Самобытность славянофильства и западнизм западничества

Историософия П.Я. Чаадаева

Модели социального развития России

Выступил против теории прогресса и истории как естественного развития человека, утверждая, что народ есть особая нравственная личность, наделённая своим особым путём развития, направляемого Богом и таинственными побуждениями людей.

Мир – делится на две части –

-) Восток – ум созидается;

-) Запад – ум развивается (под началом католицизма и папы).

-) В России нет внутреннего единства, естественного развития, нет господства времени и истории, доминирует только географический фактор, ей свойственны равнины, пространство и неподвижность. Россия – вне истории, забыта Провиденьем, предоставлена самой себе, заблудилась на Земле. Россия не содействует развитию разума, лишь заимствует и подражает, она живет одним настоящим, а значит, общий закон развития отменён для России (■ «Черт догадал меня родиться в этой стране с умом и талантом!»)

Однако уже в «Апологии сумасшедшего» отсталость трактуется провиденциально, как потенциальная сила России. Страна огромна и провиденье поручило нас интересам человечества (■ «наша вселенская миссия уже началась») под эгидой Православной Церкви – смиренной и героической.

Черты славянофильства:

(Аксаков К.С., Киреевский И.В., Хомяков А.С., Самарин Ю.Ф.):

-) идея своеобразного пути развития России;

-) признание главенства православия;

-) признание свободы слова, печати, суда, образования;

-) против бюрократизма за права личности и общества;

-) приоритетное внимание не государству, а развитию народных форм жизни;

-) идея органического саморазвития народной жизни;

--) «земля» (народ и общество) есть начало общинное и личное, она противопоставляется

--) государству как началу принуждения и насилия.

Европа Русь
Государства образованы путём завоевания и насилия Мирное возникновение государства
Развитие – путем вражды и переворотов Мирный рост
Договорные, условные, недоверчивые и враждебные отношения между людьми и сословиями Естественные, свободные, миролюбивые отношения
Церковь смешалась с государством Церковь не смешана с мирскими целями
Формальные законы Обычаи, суд по совести
Частная собственность, индивидуализм Общинно-семейная собственнсть, коллективизм
Индивидуализированный быт Главное – благо семьи
Материальная жизнь, тяга к роскоши и богатству Духовная, простая, скромная жизнь
Утрата веры, много мнений, безрелигиозность В народе – истинно христианская вера
Нет предрасположенности к христианской духовности (культ силы и пр.) Общинно-семейный быт и восприятие христианской духовности
Рационализм, светскость, своемыслие западной церкви Верность преданию церкви православной
Раздвоение христианства на католичство и протестантизм Единство православия
Культ личной свободы, произвол, эгоизм Христианская форма реализации свободы – в самосовершенствовании
Самодовольство, гордость Смирение, кротость, самоотверженность
Рационализм, формализм знаний, власть анализа Цельность мировоззрения, верность христианскому преданию
Раздвоение быта и духа Единство духа и быта
Исчерпанность духовных начал Духовное лидерство во всемирной истории

Черты западничества:

(Грановский Т.Н., Кавелин К.Д., Станкевич Н.В., Герцен А.И., Белинский В.Г.)

-) недостатки России не субстанциональны, а вышли из несчастного исторического развития;

-) надежда на просвещение народа и гуманизм;

-) одобрение реформ Петра I, который открыл путь России к европейской цивилизации.

Западники Славянофилы
Идеал автономной от общества личности Цельная, слитая с обществом личность
Субъект свободы – индивид Субъект свободы – общность людей
Условие свободы – рационализация и индивидуализация сознания Апология нерефлексивной веры
Слитность с природой на основе рефлексии Слитность индивидов с церковью
Приобщение людей к общечеловеческому началу, к универсальности разума Христианский универсализм, отождествление общечеловеческих ценностей с православием, а русский народ – с человечеством
Философия сознательного действия Историю движет иррациональная стихия
Идеализация идей Просвещения, допущение резких скачков развития Критика принципов Просвещения и революции, идеал – в непрерывности развития
Правовой порядок Связь на основе общей веры, традиций и обычаев
Народ должен быть интеллигенцией превращен в нацию, т.е. индивидуализирован мыслью Возвращение интеллигенции в народ
Главный враг – докапиталистический уклад, идеализация либерально-буржуазных ценностей, апология Петра I Идеал – докапиталистический тип личности и общества, апология допетровской Руси
Одобрение буржуазного пути развития Отрицание капиталистического пути

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: