При каком типе организационных кризисов возникает угроза потери платежёспособности и/или возникновения дефицита баланса?

Задания для самостоятельной работы

Рисунок 3.2 – Факторы, вызывающие неплатёжеспособность предприятия

Данный комплекс причин неплатёжеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчёта по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка сбыта продукции.

Ситуация усугубляется, когда отсутствует планирование и управление денежными потоками на предприятии.

Диагностика финансово-экономического состояния позволяет определить общие (типовые) и индивидуальные причины попадания предприятий в «зону неплатёжеспособности».

Общие причины неплатёжеспособности:

Ÿ низкая конкурентоспособность продукции;

Ÿ несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

Ÿ низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

Ÿ дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию;

Ÿ большие расходы на содержание жилого ведомственного фонда;

Ÿ задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло, воду и т.д. Эта задолженность искусственно завышается за счёт начисления штрафов и т.п.;

Ÿ неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения (из-за сокращения производства);

Ÿ неэффективные долгосрочные финансовые вложения, которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки;

Ÿ рост запасов, которые не увеличивают объёмов производства и выручки;

Ÿ увеличение средств в расчётах, не имеющих прямого отношения к выручке.

Индивидуальные причины неплатёжеспособности:

Ÿ отсутствие или неправильное ведение платёжного календаря – финансового документа, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия;

Ÿ «котловой» учёт затрат на производство и реализацию продукции, не позволяющий проводить дифференцированную оценку рентабельности различных видов продукции;

Ÿ включение в себестоимость реализованной продукции затрат, не связанных с её производством и реализацией, которые приводят к образованию убытков от основной деятельности;

Ÿ неэффективное управление имущественным комплексом;

Ÿ причины, связанные с неправильным выбором рыночной ниши, организацией маркетинговой и сбытовой политики.

В целом причины неплатёжеспособности могут быть сведены к двум основным:

1) Отставание от запросов рынка (по ассортименту, цене, качеству и т.д.), что негативно отражается на выручке. В этом случае можно говорить о «болезни бизнеса»;

2) Неудовлетворительное финансовое руководство предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами, что негативно отражается на приросте массы обязательств. В этом случае можно говорить о «болезни финансового менеджмента».

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое жизнеспособность организации?

2. Что означает кризис предприятия?

3. Как взаимосвязаны и в чём различия между факторами, причинами и симптомами кризисов предприятия?

4. Каковы тенденции цикличного развития организации?

5. Назовите основные подходы к жизненному циклу развития организации и сущностные признаки каждого этапа.

6. Как связаны между собой жизненные циклы организаций и организационные кризисы?

7. Что такое «парадокс Икара»?

8. Опишите типы организационных кризисов.

9. В чём состоит роль управления в рискованном развитии?

10. Когда повышаются вероятность и опасность кризиса?

11. Всегда ли банкротство является неприятностью для предприятия? Приведите пример ситуации.

12. Какой тип менеджмента преобладает в антикризисном оздоровлении предприятия-должника?

Задание 1. Укажите, являются ли следующие утверждения верными. Ответьте «да» (+) или «нет» (–):

1. Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий.

2. Снижение емкости внутреннего рынка относится к внутренним факторам развития кризиса предприятия.

3. Неэффективная структура активов является внутренним фактором развития кризиса предприятия, связанного с операционной деятельностью.

4. Кризис результатов описывает состояние предприятия, при котором организация имеет постоянные убытки и дефицит бюджета, а также у нее полностью отсутствует платежеспособность.

5. Результативность распознавания кризиса обратно процессу развития кризиса предприятия.

Задание 2. Подберите к каждому понятию слева его определение справа:

1. Функционирование А. Охватывает отдельную проблему или группу проблем
2. Кризис Б. Обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, установление его принадлежности к одной из групп кризисов, определение его свойств и характера
3. Микрокризис В. Кризис, охватывающий часть социально-экономической системы
4. Фактор кризиса Г. Решение, переломный момент
5. Технологический кризис Д. Кризис, охватывающий большие объемы и масштабы проблематики
6. Глубокий кризис Е. Опасность, угроза
7. Затяжной кризис Ж. Поддержание жизнедеятельности системы и сохранение функций, определяющих ее целостность, сущностные характеристики
8. Симптом кризиса З. Кризис, являющийся следствием неумелого управления кризисными ситуациями, непонимания сущности и характера кризиса
9. Макрокризис И. Приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменения среды
10. Риск К. Кризис, ведущий к разрушению различных структур социально-экономической системы
11. Причина кризиса Л. Внешнее проявление кризисных явлений
12. Развитие М. Кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях
13. Локальный кризис Н. Источник возникновения кризиса; событие или явление, вследствие которых наступил кризис
14. Распознавание кризиса О. Событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса

Задание 3. Решите задачи:

Задача 1. Рассмотрите организацию, производящую продукцию или оказывающую услуги, которая вам хорошо известна:

а) Перечислите ключевые возможности внешней среды или угрозы, с которыми приходится сталкиваться организации.

б) Проанализируйте возможные внешние причины кризиса. Как организация может противостоять им?

Задача 2. Предположим, что предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность в быстро растущей отрасли экономики и само по себе находится в стадии подъёма. Существует ли для такой организации опасность банкротства в ближайшее время? По каким причинам возможно наступление банкротства? Какие проблемы должны быть в центре внимания финансовых аналитиков на стадии быстрого роста?

Задача 3. Предприятие последовательно проходит различные стадии своего жизненного цикла. Какие аналитические задачи приобретают преимущественную остроту на различных этапах жизни предприятия? Какие организационные перестройки могут испытывать финансовые службы вашего предприятия?

Задача 4. Зависит ли тип организации от состояния её внешнего окружения? Аргументируйте ваше мнение.

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ из четырёх предлагаемых вариантов для каждого вопроса:

1. К внутренним факторам возникновения кризисных ситуаций на предприятии НЕ относятся…

а) неэффективные маркетинг, производственный менеджмент, структура ткущих затрат, недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции;

б) неэффективные финансовый менеджмент, финансовая стратегия, структура активов, превышение допустимых уровней финансовых рисков;

в) снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, снижение уровня реальных доходов населения, нестабильность валютных курсов;

г) неэффективный фондовый портфель, существенный перерасход инвестиционных ресурсов, высокая продолжительность строительно-монтажных работ.

2. Этап развития фирмы, требующий перестройки структуры, дифференциации функций управления, повышения эффективности деятельности, называется…

а) леталентный;

б) патиентный;

в) коммутантный;

г) виолентный.

а) кризис результатов;

б) банкротство;

в) кризис ликвидности;

г) кризис стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: