Основные направления в философии науки
Эволюция научной картины мира
Научная картина мира – обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обуславливающее стиль и способ научного мышления.
-) Классическая (механистическая) – XVII-XVIII вв. – (Галилей, Ньютон) – основана на представлении о прогрессивно направленном линейном развитии с жёстко однозначной детерминацией – прошлое определяет настоящее, настоящее определяет будущее. Отдельные события не оказывают никакого влияния на субстанциально-незыблемый пространственно-временной континуум. Рассмотрение объектов в режиме элиминации субъекта, как если бы они существовали сами по себе вне и независимости от субъекта, без учета возмущающих факторов и помех, в строго заданной системе координат. Проблема познания сводится к поиску адекватного предмету объективного, единственно верного метода познания, универсального объяснительного эталона, с помощью которого может быть постигнута истина в её конечной инстанции.
-) Неклассическая (электродинамическая) – XIX‑XX вв. – (Эйнштейн) – представляет процесс развития в виде синусоиды, развивающейся вокруг магистральной направленности развития. Развитие системы направленно, но ее состояния в каждый момент времени строго не детерминированы, зачастую зависят от случая (закон вероятности, больших чисел, закон среднего, статистическая закономерность). Закономерности в развитии просматриваются лишь на уровне систем, но не на уровне индивидов. В процессе исследования объектов необходимо учитывать влияние познавательно-методологического аппарата, который воздействует на конечные результаты.
-) Постнеклассическая (квантово-релятивистская) – вторая половина XX‑начало ХХI вв. – (Пригожин) – развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что зависит от влияния даже незначительных факторов (т.н. «укол»), в результате которых система полностью перестраивается, порождая новый уровень организации. В определении характера развития систем велика роль входящих в них индивидов, малые причины приводят к глобальным следствиям, будущее носит неопределённый характер. Структурность и хаос равнозначны, наблюдается стохастичность действительности, что приводит к спонтанному структурогенезу. Исследование объекта напрямую зависит от состояния познавательных способностей субъекта, то есть, само бытие объекта в каждых конкретных формах зависит от субъекта.
Черты позитивизма:
-) известно лишь то, что сообщают науки с помощью естественно-научного метода (каузальные законы, господствующие над фактами);
-) вера в неизменность прогресса, грядущее благосостояние и человеческую солидарность;
-) наука – единственный прочный фундамент индивидуальной и общественной жизни;
-) вера в научную рациональность и в постоянный беспрепятственный рост науки;
-) борьба против идеалистических трактовок реальности.
-) «Позитивная» философия Огюста Конта
Истина отыскивается не философским, но научным методом, а собственно философские проблемы – это псевдопроблемы. Позитивная философия – способ мышления, который опирается только на факты, на позитивные данные.
Три закона позитивизма:
--) Закон трёх стадий – человечество проходит в своём развитии три необходимые стадии:
---) теологическая – склонность объяснять явления природы целесообразными действиями потусторонних сил;
---) метафизическая – потусторонние силы заменяются абстрактными принципами, вместо воли Бога вводятся естественные причины;
---) позитивная – наука занимается описанием наблюдаемых фактов, их группировкой и классификацией сообразно общим законам, подсказанным самими фактами.
--) Закон подчинения воображения наблюдению – наблюдение и сбор фактов – единственный способ получения знаний. Задача учёного состоит в том, чтобы ответить на вопрос «как» происходят явления, а не «почему» они происходят. Ответ на вопрос «как» кроется в раскрытии причинно-следственных связей.
--) Энциклопедический закон – классификация наук должна строиться:
---) по хронологическому (от древнего к новому),
---) от простого к сложному,
---) от абстрактного к конкретному принципам, что позволяет систематизировать причинно-следственную связь наук следующим образом: математика → астрономия → физика → химия → физиология → социология → мораль.