double arrow

Тема 7. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей

Оформление и представление аудиторского заключения

Аудиторское заключение может быть подписано:

- руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора (подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего аудиторское заключение);

- индивидуальным аудитором (с указанием его фамилии и инициалов).

Аудиторское заключение датируется не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.

ФСАД N 1/2010 формулирует следующие правила представления аудиторского заключения:

- аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде;

- к аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности;

- аудиторское заключение и проаудированная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов <1>;

- аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, причем аудитор и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

--------------------------------

<1> Если в составе бухгалтерской отчетности представлена дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, то аудитор должен четко указать, что эта информация не относится к проаудированной бухгалтерской отчетности.


В соответствии с п.1 ст.7 Закона об аудиторской деятельности обязательному аудиту подлежат:

- открытые акционерные общества;

- кредитные организации, страховые организации или общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

- организации или индивидуальные предприниматели, объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 500 тыс. МРОТ (50 млн руб.) или сумма активов баланса которых превышает на конец отчетного года 200 тыс. МРОТ (20 млн руб.);

- государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют предыдущему пункту.

В соответствии с пп.5 п.1 ст.7 Закона об аудиторской деятельности в иных федеральных законах могут быть предусмотрены дополнительные основания обязательных аудиторских проверок. Так, обязательной аудиторской проверке подлежат:

- сельскохозяйственные кооперативы - ст.32 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <*>;

- негосударственные пенсионные фонды - ст.22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

- эмитенты ценных бумаг - п.9 ст.22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- финансово-промышленные группы - ст.16 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" .Если Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом, то в этом случае аудиторская проверка проводится только в отношении сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы (п.2 ст.13 Закона о финансово-промышленных группах). Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.01.1997 N 24.

Таким образом, аудиторской проверке подлежат различные организации, бухгалтерский учет в которых ведется несколько иным способом, чем в обычных производственных предприятиях. Естественно предположить, что в кредитных организациях, различных фондах, холдингах проведение аудита будет иметь свои особенности.

При проведении аудита кредитных организаций (банковских/консолидированных групп) и подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитных организаций (банковских/консолидированных групп) необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

По итогам деятельности кредитных организаций за год аудиторские организации проводят аудиторскую проверку с целью выражения мнения о достоверности следующих публикуемых форм годового отчета, кредитных организаций: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств, а также информации об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, составленных в соответствии с Указанием Банка России от 14 апреля 2003 года N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп".


Сейчас читают про: