Основные понятия и категории, которые применяются в федералогии

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Все иные вопросы, которые не входят в сферу ведения Россий­ской Федерации и в сферу совместного ведения, отнесены к ведению субъектов РФ.

Сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ.

Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами

1. Российская Федерация не может эффективно существовать как государство, если не будут разграничены полномочия между центром и субъектами. Данные полномочия были разграниче­ны Федеративным договором от 31.03.92, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г. После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный дого­вор сохранил свое действие, но перестал быть частью Основ­ного закона (Конституции).

В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании:

• Конституции РФ;

• Федеративного договора;

• договоров между РФ и отдельными субъектами.

Основной принцип разграничения - выделение 3 сфер ведения:

исключительного ведения РФ;

совместного ведения РФ и субъектов РФ;

ведения субъектов РФ.

1. К сфере исключительного ведения РФ относятся группы вопросов:

• государственного строительства;

• регулирования экономики и социального развития;

• внешней политики и внешнеэкономической деятельности;

• обороны и охраны границы;

• создания правоохранительных органов и правовой системы;

• метеорологии и статистики;

• государственных наград и почетных званий.

• обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ Конституции РФ и законам;

• обеспечение законности и правопорядка;

• установление общих принципов организации местного само­управления;

• природопользование;

• здравоохранение;

• местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ;

• подбор кадров судебных и правоохранительных органов;

• адвокатура;

• нотариат;

• административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, водное законодательство; законода­тельство о цедрах и об охране окружающей среды.

Между РФ и субъектами РФ могут заключаться договоры о разграничении полномочий. Они не должны противоречить Конституции РФ и Федеративному договору и решать вопро­сы, не урегулированные Основным законом и Федеративным договором.

«Федерация» — союз, объединение; «субъект федерации» — члены государственного сообщества; «федеративные отношения» — реальная практика федерализма в системе общественных взаимоот­ношений разных уровней власти и управления; «автономия» — часть государства, управляемая самостоятельно в соответствии с общей Конституцией; «бюджетный федерализм» — многоуровневая система бюджетов составных частей и всей федерации; «федералисты» — осно­воположники федерализма в США, основатели американской федера­ции (А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей при поддержке Т. Джеферсона); «унитаризм» — жестко централизованное, единое государство, состоящее только из административных образований; «конфедералпзм» — союз государств, который не образует единого государства, а создается для совместной реализации ряда полномочий; «компетен­ции» — права федерации и субъектов федерации; «полномочия» — поава органов власти федерации и субъектов федерации; «регио­нальная политика» — реализация интересов государства и народа на части территории страны; «суверенитет» — верховенство и незави­симость государственной власти во внутренней и внешней полити­ке; «субсидиарность» — паритет прав федерации, местных сооб­ществ, субъектов федерации, сотрудничество всех уровней власти в пределах своих полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: