Концепция личностного знания Майкла Полани

Конвенционализм Анри Пуанкаре

Общие теоретические принципы науки являются продуктами человеческого ума. Ум учёного с помощью соглашений создаёт понятийный аппарат – категориальную схему (т.н. «язык науки»), с помощью которой он познаёт «грубые объективные факты».

-) Теоретические принципы творятся учёным, а

-) результаты его творений обусловлены опытом и плодотворностью их применения.

Учение об объективном инварианте сводится к тому, что содержание различных теорий одного и того же фрагмента реальности взаимопереводимо, то есть существуют инвариантные (объективные) закономерности, являющиеся соотношениями между голыми фактами. Научные факты (голые факты, переведённые на язык науки) и соотношения между ними зависят от условных соглашений, создаваемых человеческим разумом.

Критика неопозитивистской модели научного познания и идеи деперсонализированного научного знания. Знание обладает чертами наблюдаемого по содержанию и конвенционального по форме.

Научное знание не деперсонифицировано: ■ «Идеал безличной, беспристрастной истины подлежит пересмотру с учетом глубоко личностного характера того акта, посредством которого провозглашается истина». Науку делают люди, обладающие мастерством, а искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, так как оно предполагает овладение большим запасом неявного знания, которое осваивается лишь в непосредственном общении. Учёные не могут быть механически отделены от производимого ими знания и заменены другими людьми, приобщёнными к этому знанию только с помощью книг и учебников, так как мастерство познания не поддаётся исчерпывающему описанию и выражению средствами языка.

Два типа знания:

-) явное знание (интерперсональное) – артикулированное, выражено в понятиях и суждениях;

-) неявное знание (личностное) – имплицитное, не артикулировано в языке и воплощённое в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве.

Научный опыт носит характер «личностного знания» – наработанный учёным с годами практических исследований опыт экспериментирования, классификации, диагностики, свободного владения теоретическим инструментарием. Личностное знание есть необходимый элемент научного знания – это страстный вклад познающего субъекта, его интеллектуальная самоотдача. Знания тем самым основаны на переживаниях и жизненных впечатлениях индивида. В науке присутствуют невербальные и неконцептуализированные формы знания, которые передаются путём подражания, непосредственной демонстрации, остенсивных определений, основанных на непосредственном указании на предмет и его свойства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: