double arrow

Реализм конца 1820-х начала 1840-х годов

- После 1825 года ужесточилась внутренняя политика, усилился цензурный надзор за литературой.

- Время выдвигало все более сложные проблемы

- Становилось необходимым не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее постижение

- Цель – реальное изображение жизни, не «живописание», а ее анализ

- Основная идея русской лит. – идея гуманизма, внимание к человеческой личности и потребность защитить ее, след. интерес к народной теме, антикрепостническая направленность.

- Изменились методы художественного изображения – вместо героя романтической поэзии и прозы теперь достойной описания была признана «низкая действительность» (повседневный быт провинциального дворянства – «Е. О.», тема маленького человека - «Медный всадник» - Евгений).

- Придание реализму критического и сатирического характера прослеживается в творчестве Н. В. Гоголя. Новая тенденция в его творчестве – стремление обличить все то, что вызывает его протест, прежде всего, бесчеловечное в человеке. «Ревизор». «Мертвые души» - скуден их духовный мир – пустословие, сплетни, скаредность – вот, что заполняет их жизнь, этому противопоставлен обобщенный образ России, о которой автор говорит с любовью и восхищением.

2. Развитие живописи в 1/3 XIX и 2/3 XIX века.

В 1801 году возникло Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Среди его членов были писатели, ученые и художники.

Возрастает популярность выставок в Академии художеств. С 1824 года их стали устраивать регулярно, каждые три года.

В периодической печати (журнале «Сын отечества»), появляются статьи о выставках, об отдельных художественных произведениях, о зарубежном искусстве.

В 1823-1825 годах выходит специальный «Журнал изящных искусств», издаваемый В. И. Григоровичем.

В 1820 году начало свою деятельность Общество поощрения художников, ставившее целью поддержку и пропаганду отечественного искусства путем выставок, лотерей, продажи художественных произведений, заказов художникам.

Растет интерес к собиранию отечественного искусства. Помимо музея при Академии художеств, важную часть коллекции которого еще в XVIII столетии составляли работы воспитанников и профессоров, в 1825 году в Эрмитаже создается «русская галерея», правда, еще малодоступная и сравнительно случайная по составу.

В 1810-х годах возникает «Русский музеум» П. Свиньина, собирателя и популяризатора русского искусства.

В художественной жизни страны по-прежнему значительна роль петербургской Академии художеств.

Академия - главный художественный центр России. Куратор почти всех художественных начинаний эпохи: от создания архитектурных ансамблей до развития станковой печатной графики. Она полностью сохраняет значение высшего художественного учебного заведения в России. Очень высоким был уровень профессиональной подготовки академистов; выпускник Академии превосходно владел методом работы с натуры и обладал развитым композиционным мышлением. Все это определило многие достижения русских художников, получивших образование в первой трети XIX столетия,

В то же время Академия как официальное учреждение должна была проводить правительственную политику в области искусства. Это условие ее деятельности принимало все более и более жесткие формы, завершившись в 1829 году передачей ее в ведение министерства царского двора, под эгиду самого Николая I, активно вмешивавшегося в академические дела. Это отражалось во всех сферах деятельности Академии, вызывая протест передовых ее представителей.

Таким образом, творческое становление молодых художников происходило, с одной стороны, на основе глубоких профессиональных знаний и возвышенных представлений о целях искусства, а с другой — в борьбе с той регламентацией в искусстве, которая формировалась в стенах Академии.

В первые десятилетия XIX века, благодаря патриотическому подъему, вызванному Отечественной войной 1812 года классицизм получает наибольшее распространения в русской живописи и скульптуре (сильны традиции АХ, образец для подражания - античное искусство). Основные тенденции классицизма в живописи:

- в античности примеры человеческой красоты и величия

- пластическая ясность

-красота формы

- сюжет из античной мифологии или библии

- построение композиции (главное действие на переднем плане)

- чувства и действия проявляются в телодвижениях, условных позах (стыд, печаль – голова вниз, сострадание – на бок, повеление – поднята вверх)

-каждый персонаж олицетворяет определенное человеческое качество: верность, коварство, храбрость. (Бруни)

Историческая живопись 1/3 XIX

Андрей Иванович Иванов (1775-1848) – один из ведущих живописцев, разрабатывающих историческую тематику. «Смерть генерала Кульнева» (1830, местонахождение неизвестно), «Смерть Пелопида» (начало 1800-х годов, ГТГ), «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (ок. 1810, ГРМ) и «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей» (1812, ГРМ) связано с патриотическим подъемом начала столетия.

Дмитрий Иванович Иванов (1782 – после 1810) – одаренный художник, автор картины «Марфа-посадница у Феодосия Борецкого» (1808, ГРМ)

Алексей Егорович Егоров (1776-1851) – ученик И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. «Сусанна» (1813, ГТГ), «Отдых на пути в Египет» (1830-е, ГРМ), «Истязание Спасителя» (1814, ГРМ).

Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855) – был учеником И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. «Смерть Ипполита» (эскиз в ГТГ), сюжет которой заимствован из трагедии Расина «Федра», «Автопортрет с гадалкой» (1805, ГТГ).


Сейчас читают про: