ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Предмет ведения — конституционно закрепленная сфера общественных отношений, правовое регулирование которой осуществляют соответствующие органы государственной власти федерации и ее субъектов.
Компетенция — включает в себя функции (направления, сферы деятельности) и конкретные властные полномочия (права и обязанности), закрепленные нормативными правовыми актами за органом государственной власти.
Полномочия — юридически закрепленные за органом государственной власти (должностным лицом, выполняющим управленческие функции) права и обязанности принимать правовые акты и осуществлять иные властные действия, направленные на решение конкретных задач и выполнение функций этого органа. Являются составной частью компетенции соответствующего органа.
Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами — конституционное закрепление сфер общественных отношений за органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
|
|
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт, определяющий права, обязанности и ответственность сторон по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подписываемый на добровольной основе в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Договор не может устанавливать либо изменять конституционный статус субъекта Российской Федерации. Не подлежат передаче полномочия федеральных органов исполнительной власти по обеспечению основ конституционного строя страны.
Соглашение о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ — правовая форма (нормативный правовой акт) определения прав, обязанностей и ответственности федерального органа исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта РФ по конкретному предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. Является, как правило, неотъемлемой составной частью Договора о разграничении предметов ведения и полномочий.
Соглашение о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ — правовая форма (нормативный правовой акт) передачи в соответствии со ст. 78 Конституции Российской Федерации прав на осуществление части полномочий органом исполнительной власти, правомочным осуществлять данные полномочия, другому органу исполнительной власти, установление условий их осуществления и ответственности за нарушение.
|
|
Конституционно-правовыми принципами федерализма, которые необходимо учесть и при разграничении полномочий, являются: сочетание централизма и децентрализации; единство органов власти; законодательное оформление разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами; наличие собственных органов власти в субъектах Федерации; единая система государственной власти в РФ; влияние субъектов Федерации на формирование федеральных органов власти (представительство в Совете Федерации, выборы депутатов Государственной Думы и т. д.).
Принцип разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации является одним из основных принципов федерализма. Более того, в принципе разграничения полномочий проявляется практика более общего комплекса принципов федерализма. К примеру, принцип государственного суверенитета и принцип конституционности являются основополагающими при разграничении предметов ведения и полномочий. Согласно ст. 3 ч. 1 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» разграничение проводится на базе Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также конституций, уставов, законов субъектов РФ. При этом без изменения в Конституции никто не имеет права передавать, исключать, перераспределять предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения (нормы Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Вот почему важна терминологическая четкость при определении сути понятий «предмет ведения» и «компетенция». Правильное использование конституционных понятий и терминов — необходимое условие для функционирования правовой системы. Одной из главных сдач этой системы являете создание единого правового поля при четком правотворчестве и правоприменении РФ в своих исключительных и совместных полномочиях и дополняющего правотворчества субъектов Федерации в совместных полномочиях и в своих исключительных полномочиях. При этом принцип недопустимости изменения конституционно-правового статуса субъектов Федерации защищает их от конституционного вмешательства. Понятие «статус субъекта федерации» — это не только объем полномочий, но и политико-правовое состояние субъекта. Конституционно-правовой статус субъектов Федерации определяется федеральной Конституцией, конституциями и уставами субъектов Федерации и подразумевает не только «объем полномочий», но еще и функции, предметы ведения, обязанности, гарантии их обеспеченья, ответственность субъекта, совокупность особенностей его политико-правового состояния как государственного образования в составе Российской Федерации. Кроме того, это равные возможности в реализации своих полномочий. Названия «республика», «область», «край» — это понятия статусные по форме, но не по содержанию.
Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Федерации также является составляющей принципа равноправия. «Равноправие» и «статус субъекта федерации» — это не одно и тоже.
Еще один важный принцип правовой системы федерализма — это принцип недопустимости изменения или утраты установленных Конституцией прав и свобод гражданина и человека. Это касается всех уровней власти. Региональный законодатель с учетом местных особенностей может лишь уточнять, конкретизировать применение базовых норм. Он может установить дополнительные льготы и гарантии, но не снижать уровень социальной защищенности граждан, ограничивать их права. Поэтому Федерация должна нести ответственность за состояние прав и свобод человека в стране. В связи с этим важен институт уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации, как, например, в Саратовской области.
|
|
Принцип разделения властей в РФ охватывает весь его вертикальный срез. Практика разграничения полномочий при разных моделях федерализма — договорном, кооперативном, централистском — может быть различна, но конституционные основы при этом должны быть незыблемы.
Федерализм есть в конечном итоге средство децентрализации государственной власти, разумная форма соотношения независимости и взаимозависимости уровней функционирования государственной власти. Принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали разрабатывался еще в учениях Дж. Локка и Ш. Монтескье. Практическую реализацию он получил в Декларации независимости Североамериканских Соединенных Штатов (4 июля 1776 г.) и во французской Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789 г.).
Принцип разделения властей включен в конституции почти всех стран мира. Следует отметить, что в федеративном государстве этот принцип имеет не только горизонтальный, но и вертикальный срез. Горизонтальный — это исполнительная, законодательная и судебная ветви власти; а вертикальный — это разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным органом власти и органами власти субъектов федерации, а также органами местного самоуправления. При этом должны быть соблюдены общие принципы организации государственной власти, но таким образом, чтобы избежать унификации и однообразия, которые имеют место в унитарном государстве. Одним из гарантов функционирования вертикальных механизмов федеративного государства стали Федеральные округа, которые прослеживают практику реализации исключительных полномочий Федерации в целом и совместных полномочий. Можно предположить, что они были бы более восприняты обществом, если бы прослеживали прежде всего состояние прав и свобод граждан на всей территории страны. А этим они, к сожалению, почти не заняты — в их деятельности чрезмерно много политики.
|
|
Принцип государственной целостности РФ — это, прежде всего недопущение нарушений федеральной Конституции и законов, сохранение единого правового пространства. Исключительные полномочия РФ даны в ст. 72 Конституции РФ. Делегирование исключительных полномочий и их передача невозможны без изменений в действующей Конституции. Важно при этом обеспечить единство системы государственной власти, соблюдение прав и свобод человека и гражданина на всей территории страны. Здесь же действует принцип верховенства Конституции и законов Российской Федерации, но при этом редко подчеркивается отсутствие права Федерации вторгаться в исключительные полномочия субъектов Федерации. Совместные полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации — это предмет не для споров и конфликтов, а для кооперации общих усилий при определении «правил игры» прежде всего федеральным законодательством в сотрудничестве с законодателем субъектов Федерации. Здесь необходимо действовать исходя из принципа согласия и достижения паритета интересов.
Равноправие субъектов федерации при разграничении полномочий — также является важным принципом и при этом одним из самых спорных не только в нашей стране, но и во всех федерациях. Некоторые понимают равноправие как полную унификацию, в том числе и в названиях. Можно согласиться с мнением ученых, что различия подобного рода имеют, и будут иметь место всегда. Но они затрагивают лишь атрибутивные, формальные стороны, а не функциональную деятельность субъектов РФ. Кроме того, важно уяснить тот факт, что разграничение полномочий в исполнительных органах власти в различных сферах функционирования государства имеет свои особенности. Но опять-таки с учетом указанных общих принципов федерализма. В случае их нарушения, как и при нарушении Конституции и законов Российской Федерации, вступает в силу институт федерального вмешательства в дела и действия субъектов Федерации по их приведению в соответствие с федеральной Конституцией и законами. Механизмы преодоления споров и конфликтов в системе федеративных отношений могут быть различны — это договорные механизмы, согласительные процедуры, Конституционный Суд. В целом же в Федерации важен и принцип гармонизации правовых систем Федерации и ее субъектов, который является частью принципа субсидиарное.
Развитие местного самоуправления в системе разграничения полномочий в российском государстве означает доведение государственной федеральной политики до учета интересов и потребностей местных сообществ, гражданина. М. Фоллет пишет о невозможности предоставления права на самоуправление, ибо «самоуправление всегда должно вырасти само». Главное — это достижение баланса интересов в федеративном государстве в защите интересов не власти, а граждан на всех уровнях функционирования самой власти. Федеративная власть как государственная исходит непосредственно от народа и имеет выход на народ, на граждан напрямую, а не только через субъекты Федерации. Поэтому согласование интересов надо учитывать везде, во всем многообразии федеративных отношений, и не только между органами власти по вертикали. Кроме того, при федерализме речь идет не о независимости частей одного целого, а о прямых полномочиях, механизмах их сочетания для удовлетворения полномочий целого и частей в целях защиты интересов граждан страны.
Федеративная демократия — это правовая и управленческая система доведения преимуществ учета интересов, как составных частей, так и целого государства, вплоть до интересов местных сообществ, прав и свобод конкретных граждан. И в этой связи важно отметить, что федеративная реформа как раз и пытается выйти на этот уровень, на обеспеченность ресурсами в системе реализации и конкретизации принципа разграничения полномочий. И, прежде всего здесь речь идет об уровне местного самоуправления. Это выводит нас на принцип взаимной ответственности при разграничении и реализации полномочий по всей вертикали функционирования публичной власти как таковой.