double arrow

Бытовой жанр

XIX

XIX

Пейзаж

XIX

XIX века

Портретная живопись.

XIX

Картина-эпопея эпохи романтизма, повествующая о драматических, переломных моментах истории человечества, отражает, в какой-то мере, глубинные социально-исторические процессы в общеевропейской жизни конца 1820—1840-х годов.

Федор Антонович Бруни (1799-1875) – сын швейцарского итальянца, который в 1807 году переехал с семьей в Россию. В 1809 году Федор Бруни был принят в воспитательное училище при Академии художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева, закончил Академию в 1818 году. Первая крупная работа — «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824, ГРМ), «Медный змий» (1841, ГРМ), «Моление о чаше» (1834, ГРМ).

Появление романтизма. Интерес к человеку, его внутреннему миру, привлекает человеческая личность сама по себе, независимо от происхождения.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836). С 1788 по 1803 учился в Академии художеств, где занимался в классе исторической живописи у профессора Г. И. Угрюмова и французского живописца Г.-Ф. Дуайена. В 1805 г. получил большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» (ГРМ). Портрет А. К. Швальбе (1804, ГРМ) - изображен приемный отец художника – седой старик с суровым лицом, волевым движением правой руки сжимающий трость. Убирает ненужные подробности с полотна, концентрирует внимание на лице и руках, т. к. они наиболее ясно выражают его психологию.

«Автопортрет с кистями за ухом» (около 1809, ГТГ) необычен смелым световым эффектом: луч света направлен резко сбоку, почти из-за спины художника, благодаря чему предельно подчеркнуты основные формы лица.

«Полковник лейб-гусарского полка Е. В. Давыдов» (1809, ГРМ).

ПортретВ. А. Жуковского (1816, ГТГ), С. С. Уварова (1810-е, ГТГ), А. С. Пушкина (1827, ГТГ) и Автопортрете в халате (1828, ГТГ).

Видным портретистом, современником О. А. Кипренского был Александр Григорьевич Варнек (1782-1843). «Автопортретом с палитрой и кистями в руке» (1805-1806, ГТГ). «Портрет неизвестного, сидящего в зеленом кресле» (1810-е, ГТГ), «Портрет Бутовского» (1816, Ростовский областной музей), «Портрет конференц-секретаря Академии художеств В. И. Григоровича» (1818, ГРМ) и «Автопортрет в пожилом возрасте» (ГРМ).

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) Портрет А. Н. Львова (1824, ГТГ), отличающийся четкостью пластической формы. В 1828 году художник написал портрет музыканта и композитора М. В. Виельгорского (гос. худ. музей, Минск), в 1830 году – портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью (ГРМ). «Итальянское утро» (1823 г. местонахождение неизвестно. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827, ГРМ), «Итальянский полдень» (1827, ГРМ).

«Последний день Помпеи» (1830-1833, ГРМ) – в основе идея, характерная для романтизма – противоборство людей жестоким силам природы. Изображена массовая народная сцена, а не один главный герой.

«Всадница» (1832, ГТГ), портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалией (ок. 1839, ГРМ). Портрет княгини Е. П. Салтыковой (1837-1838, ГРМ). Вершин мастерства - автопортрет (1848, ГТГ), написанный во время болезни. В портретах нет внешней эффектности, художник стремится выявить характер, внутренний мир изображаемого.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830). Поэтическое восприятие естественного облика природы. «Берег Сорренто с видом на остров Капри» (1826, ГТГ), «Вид Сорренто близ Неаполя» (1828, ГТГ), «На веранде» (1829, ГРМ), «Веранда, обвитая виноградом» (1828, ГТГ). «Вид в окрестностях Сорренто. Вечер» (кц. 1820-х), «Лунная ночь в Неаполе» (1828-1829).

Максим Никифорович Воробьев (1787—1855) «Вид пристани с египетскими сфинксами днем», (1835, ГРМ), «Осенняя ночь в Петербурге» (1835, ГТГ), «Лунная ночь в Петербурге» (1835, Всесоюзный музей А. С. Пушкина, г. Пушкин).

В числе учеников Воробьева были и братья ЧернецовыГригорий Григорьевич (1802—1865) и Никанор Григорьевич (1805—1879).

Кавказские и крымские пейзажи Никанора («Вид Тифлиса», 1832, ГРМ, и другие) имели большой успех у современников. Для Пушкина Никанор Чернецов написал «Вид Дарьяла», украсивший кабинет поэта.

«Берег моря» (Г. Ч. 1841, Тамбовская областная картинная галерея) «Колизей» (Н. Ч. 1842, Тамбовская областная картинная галерея),

Одним из самых талантливых пейзажистов второй трети XIX века был Михаил Иванович Лебедев (1811— 1837). «Вид села Василькова» (ГТГ). «Вид в окрестностях Ладожского озера» («Лесной пейзаж с рекою», 1833, ГРМ), за который Академия присудила ему большую золотую медаль,


Сейчас читают про: