Постмарксизм

-) Симулятивная реальность Жана Бодрийяра

Критика общества потребления – усталость от переизбытка потребления и производства

--) вещей-объектов вызывает к жизни процесс насыщения

--) вещами-знаками (симулякрами), где нет пределов потребления.

В социальной истории выявляются симулякры трёх порядков:

--) подделка социального с её метафизикой бытия и видимости (от Ренессанса до промышленной революции);

--) производство социального с его диалектикой энергии (труда) и законов природы (промышленная эпоха);

--) симуляция социального с её кибернетикой неопределённости и кода (современная социальная реальность).

Современный мир самореференционных знаков состоит из моделей и симулякров, которые никак не связаны с материальными референтами, они базируются на своей собственной «реальности».

Симуляция реальности в современном мире.

-) На социокультурном уровне симуляция реальности выражается в потере смысла, в утрате связи между обозначающим и обозначаемым. Жизнь превращается в «эксплуатируемое существование», когда человека насилует псевдо-язык, наполненный симулятивными абстракциями, а культура подменяется идеей культуры, симулякром, знаковой прорвой, гиперреальностью.

-) На политическом уровне реальность являет собой своеобразную форму симулятивного «отрыва от реальности», «виртуализации действительности», когда стираются грани между политической мыслью и абстракцией, между репортажем и режиссурой, между политикой и спектаклем.

-) На экономическом уровне субъекта донимает явная и скрытая реклама, создающая в человеке искусственные потребности и разжигающая в нем потребительские инстинкты, что превращает человека в орудие незримой эксплуатации.

-) Психоаналитический постмарксизм С. Жижека

Интерпретация диалектики Гегеля сквозь призму психоанализа Лакана позволяет вскрыть глубинно-психологические механизмы протекания процесса эксплуатации и порождает методологию исследования современных социальных феноменов с помощью понятий:

--) цинизм – правящие элиты осознают «дистанцию, разделяющую идеологическую маску и действительность», но не отказываются от этой маски, а продолжают действовать так, как если бы не отдавали себе в этом отчёта;

--) фантазм – сокрытость иллюзии в реальности социальных действий индивидов – фантазм работает в самой сердцевине социальной реальности: «все мы прекрасно сознаём, что бюрократия не всесильна, однако, попадая в бюрократическую машину, ведем себя так, как будто верим в ее всемогущество». Фантазм реальности порождает тезис о том, что правящие элиты ■ «сознают, что в своей деятельности следуют иллюзии, но все равно делают это»;

--) расщеплённость субъекта – субъект есть ответ Реального (объекта) на вопрос Другого: ■ «любой вопрос вызывает у своего адресата эффект стыда и вины, он расщепляет, истеризует субъекта; эта истеризация и конституирует субъекта». Объект есть для субъекта измерение влечения к смерти, травматического дисбаланса, человек – это «природа, тоскующая по смерти, потерпевшая крушение, сошедшая с рельсов, соблазнившись смертоносной вещью».

Субъект должен распознать в фигуре Другого (бюрократа),

---) противостоящую ему внешнюю силу, воплощающую «отчуждённую», субстанциальную власть

---) себя самого в своей инаковости (идея самоуправления, демократии) и «смириться» с происходящим;

-) тоталитаризм современных идеологий – следует избавиться от иллюзии о «постидеологичности» условий современной западной либерально-демократической реальности. Либеральная идеология тоталитарно воздействует на человека не извне, но изнутри, тоталитаризуя сознание через механизмы функционирования коллективного бессознательного: ■ «Если в сталинском СССР бюрократы ездят на «мерседесах» в качестве представителей народа, то в социалистической Югославии народ сам ездит на «мерседесах» в лице своих представителей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: