- После 1825 года ужесточилась внутренняя политика, усилился цензурный надзор за литературой.
- Время выдвигало все более сложные проблемы
- Становилось необходимым не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее постижение
- Цель – реальное изображение жизни, не «живописание», а ее анализ
- Основная идея русской лит. – идея гуманизма, внимание к человеческой личности и потребность защитить ее, след. интерес к народной теме, антикрепостническая направленность.
- Изменились методы художественного изображения – вместо героя романтической поэзии и прозы теперь достойной описания была признана «низкая действительность» (повседневный быт провинциального дворянства – «Е. О.», тема маленького человека - «Медный всадник» - Евгений).
- Придание реализму критического и сатирического характера прослеживается в творчестве Н. В. Гоголя. Новая тенденция в его творчестве – стремление обличить все то, что вызывает его протест, прежде всего, бесчеловечное в человеке. «Ревизор». «Мертвые души» - скуден их духовный мир – пустословие, сплетни, скаредность – вот, что заполняет их жизнь, этому противопоставлен обобщенный образ России, о которой автор говорит с любовью и восхищением.
2. Развитие живописи в 1/3 XIX и 2/3 XIX века.
В 1801 году возникло Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Среди его членов были писатели, ученые и художники.
Возрастает популярность выставок в Академии художеств. С 1824 года их стали устраивать регулярно, каждые три года.
В периодической печати (журнале «Сын отечества»), появляются статьи о выставках, об отдельных художественных произведениях, о зарубежном искусстве.
В 1823-1825 годах выходит специальный «Журнал изящных искусств», издаваемый В. И. Григоровичем.
В 1820 году начало свою деятельность Общество поощрения художников, ставившее целью поддержку и пропаганду отечественного искусства путем выставок, лотерей, продажи художественных произведений, заказов художникам.
Растет интерес к собиранию отечественного искусства. Помимо музея при Академии художеств, важную часть коллекции которого еще в XVIII столетии составляли работы воспитанников и профессоров, в 1825 году в Эрмитаже создается «русская галерея», правда, еще малодоступная и сравнительно случайная по составу.
В 1810-х годах возникает «Русский музеум» П. Свиньина, собирателя и популяризатора русского искусства.
В художественной жизни страны по-прежнему значительна роль петербургской Академии художеств.
Академия - главный художественный центр России. Куратор почти всех художественных начинаний эпохи: от создания архитектурных ансамблей до развития станковой печатной графики. Она полностью сохраняет значение высшего художественного учебного заведения в России. Очень высоким был уровень профессиональной подготовки академистов; выпускник Академии превосходно владел методом работы с натуры и обладал развитым композиционным мышлением. Все это определило многие достижения русских художников, получивших образование в первой трети XIX столетия,
В то же время Академия как официальное учреждение должна была проводить правительственную политику в области искусства. Это условие ее деятельности принимало все более и более жесткие формы, завершившись в 1829 году передачей ее в ведение министерства царского двора, под эгиду самого Николая I, активно вмешивавшегося в академические дела. Это отражалось во всех сферах деятельности Академии, вызывая протест передовых ее представителей.
Таким образом, творческое становление молодых художников происходило, с одной стороны, на основе глубоких профессиональных знаний и возвышенных представлений о целях искусства, а с другой — в борьбе с той регламентацией в искусстве, которая формировалась в стенах Академии.
В первые десятилетия XIX века, благодаря патриотическому подъему, вызванному Отечественной войной 1812 года классицизм получает наибольшее распространения в русской живописи и скульптуре (сильны традиции АХ, образец для подражания - античное искусство). Основные тенденции классицизма в живописи:
- в античности примеры человеческой красоты и величия
- пластическая ясность
-красота формы
- сюжет из античной мифологии или библии
- построение композиции (главное действие на переднем плане)
- чувства и действия проявляются в телодвижениях, условных позах (стыд, печаль – голова вниз, сострадание – на бок, повеление – поднята вверх)
-каждый персонаж олицетворяет определенное человеческое качество: верность, коварство, храбрость. (Бруни)
Историческая живопись 1/3 XIX
Андрей Иванович Иванов (1775-1848) – один из ведущих живописцев, разрабатывающих историческую тематику. «Смерть генерала Кульнева» (1830, местонахождение неизвестно), «Смерть Пелопида» (начало 1800-х годов, ГТГ), «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (ок. 1810, ГРМ) и «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей» (1812, ГРМ) связано с патриотическим подъемом начала столетия.
Дмитрий Иванович Иванов (1782 – после 1810) – одаренный художник, автор картины «Марфа-посадница у Феодосия Борецкого» (1808, ГРМ)
Алексей Егорович Егоров (1776-1851) – ученик И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. «Сусанна» (1813, ГТГ), «Отдых на пути в Египет» (1830-е, ГРМ), «Истязание Спасителя» (1814, ГРМ).
Василий Кузьмич Шебуев ( 1777-1855) – был учеником И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. «Смерть Ипполита» (эскиз в ГТГ), сюжет которой заимствован из трагедии Расина «Федра», «Автопортрет с гадалкой» (1805, ГТГ).