Географический подход к ценообразованию предполагает принятие решения об установлении фирмой разных цен для потребителей в разных частях страны (исходя из расходов по доставке).
Установление цен ФОБ (free on board) в месте происхождения товара
Этот метод означает, что товар передается перевозчику на условиях «франко-вагон», после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке, страховке и другие расходы от места нахождения фирмы к месту назначения.
Преимущества - каждый платит за себя.
Установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке
Этот метод является полной противоположностью методу "ФОБ в месте происхождения товара". В данном случае фирма взимает единую плату с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов независимо от удаленности клиента. Плата за перевозку равна средней сумме транспортных расходов.
Выгоды метода - относительная простота применения и возможность для фирмы рекламировать единую цену в общенациональном масштабе.
|
|
Установление зональных цен
Метод представляет собой нечто среднее между методом установления цены ФОБ в месте происхождения товара и методом установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке.
Фирма выделяет две и более зоны. Все заказчики, находящиеся в границах отдельной зоны, платят одну и ту же суммарную цену, которая становится выше по мере возрастания удаленности зоны.
Установление цен применительно к базисному пункту
Метод позволяет продавцу выбирать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка.
Преимущество использования базисного пункта вне района расположения фирмы состоит в том, что одновременно с повышением суммарной цены для заказчиков, находящихся неподалеку от фирмы, для отдаленных заказчиков эта цена снижается.
Установление цен с принятием на себя расходов по доставке
В этом случае, чтобы обеспечить поступление заказов, фирма частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товара в надежде расширить объемы продаж и снизить издержки, что с лихвой покроет дополнительные транспортные расходы.
Этим методом пользуются для проникновения на новые рынки, а также для удержания своего положения на рынках с обостряющейся конкуренцией.