в дочеловеческой природе мир отмечен грехом и неправдой (■ против постулатов христианства, в соответствии с которыми зло вошло в мир через человека).
-) Абсолютное – вечный божественный мир, сфера вечных идей, но в нем – источник зла (эмпирическое зло вытекает из зла метафизического).
-) Другое – видимый мир, «абсолютно становящееся», он подчинен времени и конечен. Это «другое» Бога, несовершенное бытие.
Материальный мир – только другое положение и перестановка элементов, пребывающих в мире божественном (■ против христианской метафизики о творении мира как создания нового).