Постпозитивизм. Главный предмет изучения – не история науки, но механизмы развития знания (как появляется новая теория и добивается признания). В центре внимания – история

Главный предмет изучения – не история науки, но механизмы развития знания (как появляется новая теория и добивается признания). В центре внимания – история развития и смены научных идей и теорий. Наблюдается отказ от кумулятивизма в развитии знания и уделяется внимание анализу характера изменений научного знания, в процессе которого смена теорий уподобляется смене фактуального базиса науки.

Смягчение дихотомии

-) эмпирическое – теоретическое;

-) факты – теории (теоретическая нагруженность фактов (для установления фактов всегда требуется определенная теория), следовательно, факты детерминируются теорией);

-) открытие – обоснование – возникновение и развитие новой научной теории является в то же время ее обоснованием;

-) наука – философия (стирание граней между наукой, мифом и философией(Фейерабенд)).

-) Научные революции Томаса Куна

Две фазы в развитии науки

-) Эволюционная – уверенность учёных в том, что они хорошо знают и понимают окружающий их мир, что обусловливает их приверженность к определенной точке зрения на природу мира. Парадигма (греч. – образец, пример) – мировоззренческий и методологический фундамент нормальной науки, совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом. Развитие науки на этой стадии осуществляется через кумуляцию – увеличение знаний о мире.

-) Революционная – фальсифицируемость фактов, вытекающих из теории растёт, следовательно, обоснованность теории рушится (■ система Птолемея сменилась системой Коперника). Парадигмы доминируют в науках на определённом этапе её развития (■ эволюционизм Дарвина, теория относительности Эйнштейна). Научная революция есть процесс изменения видения мира, языка описания, стандартов и схем его аргументации, что приводит к соперничеству и смене парадигм.

-) Научно-исследовательские программы Имре Лакатоша

(■ «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа»). Выступил против:

-) индуктивизма – учёный для обобщения выбирает определенные факты);

-) конвенционализма как критерия научности, так как после появления опровергающих науку фактов, она не сразу отбрасывается;

-) фальсификационизма.

Рост науки как соперничество:

а) научно-исследовательских программ, что порождает научную революцию и

б) смену кодексов научной честности – выражение методологической ориентации научно-исследовательских программ.

-) Методологический анархизм Пола Фейерабенда

Ценность науки – призрачна, она уподобляется другим репрессивным социальным институтам, таким как государство и церковь. Научный метод носит принудительный характер, кроме того, научная рациональность связана с пропагандой и принуждением, с практикой «промывания мозгов». Наука тем самым представляет собой угрозу демократическому обществу. Наука не может решить все проблемы, более того, наличествует разноголосица мнений среди ученых, к тому же научные открытия нередко совершались дилетантами и новичками.

Методологический анархизм – анархист – секретный агент, попавший в стан врага, чтобы разложить его изнутри (■ «в науке допустимо все»). Необходимость пролиферации – умножения гипотез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: