double arrow

Тема 2. Деятельность и деятельностный подход в психологии


Деятельность - можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобра­зование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В общеисторическом плане основным видом деятельности, оп­ределяющим развитие сознания человечества, является труд. Поэто­му при изучении сознания отдельной личности необходимо учиты­вать особенности ее трудовой деятельности.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Чело­век, напротив, больше создает, чем потребляет.

При изучении деятельности и сознания личности необходимо учитывать, что человек, в силу своей социальной сущности, неуклон­но идет вперед по пути развития, а не повторяет циклы жизни, как это происходит в животном мире. В психологическом отношении жизненный путь конкретного человека не повторяет жизненного пути всех предыдущих поколений людей. В соответствии с этим, психоло­гия изучает основные виды человеческой деятельности в плане их развития в течение жизни конкретного человека. Такой подход дает возможность раскрыть психологические закономерности формирова­ния сознания не вообще, а именно личности.

К основным видам деятельности человека относятся труд, уче­ние, игра.

В процессе игры, которая начинается у детей с повышения вни­мания к отдельным предметам и в дальнейшем становится игрой сюжетной и по правилам, человек, начинающий сознательно действо­вать, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые ка­чества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, о самом себе, о своих возможностях, достоинствах и недостатках.

Таким образом, в играх, которые в конечном счете отражают общественные отношения, каждый участник психологически форми­руется как личность. Это наиболее характерно для детского возраста.

Учение - исторически обусловленный процесс, отвечающий по­требностям общества в формировании сознания личности своей эпо­хи. Учение представляет собой прогрессивное воспроизводство чело­века как сознательной личности на основе усвоения им практичес­кого и теоретического опыта человечества. При этом люди сознают процесс учения как особый вид деятельности и намеренно устанав­ливают цели, содержание, принципы, методы и создают организаци­онные основы этого процесса.

В процессе учения независимо от возраста каждый человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые сис­тематически обогащаются и совершенствуются. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную лич­ность.

Особое место в жизни человека занимает труд. В процессе фи­зического и умственного труда люди воздействуют на природу и со­здают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности. Поэтому труд является решающим условием формирования лично­сти и ее сознания.

Однако это вовсе не значит, что труд автоматически, сам по себе, формирует личность с передовым сознанием. Более того, непосиль­ный, изнурительный труд, как известно, вызывает у человека отрица­тельное к нему отношение, порождает тенденцию уклониться от него. Например, рабский труд в эпоху рабовладельчества не мог воспиты­вать человека и формировать у него осознанно положительное отно­шение к труду и к орудиям труда.

В деятельности человек не только создает предметы материаль­ной и духовной культуры, но и преобразует свои способности, сохра­няет и совершенствует природу, строит общество, создает то, чего без его активности не существовало бы в природе.

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной огра­ниченности, то есть превосходит свои же генотипически обусловлен­ные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности, человек создал знаковые системы, орудия воз­действия на себя и природу.

Рассматривая основные виды деятельности как условия форми­рования сознания личности, необходимо учитывать, что в жизни труд, учение и игра часто взаимно переплетаются. Так, в игре немало эле­ментов учения, а в учении - труда. В свою очередь и в труде, как правило, содержатся элементы учения. Но как бы тесно ни перепле­тались игра, учение и труд, они все-таки имеют свои существенные различия, которые определяются целями каждого вида деятельности и способами их достижения.

Общим же для игры, учения и труда является то, что для удов­летворения своих потребностей человек должен овладеть отношени­ями между людьми, вещами и явлениями окружающего мира, специ­фикой своей деятельности.

Мотивы человеческой деятельности могут быть различными:

- органическими (удовлетворение естественных потребностей организма);

- функциональными (удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом);

- социальными (порождают различные виды деятельности, на­правленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, по­лучить признание и уважение со стороны окружающих людей);

- духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Предме­том деятельности называется то, на что она непосредственно на­правлена.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. Челове­ческая деятельность состоит из действий и поступков.

Действия - это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более простые. Каж­дое действие имеет начало и конец, смысловое завершение и направ­лено на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той или иной степени осознано.

Поступками называются действия, которые подчинены нравственным принципам, морали. Социальное значение их осознается человеком. Поэтому поступки людей по своему содержанию быва­ют благородными и недостойными, положительными и отрицатель­ными. Вместе с тем поступок - это еще и способ осуществления какого-либо конкретного действия. Сколько есть различных спо­собов выполнения действия, столько можно выделить различных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, обладающая сознани­ем. К этому следует добавить, что влияние деятельности на формиро­вание сознания конкретного человека во многом зависит от его про­фессиональной направленности.

Психические процессы являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Но при этом они не просто уча­ствуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. Таким образом, всякая деятель­ность - это соединение внутренних и внешних, психических и пове­денческих действий и поступков.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессозна­тельно контролируемые компоненты деятельности называются соот­ветственно умениями, навыками и привычками.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выпол­нять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктопо-добные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательно­го контроля. Если под действием понимать часть деятельности, име­ющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навы­ков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражне­ний умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой, так называе­мый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) час­тью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка, привычка может в опре­деленной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки, как элементы деятельности, представляют собой наименее гибкие ее части.


Сейчас читают про: