double arrow

Типология кризисов предприятия

Отечественный экономист В.В. Пилипчук, изучая кризисы предприятия в реальном производстве, выделяет кризисные ситуации трёх типов[25]:

I тип. В самом производстве может иметь место затяжной технико-технологический кризис при полном финансовом благополучии предприятия. Такая ситуация возникает в отношении технически отсталых предприятий, занимающих монопольное положение на рынке и продающих свою продукцию по завышенным ценам (типичная ситуация для экономики советского периода, например, автомобильные заводы страны).

II тип.Высокоэффективное в технико-технологическом отношении предприятие, выпускающее с низкими издержками высококачественную продукцию, пользующуюся спросом в обществе, тем не менее попадает в тяжёлое финансовое положение (вплоть до банкротства), по причине неотрегулированности денежных, финансовых, кредитных отношений на мезо- и макроуровнях экономики (типичная ситуация для современной России).

III тип.Кризис реального производства на предприятии совпадает с финансовым кризисом, оба кризиса усиливают друг друга (характерно для современной российской экономики).

Мюллер предлагает следующую классификацию организационных кризисов, выделяя в зависимости от целей предприятия четыре типа кризисов организации: кризис стратегии, результатов, ликвидности и банкротство (см. рис. 3.3).

Рисунок 3.3 – Типы организационных кризисов по Мюллеру[26]

О стратегическом кризисе (кризисе стратегий)речь идёт тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационный потенциал), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно повреждён, исчерпан и/или нет возможности создать новый.

Кризис стратегии менее заметен. Положение предприятия в данный момент времени может казаться вполне удовлетворительным. Однако начинают происходить сбои в развитии организации, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе.

Причины стратегического кризиса различны, например:

Ÿ упущенное технологическое развитие, или отставание от него,

Ÿ не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

Стратегический кризис возможно преодолеть путём коррекции стратегических ориентиров (выхода на новые рынки, технологических инноваций). Такие стратегические изменения рассчитаны на годы.

Кризис результатов (результативный кризис или оперативный кризис) описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса (или превышения пассивов над активами). Характерным признаком кризиса результатов являются негативные отклонения фактического состояния хозяйственной деятельности предприятия от запланированного, например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и т.д.

Примером причин, вызывающих кризис результатов, могут являться:

· потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала),

· недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который для повышения доходов не в состоянии в достаточной мере использовать потенциал развития предприятия.

Кризис ликвидности означает реальную потерю предприятием платёжеспособности из-за увеличивающихся убытков или платёжеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса (или превышения пассивов над активами). Может закончиться ликвидацией предприятия, поэтому нужны срочные меры по выходу из кризиса.


Сейчас читают про: