double arrow

Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы

Факторы кризиса – события (явления, процессы, тенденции), создающие возможность появления кризисов, т.е. «настораживающие события». Факторы возникновения кризисных ситуаций в организации можно классифицировать следующим образом:

1) Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но всегда влияют на неё. Их можно подразделить на три подгруппы:

а) общеэкономические факторы – негативно воздействуют на хозяйственную деятельность конкретного предприятия и формируют угрозу его банкротства, например:

- рост инфляции;

- спад объёма национального дохода;

- замедление платёжного оборота;

- нестабильность налоговой системы;

- нестабильность регулирующего законодательства;

- снижение уровня реальных доходов населения;

- рост безработицы и др.;

б) рыночные факторы – негативные для данной организации тенденции развития товарных (сырье и материалы и выпускаемая продукция) и финансового рынков:

- снижение ёмкости внутреннего рынка;

- усиление монополизма на рынке;

- существенное снижение спроса;

- рост предложения товаров-субститутов;

- снижение активности фондового рынка;

- нестабильность валютного рынка и др.;

в) прочие факторы – их состав определяется предприятием самостоятельно с учётом специфики своей деятельности:

- политическая нестабильность;

- негативные демографические тенденции;

- стихийные бедствия;

- ухудшение криминогенной ситуации и т.д.

2) Внутренние факторы зависят от деятельности организации, они также подразделяются на три подгруппы в зависимости от особенностей формирования денежных потоков предприятия:

а) операционные факторы – факторы, связанные с операционной деятельностью, например:

- неэффективный маркетинг;

- неэффективная структура текущих затрат (высокая доля постоянных издержек)

- низкий уровень использования основных средств;

- высокий размер страховых и сезонных запасов;

- недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции;

- неэффективный производственный менеджмент и др.;

б) инвестиционные факторы – факторы, связанные с инвестиционной деятельностью, например:

- неэффективный фондовый портфель;

- высокая продолжительность строительно-монтажных работ;

- существенный перерасход инвестиционных ресурсов;

- недостижение запланированных объёмов прибыли по реализованным реальным проектам;

- неэффективный инвестиционный менеджмент и т.д.;

в) финансовые факторы – факторы, связанные с финансовой деятельностью:

- неэффективная финансовая стратегия;

- неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);

- чрезмерная доля заёмного капитала;

- высокая доля краткосрочных источников привлечения заёмного капитала;

- рост дебиторской задолженности;

- высокая стоимость капитала;

- превышение допустимых уровней финансовых рисков;

- неэффективный финансовый менеджмент и др.

Общие и специфические факторы.

Изменения во внешней и внутренней среде могут влиять на развитие достаточно большого числа организаций или иметь отношение только к одной организации.

Причины кризиса – это источники возникновения кризиса на предприятии, это события (явления, процессы), вследствие которых наступил кризис. Причинами кризиса в организации могут быть финансово-экономические просчёты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования и т.п.

Симптомы кризиса – это признаки его проявления, т.е. сигналы о возникновении кризисной ситуации. Симптомы – это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить и которые свидетельствуют о необходимости принятия адекватных мер.

Приведём основные симптомы, свидетельствующие о приближении кризиса:

1. Снижение спроса на продукцию предприятия и одновременный рост спроса на продукцию предприятий-конкурентов;

2. Негативная динамика со стороны внешней среды организации: снижение объёмов материальных и сырьевых ресурсов, рост цен на сырьё и техническое оснащение;

3. Сокращение темпов производства соседних отраслей;

4. Потеря конкурентного статуса на фоне общего усиления конкуренции на рынке;

5. Неблагоприятные правительственные меры в отрасли предприятия: повышение таможенных пошлин, налоговых ставок, нежелательные изменения валютного курса рубля;

6. Нестабильная обстановка (социальная, экологическая, политическая и т.д.) в регионе, где находится предприятие;

7. Нестабильность действий иностранных партнёров;

8. Новые открытия и инновационные разработки предприятиями-конкурентами;

9. Старение и ухудшение технической базы предприятия: износ, моральное устаревание, использование технологий, вызывающих потери и снижение качества продукции;

10. Трудности с персоналом: недостаточный профессиональный уровень, несоответствие навыков сотрудников новым требованиям и технологиям, снижение заинтересованности;

11. Недостаточная организация управленческой структуры, её застойность;

12. Финансовая политика характеризуется наличием заёмных средств, падением курса акций предприятия.

Итак, симптомов кризисов очень много. Они проявляются в различных показателях и, самое главное, в их динамике, характеризующей функционирование предприятия. Например, анализ таких показателей, как производительность, финансовое состояние, эффективность, текучесть персонала, финансово-экономические и социально-экономические показатели. Симптомом предкризисного состояния может являться отклонение показателей от нормы, отклонение от средней величины и т.д.

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков.

Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средствами распознавания кризиса являются интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

К примеру, инфляция является фактором кризиса, причиной будет увеличение денежной массы, симптомами – повышение цен, неожиданный рост заработной платы и т.д.

На предприятии признаком (симптомом) кризиса могут быть, например, снижение качества продукции, большая задолженность по кредитам, причиной – финансово-экономические затруднения, ухудшение общего состояния экономики, недостаточный уровень профессионализма сотрудников. Симптомы – это первые показатели отрицательной динамики, рост финансовых вопросов и т.д.

В менеджменте организации знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы – основной базис для разработки эффективной программы антикризисных мероприятий.


Сейчас читают про: