Современный пролетариат как революционный класс перестал существовать, растворившись в массе. Революционной, системочуждой потенцией обладают лишь те, кто люмпенизирован западной цивилизацией и стремится демонтировать господствующую систему социально-экономических отношений. К таковым относятся: нетрудоустроенная молодёжь, маргинальные группы (бедняки, безработные, преступники, узники тюрем, жители «третьего мира», не вовлечённые в орбиту «модернизации», наркоманы, «враждебные интеллектуалы», противостоящие западной культурной традиции, представители сексуальных меньшинств, инфантилы, не желающие включаться в трудовую жизнь).
Главный объект изучения – не критика капитализма, а новая квазиреальность – технологическая рациональность, которая обусловлена не наличием частной собственности, а подчинением природы. Новое варварство наступает не в силу экономических форм господства, а из-за некоего метафизического субъекта господства, когда человек внутренне подчиняет себя другому человеку. Данное подчинение формирует сознание человека и обусловливает его бессознательные влечения. Бытие не соотносится с мышлением (последовательная реализация тождества бытия и мышления приводит к появлению фашизма, идеализма, марксизма). В современном мире создаются ложные образы реальности, обслуживающие власть. В теории важна не истинность, а ее функциональность в интересах системы. Индивид, получив материальные блага, служит государственному аппарату. Масс-медиа создают искусственные потребности, что приводит к блокаде инициативы и творчества.
|
|
Задачи социальной философии:
-) обнаружить пространство, свободное от господства;
-) помочь индивиду выстоять под натиском тотальности, уклониться от навязываемых форм организации;
-) спасти миметическое – непосредственное мировосприятие через единственно неотчужденный вид труда – критическое мышление.
-) Концепция гегемонии Антонио Грамши
Идея корректировки марксизма, представляющего собой доктрину «экономического детерминизма» с позиций «философии практики» как абсолютного «историзма». Философия призвана обеспечить высвобождение человека из-под власти экономического базиса, с целью решения насущных социальных задач. Власть современного капитала обеспечивается не только за счёт экономической эксплуатации как базиса общественных отношений, но и через использование механизмов надстройки – путём гегемонии господствующего класса:
-) горизонтальный уровень гегемонии – союз социальных сил под руководством доминантной группы или класса;
-) вертикальный уровень – занятие группой или классом господствующего положения в общественной жизни.
|
|
Ступени гегемонии:
-) экономико-корпоративная;
-) осознание общности классовых интересов;
-) выход интереса за рамки класса и превращения его в «интересы» других классов.
В результате возникает полная гегемония – экономическое, политическое, интеллектуальное и моральное единство действующих субъектов на основе выработанной философии и идеологии, оправдывающей (обосновывающей) историческую миссию доминирующего класса (группы). Экономика лишь создаёт почву для распространения определённого мышления, типа культуры, образа мыслей и способа решения актуальных задач.
Две стороны гегемонии:
-) насилие – принуждение, подчинение;
-) согласие – убеждение, руководство.
Две стороны гегемонии взаимопроникают друг в друга и создают феномен власти как «этико-политическое» руководство, основанное на согласии, облечённой в «броню принуждения».
-) Тупики «диалектики просвещения»
Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно
Анализ внеэкономических, метафизических структур власти (от подчинения внешней природы до тождественности – черта всей западной культуры – от олимпийской мифологии до культурной индустрии). Определяющая черта современной цивилизации – страсть к просвещению (к фактам, ясности и понятности), однако понятие мышления уже содержит регресс, оно мифологично. Техника выражает собой сущность знания, что выливается в эксплуататорском использовании труда других.
Развитие науки и технологий соответствует охватившим общественные массы новым технологическим сознанием – т.е. это есть постоянное стремление к господству над человеческими существами, что ведет к созданию «общества тотального администрирования» и усилению дегуманизации его членов (за это ответственен не только капитализм, но и марксизм).
Человек исчезает в больных, прогнивших, продырявленных капиталистических отношениях. Не народы и классы, а индивиды составляют конкретную историческую реальность. Они объединяются из чувства солидарности, но все они должны страдать и умирать. Присутствует надежда, что существование в этом мире – не последнее, к тому же сохраняется вера в справедливость.
-) Примитивность «одномерного человека» Герберта Маркузе
«Одномерный человек» – явление современной цивилизации, построенной на новомодных инструментах подавления. Наблюдается фальсификация реальных нужд людей в целях поддержания рыночной системы производства и потребления, существующей в формах, по большей части, иррациональных и бесполезных поисков удовольствия (■ спорт).
Техника представляет собой господствующую идеологию современного общества, выстроенную под реализацию главной идеи – обеспечения эффективности экономики, что исключает свободное развитие человеческих нужд и потребностей личность превращается в частицу огромного механизма современного производства, порождая действительность «счастливого рабства».
Социальная неудовлетворенность, определяемая борьбой с рабским характером труда, ослабляется все увеличивающемся уровнем потребления. Иллюзорная привычка к политической свободе на практике сводится к праву голоса на выборах неотличимых друг от друга политических представителей, занимающихся бесполезными дебатами. Современное общество – одномерно, оно препятствует свободному развитию человеческих нужд и способностей.
-) Структуралистский марксизмЛуи Альтюссера
Структурный анализ социальной реальности и «Капитала» К. Маркса предполагает рассмотрение человека как функции поддержания целостности социальной системы (т.н. «теоретический антигуманизм» Маркса), то есть индивид является агентом структур социальных отношений: ■ «не с конкретными людьми имеет дело наука, а с людьми-функциями в определённой структуре, носителями рабочей силы, представителями капитала».
|
|
-) Идеологические аппараты государства – есть одно из средств, с помощью которых обеспечивается господство капиталистического класса. Идеологические аппараты опираются на идеологические процедуры воздействия:
--) религиозные – система различных церквей;
--) образовательные – система общественных и частных школ;
--) семейные;
--) юридические;
--) политические – политические системы, партии;
--) профсоюзные;
--) коммуникационные – пресса, радио, телевидение;
--) культурные – литература, искусство, спорт.
--) Репрессивные аппараты ориентируются на применение или угрозу применения прямого физического насилия.