Война 1812 года

XIX

XIX

Алексей Григорьевич Венецианов (1780-1847) был первым русским живописцем, избравшим бытовой жанр основной областью своего творчества. «Гумно» (1822-1823, ГРМ) художник запечатлел действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. «На пашне. Весна» (первая половина 1820-х, ГТГ) и «На жатве. Лето» (середина 1820-х, ГТГ). «Захарка» (1825, ГТГ), «Девушка с теленком» (конец 1820-х, ГТГ), «Голова крестьянина» (1825, ГТГ). «Крестьянка с васильками» (1820-е, ГТГ). Эти произведения представляют собой наиболее значительные примеры крестьянского портрета в живописи первой трети XIX века.

«Утро помещицы» (1823, ГРМ). Среди учеников художника было немало талантливых мастеров: Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, С. К. Зарянко и др.

1830-е – 1840-е годы появляются первые идеи нового художественного направления – реализма.

Один из основоположников - П. А. Федотов. Основа творчества – постоянное наблюдение жизни, глубина постижения повседневной жизни, ее драматической сути, ее социальных конфликтов. Картины его были первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи. «Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза, мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать».

Павел Андреевич Федотов (1815—1852) Серия «Модный магазин» (1844 — 1846, ГТГ). Серии «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» (1844, ГТГ) «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846, ГТГ) в творчестве Федотова — первая, исполненная масляными красками. «Разборчивая невеста» (1847, ГТГ), сюжет которой заимствован у И. А. Крылова. Это — сатира на брак по расчету. Никакой поэзии, никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах. «Завтрак аристократа» (1849—1851, ГТГ). «Сватовство майора» (ГТГ, вариант — в ГРМ). Картина «Вдовушка» (1851, Ивановский областной художественный музей. Варианты — в ГТГ) представляет собой первую чисто драматическую картину Федотова. В картине «Анкор, еще анкор!» (около 1851, ГТГ) – художник передает всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Т. о. в творчестве Федотова:

- явления современности

- его герои – простые «маленькие люди», живущие скудно и прозаично, с обыденными чувствами и ничем не выдающейся судьбой.

- первым поднял эту тему, ставшую традиционной для русского искусства 2 пол. XIX века.

У истоков русской музыкальной классики

Первая треть XIX в., предклассическая эпоха музыки Петербурга. Классицистические черты соединялись с чертами раннего романтизма. Предпочтение по-прежнему отдается музыкальному театру. В 1800-х годах в Петербурге существовали четыре театральные труппы - русская, французская, немецкая и итальянская, из которых первые три ставили и оперу и драму, последняя - только оперу.

В первые десятилетия века наибольшей популярностью пользовались у зрителя французские оперы-комедии Гретри, Мегюля, Далейрака, Буальдьё и других. Любили в Петербурге оперы Керубини ("Элиза, или Путешествие на ледяную гору" (1814), "Фениска" (1815), "Медея" (1819), "Водовоз" (1825)). Итальянская опера до середины 1810-х годов была представлена на русской сцене оперой буффа Чимарозы, Паизиелло, Сальери; с 1820-х годов Россини (первая постановка "Севильского цирюльника" в Петербурге состоялась в 1892г.). В 1825г. итальянской петербургской труппой был показан "Дон Жуан" Моцарта, позже появилась и "Свадьба Фигаро". В 1824г. публика столицы познакомилась с "Волшебным стрелком" Вебера. Вскоре начали ставить "большие оперы" (grand opera) Россини, Мейерберга, Беллини, потом раннего Верди. В репертуаре петербургских театров XIX в. сохранялись некоторые русские комические оперы прошлого столетия, среди которых наибольшей популярностью пользовался "Мельник, колдун, обманщик и сват" М. Соколовского; возобновлялись также "Несчастье от кареты" и "Санкт-петербургский гостиный двор" В. Пашкевича и др.

Заметное изменение образного строя и жанрового состава музыкальной культуры Петербурга первой трети XIX в. было связано в первую очередь с творчеством композиторов К.А. Кавоса, О.А. Козловского, С.Н. Давыдова, А.Д. Жилина, А.Н. и С.Н. Титовых и отмечено, прежде всего, влечением к сказочным или феерическим сюжетам и пьесам с героями богатырями (вначале мифологическими, а после 1812г. обыкновенными людьми, но наделенными яркими свойствами).

Итальянец Катерино Кавос, прибывший в Россию совсем молодым, связал с ней всю свою жизнь: в 1803г. он стал капельмейстером русской и итальянской оперы, с 1834 г. по 1840 г. возглавлял уже только русскую оперу, много писал на русские сюжеты - как сказочные ("Князь-невидимка", "Илья-богатырь", "Светлана" и др.), так и патриотические ("Иван Сусанин" и "Казак-стихотворец"). Он проделал огромную работу по освоению русского музыкального материала (в основном песенного) европейскими приемами и формами музыкального выражения.

К сказочной, феерической линии, которая возникла уже в екатерининском музыкальном театре, принадлежала самая популярная опера первой четверти века - "Леста или Днепровская русалка" С.Н. Давыдова. Характерное для "волшебной оперы" смешение фантастического, реального, национального и балаганно-шутовского планов долго присутствовало в музыкальном театре Петербурга, его отблески видны и в "Руслане" Глинки, и в "Русалке" Даргомыжского.

В тоже время начинает клонится к закату жанр комической оперы, теряя социальную остроту, порой превращаясь в бессодержательное, развлекательное представление. Одноактные оперы "Ям", "Посиделки или Следствие Яма", "Девишник или Филаткина свадьба" А.Н. Титова на либретто А.Я Княжнина, сюжетно образующие трилогию, подвели черту в жизни жанра старой комической оперы.

В эпоху 1812г. особое развитие получила линия музыкально-патриотических спектаклей. Они соединяли злободневную сюжетную основу с танцем, пением и разговорами положили начало дивертисменту как особому музыкально-театральному жанру. Так, в 1812г. на петербургской сцене был поставлен дивертисмент Кавоса "Ополчение, или Любовь к Отечеству" вызвавший волну патриотических чувств.

Излюбленным жанром этого времени и всей эпохи в целом становится водевиль. Первым русским водевилем принято считать пьесу А.Н. Шаховского "Казак-стихотворец" с музыкой К.А. Кавоса, поставленную в 1812г. в Малом (Деревянном) театре Петербурга.

Особую сферу составляла музыка к трагедии. Широкой известностью пользовалась возвышенная "классицистическая" музыка О.А. Козловского (автора известного торжественного полонеза "Гром победы раздавайся") к трагедиям Озерова, Шаховского, Катенина (особенно к "Фингалу" Озерова (1805)). Его сопровождение к трагедиям имеет не только историческое значение. Героико-романтическая музыка Козловского стала одним из важных истоков отечественной симфонической музыки. Это был драматический симфонизм бетховенского типа, увертюры написаны в классической сонатной форме; лучшая из них - к трагедии "Фингал".

Очень широкое распространение в это время получило домашнее музицирование; появилось много музыкальных кружков и салонов. Наиболее заметным среди них был салон братьев Виельгорских, где исполнялась новейшая западноевропейская музыка. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, дававшее по несколько больших публичных концертов в сезон: в них впервые в России прозвучали оратории и кантаты Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Важное значение для распространения в обществе интереса к музыке имело развитие нотного издательского дела. В марте 1801г. вышел указ императора Александра I, разрешавший ввозить иностранные книги и ноты. Вскоре нотные сборники начали издаваться и в России. Так, в 1812г. в Петербурге появилось издательство Г. Дальмаса, в 1814 г. открылась нотная типография И. Гельда, и А.Д. Жилин предпринял публикацию журнала вокальных сочинений "Эрато".

Из среды полулюбительского, полупрофессионального дворянского музицирования выдвинулось два первых музыкальных классика - М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский.

Оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842) определили доминирование оперного жанра в русской музыке XIX в. и основные пути его развития. Опера была вершиной устремлений русских композиторов от начала и до конца столетия. Причины этого: во-первых, опера была жанром, который давал возможность "говорить языком масс"; во-вторых, опера позволяла художественно освещать крупные идеологические, исторические, психологические проблемы, занимавшие умы людей XIX столетиях; в-третьих, в молодой профессиональной музыкальной культуре было сильное тяготение к "синкретическим" жанрам, включавшим вместе с музыкой слово, сценическое движение, живопись; в-четвертых, имела определенное значение уже сложившаяся традиция оставленная в музыкально-театральном жанре придворным и аристократическим (крепостным) театром.

30-40-е годы XIXв. - "глинкинский период" музыки Петербурга. Глинка вошел в историю как первый русский композитор мирового значения. Его обычно сравнивают с Пушкиным. Подобно Пушкину, Глинка не только завершил длительный этап вхождения русской музыки в европейскую систему музыкальных жанров и форм, но и открыл пути в будущее. Оперы М.И. Глинки стали продолжением уже наметившихся в русской музыке направлений: историко-героического и сказочно-волшебного, романтического. В основу сюжета оперы "Жизнь за царя" (1836) положен известный исторический факт - подвиг крестьянина Ивана Сусанина, спасшего в 1612 г. будущего царя и его семью от польских шляхтичей. Форма оперы логична: в первом действии показан русский народ, во втором - польские захватчики, в третьем - конфликтная ситуация, которая заканчивается смертью Ивана Сусанина. Знаменитый хор "Славься" завершает действие, утверждая бессмертие подвига народа.

"Жизнь за царя" является первой русской оперой без разговорных диалогов; сюжетная линия передана в ней чисто музыкальными действиями.

В "Сусанине" была преодолена стилистическая пестрота предшествующей русской оперы, когда жанровые сцены писались "по-русски", лирические арии "по-итальянски", а драматические моменты "по-французски" или "по-немецки". " Жизнь за царя" - первая от начала до конца самостоятельная русская опера в строгом смысле этого слова.

Глинка раскрывает глубокий мир чувств простых людей, наделяя их индивидуальными музыкальными характеристиками народно-песенного склада. Мир польской шляхты получил иную, контрастную характеристику. В ней нет песенности. Глинка обрисовал захватчиков чисто инструментальными средствами с помощью танцевальных ритмов полонеза и мазурки.

Вторая опера Глинки "Руслан и Людмила" (1842) создана на основе поэмы Пушкина. Задачи оперного "Руслана" иные, чем в пушкинском произведении - воспроизведение древнерусского духа, "русского Востока" в разных его обличиях, самобытная фантастика ничем не уступающая фантастике современников Глинки - Берлиоза и Вагнера. В гениальной увертюре "Руслана и Людмилы" содержится главная тема оперы, отражающая конфликт добра и зла и утверждающая победу света над силами тьмы.

М.И. Глинка заложил фундамент русского классического симфонизма. После создания обеих опер, композитор написал свои гениальные симфонические произведения - "Камаринскую", испанские увертюры и "Вальс-фантазию". В "Камаринской" Глинка добился высокого симфонического обобщения двух русских народных песен. В "Арагонской хоте" и "Воспоминаниях о летней ночи в Мадриде" воплотил идею одночастного симфонического сочинения на основе испанского фольклора. В "Вальсе-фантазии" открыл дорогу симфонизации танца, балетным образам Чайковского и других русских композиторов. Значение "Камаринской" для русской музыки второй половины века огромно. Чайковский в 1888 г.пишет, что у нас "имеется настоящая русская симфоническая школа… Вся она в "Камаринской", подобно тому, как весь дуб в жёлуде".

На протяжении всей своей композиторской жизни Глинка писал романсы. Это был исторический момент перехода русской вокальной лирики в сферу классики, из быта - в высокую музыкальную литературу. Вокальные пьесы Глинки автобиографичны. Каждое из них это страница его жизни, частица его восторгов, радостей и печалей. Таковы шедевры глинкинской лирики: "Сомнение", "В крови горит огонь желанья", "Я помню чудное мгновение" и др. Среди вокальных произведений Глинки встречаются и элегия ("Не искушай меня без нужды") и баллада ("Ночной смотр", и "русская песня" в основном на слова Дельвига, и "восточный" романс ("Не пой, красавица, при мне"). Глинка создал первый в русской вокальной музыке цикл романсов - "Прощание с Петербургом" на стихотворения Н.В. Кукольника. В романсах он показал богатство и возможности союза русской лирической поэзии и музыки.

Творчество А.С. Даргомыжского соотносится с атмосферой 40-60-х годов. Оно сформировалось под влиянием реализма послепушкинской эпохи, эстетики "натуральной школы". С именем композитора связано развитие реалистических средств музыкальной выразительности и открытие социальной проблематики в музыкальном искусстве, отсутствующей у Глинки. А.С. Даргомыжский писал: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды". В его романсах и песнях на первый план выступают черты характерности, социального "портрета": "Червяк", "Титулярный советник", "Старый капрал". Новый герой романсовой музыки - старый солдат, мелкий чиновник - вызвал к жизни и новые средства выразительности. В первую очередь это правдивая, выразительная, конкретная передача человеческой речи, разговорной интонации.

Определяя свое место и роль в отечественном искусстве, А.С. Даргомыжский пишет в 1853г: "По силе и возможности я в "Русалке" своей работаю над развитием наших драматических элементов". Опера "Русалка" (1855) создана в жанре народно-бытовой драмы. В пушкинском сюжете, положенном в основу оперы, композитор увидел возможность воплотить тему социального неравенства, показать быт простого народа, раскрыть внутренний мир разнохарактерных персонажей. Драматическое содержание сосредотачивается в сольных партиях и, особенно в великолепных ансамблях. Опираясь на интонации разговорной речи, на бытовую песенную лирику, Даргомыжский создал ярко национальный музыкальный спектакль, в котором переплелись реалистические сцены с миром романтической фантастики.

В последнем своем сочинении, опере "Каменный гость", Даргомыжский разработал новаторский жанр "opera dialoguй" ("разговорной оперы"), оказавший большое влияние на эстетику петербургской музыкальной школы. По сути, это было перенесение в сценический жанр принципов работы со словом, выработанных Даргомыжским в его камерно-вокальной музыке, но укрупненное до оперной формы.

Варламов Александр Егорович (1801 — 1848). Композитор, певец, дирижер, педагог. С 1829 учитель пения Петербургской певческой капеллы, в 1832—1843 "композитор музыки" и помощник капельмейстера императорских театров в Москве. В 1834—1835 издавал нотный журнал "Эолова арфа". С 1845 жил в Петербурге. Мастер романса. Создал свыше двухсот произведений этого жанра, приблизив их к народным истокам. Общенародной стала его песня "Красный сарафан". Популярны также "Вдоль по улице метелица метет", "На заре ты ее не буди", "Белеет парус одинокий" и др. Выступал как камерный певец (тенор), преимущественно с исполнением собственных сочинений, а также как гитарист и дирижер. А.Е. Варламову принадлежит одно из первых русских методических руководств в области вокальной педагогики "Полная школа пения" (М., 1840).

Сочинения: балеты — "Забавы султанов, или Продавец невольников" (1834), "Хитрый мальчик и людоед" (совместно с А.С. Гурьяновым, 1837); романсы, песни и хоры; музыка к спектаклям драматического театра, в том числе "Двумужница" (1833), "Гамлет" (1837); обработка русских народных песен — сборник "Русский певец" (не окончен), издано сорок три песни (Спб., 1846).


I. Предпосылки формирования особенностей
культуры Пушкинского Петербурга.

1. Обстоятельства прихода к власти Александра I
и ожидание либеральных реформ.

XIX век в истории России начался новым и последним дворцовым поворотом. Император Павел I был убит, и на престол вступил его старший сын Александр I. Пятилетние правление Павла I было не простым периодом в жизни города. После его вступления на престол в городе воцарилась растерянность и тревога. Его недолюбливали, а во время правления он вызвал такую ненависть русской аристократии, что именовался деспотом и тираном. Павлу было 8 лет, когда Екатерина II стала императрицей, и он на всю жизнь сохранил преклонение перед убитым отцом.

При вступлении Павла на престол произошли значительные перемены в жизни Петербурга. Сразу последовал указ, как следует одеваться дворянам, который запрещал носить круглые шляпы и высокие сапоги. В 1798 году последовал указ, запрещающий носить фраки и жилеты (вместо фрака - немецкое платье, вместо жилета - немецкий камзол). Также было запрещено носить сюртук с разноцветными воротниками, иметь бакенбарды и т. д. В 1800 году вышел запрет привозить из-за границы книги, "на каком бы языке они не были". Были закрыты почти все модные магазины, торговавшие предметами роскоши и нарядами. В городе установилось нечто вроде комендантского часа: император вставал в 6 часов утра, в 22 часа он ложился, и городская жизнь замирала. Ночами по улицам города дозволено было ходить лишь военным, повивальным бабкам и священникам. Время царствования Павла I было недолгим, в ночь на 12 марта 1801 года в результате заговора он был убит. Уже на следующее утро известие о смерти Павла I и воцарении Александра I облетело столицу. Из воспоминаний современника известно, что на улице даже незнакомые люди обнимались и поздравляли друг друга с новой свободной жизнью. Город украсился иллюминацией, ликование было всеобщим, имена заговорщиков произносили как имена спасителей отечества. На перекрестки выставили бочонки вина, а к вечеру в столице не осталось шампанского. Г. Р. Державин сочинил оду "На всерадостное восшествие на престол императора Александра…", где были такие строки:

Умолк рев Норда сиповатый
Закрылся грозный, страшный взгляд…

Вступив на престол Александр I начал с того, что отменил многие Павловские указы: освободил дворян и духовенство от телесных наказаний, введенных Павлом, упразднил тайную экспедицию, возвратил из ссылки 12 тысяч репрессированных Павлом, отменил запреты на ввоз иностранных журналов и газет и т. д. Эти действия нового императора оказали огромное влияние на умы современников и породили надежды на дальнейшие перемены. От Александра I ждали "нового правления", где "на место произвола и насилия явились бы, наконец, законы и справедливость". В серьезность реформаторских намерений императора верили не только в России, но и за ее пределами.

Несмотря на то, что Александр I подчеркивал преемственность в отношении Екатерины II, его правление не было полным отказом от политики, проводимой Павлом - к дальнейшей бюрократизации и централизации управления как меры укрепления самодержавной власти монарха.

Однако император не мог не считаться в первую очередь с влиянием Великой Французской революции на умы людей, он искал такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы "духу времени".

Сразу же он провозгласил, что в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов, следовательно, населению были обещаны правовые гарантии. Все эти заявления Александра I имели большой общественный резонанс, ибо они отвечали главной идее представителей всех направлений общественной мысли того времени.

Задуманную в первые годы царствования императора программу либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, да и эти преобразования, особенно в социальной сфере носили непоследовательный и противоречивый характер.

  • В крестьянском вопросе все сводилось к частностям: 1803 год - принят указ о "вольных хлебопашцах", согласно которому, помещик мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп.
  • В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Александр I хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников, которые считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил.
  • В административной системе император надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 году вместо прежних 12 коллегий (введенных еще Петром I) было создано 8 министерств: военное, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции. Эта мера укрепила центральное управление, но становилось очевидно, что одними перестановками а бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая содействовала бы развитию производительных сил страны, а не расходовала ее ресурсы.
  • Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал М. М. Сперанский. В 1809 году по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства М. Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Все власти соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. По проекту М. Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Но единственное, что удалось воплотить в жизнь - это учреждение в 1810 году Государственного совета. Против этого видного государственного деятеля сплотились все консерваторы, и в результате в марте 1812 года он был арестован и сослан в Нижний Новгород.

Следствием этих, даже не столь значительных, преобразований было возросшее недовольство дворян. Они говорили, что укрепление самодержавия тесно связано с охраной прав и привилегий дворянства как важнейшей опоры самодержавия. Н. М. Карамзиным в 1811 году была составлена "Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", где он говорит, что крепостное право зло, но он решительный противник его отмены. (Т. к. земля - собственность дворян, следовательно, освободить с землей невозможно, а без земли лишено смысла, и опасно, так как помещики лишаться средств к существованию. Отмена крепостного права лишит царя поддержки со стороны дворян, а без этого самодержавие ослабеет).

Так можно сделать вывод, что в 1801-1805 общество живет с ощущением свободы, в состоянии надежды и ожидания к изменений к лучшему во всех областях жизни, правительство и общество живут в согласии. Однако из-за нерешительности Александра наблюдается отказ от демократических реформ, откат назад к реакции.

Победа в Отечественной войне 1812 года оказала огромное воздействие на все стороны социальной политической и культурной жизни страны; способствовала росту национального самосознания, дала мощный толчок развитию передовой общественной мысли в России. Россия оказалась единственной страной в Европе, способной не только противостоять наполеоновской агрессии, но и нанести ей сокрушительный удар. Секрет победы заключался в том, что это была национально-освободительная, поистине Отечественная война. Знаменитая французская писательница Жермена де Сталь писала в 1812 году: "В продолжение этой войны можно было заметить, какие добродетели выказали люди даже из круга придворных. В бытность мою в Петербурге в обществе почти не видно было молодых людей - все ушли в армию: женатые, единственные сыновья, господа, владельцы огромного состояния служили простыми добровольцами".

Но эта победа досталась народу дорогой ценой: двенадцать губерний были разорены, сожжены и разрушены древние русские города Смоленск, Полоцк, Витебск, Москва. Военные потери составили более 300 тысяч солдат и офицеров, еще большие потери были среди гражданского населения. В 1814 году победоносная армия возвратилась в Петербург. Молодежь, вернувшаяся с войны, была воодушевлена победой и гордостью за свой народ, а в России все осталось по-прежнему. Современник тех лет И. Д. Якушкин писал: "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь невыносимо было смотреть на пустую петербургскую жизнь…".

Лучшие люди того поколения, к которому принадлежал Пушкин, ощущали свою кровную причастность к истории, прошлому и будущему отечества, и те, кто воевал, и те, кто как Пушкин, росли в это время. Все чувствовали себя в долгу перед Родиной. Убеждение, что они вправе и обязаны принять участие в переустройстве русской жизни, руководило поступками множества молодых людей, дворянских юношей, служивших в основном в гвардии.

Сразу после победы начали возникать политические кружки, например: "Орден русских рыцарей"; кружок молодых офицеров "Священная артель" (занимались самообразованием, ввели республиканские обычаи, например, вечевой колокол в общей комнате. Его посещали юные лицеисты - Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер. Они приглашали на квартиры профессоров и слушали их лекции. Декабрист Андрей Розен писал: " … заметно было, что между офицерами стали выказываться личности, занимавшиеся не одними только учениями, картами и уставом воинским, но чтением научных книг). В 1816 Сергей Трубецкой, братья Муравьевы, Якушкин, Муравьевы-Апостолы создали общество "Союз спасения или Общество истинных и верных сынов отечества". Цель общества - переменить порядки в стране. В 1818 было создано общество "Союз благоденствия" целью которого было возбудить и направить общественное мнение, объединить здравомыслящих и честных, призвать их к действию. В 1821 возникают Северное и Южное общества декабристов. Их деятельность отразилась почти на всех сторонах жизни Петербурга. Например, декабристы пытались влиять на дела городского управления (Федор Глинка, доверенное лицо губернатора Милорадовича), гуманное обращение с солдатами сказывалось на положении дел в гвардии, в судах декабристы боролись с беззаконием, они преподавали в учебных заведениях, участвовали в кружках. "Вольные" разговоры велись тогда почти в открытую, что не могло не влиять на самосознание масс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: