double arrow

Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений

Составные части (содержание) судебного решения.

Помимо того, что решение – это правоприменительный акт, это ещё и процессуальный акт. Поэтому, как и любой процессуальный акт, оно имеет определённые реквизиты, определённую форму и содержание.

Статья 198 «Содержание судебного решения».

Исходя из этого выделяются три части судебного решения: вводная часть, описательная часть, мотивировочная часть и резолютивная часть.

Обращаем внимание, что решение должно излагаться только в такой последовательности, нельзя их менять местами (на это указывает Верховный Суд). Вот в Германии другой порядок судебного решения – сначала идёт вводная часть, потом резолютивная часть, а дальше – почему он пришёл к таким выводам, то есть описательная и мотивировочная часть. В общем-то, и в таком подходе есть своя логика.

Вопрос – может ли не быть какой-то части? Такого быть не может, судя по статье 198 ГПК РФ. Однако есть правило в 199 статьи ГПК РФ, что суд в совещательной комнате может составить только резолютивную часть и объявить её (при этом составляется вводная и резолютивная части), а дальше суд указывает, в течение какого срока будет составлено полностью это решение (в срок до пяти дней). Составляется решение полностью, в котором вводная и резолютивная части должны повторить первое вынесенное решение, только дополненное описательной и мотивировочное.

Срок обжалования начинается с момента вынесения полного судебного решения, в окончательной форме.

Есть особенности резолютивной части, когда закон устанавливает особенности резолютивной части по особым категориям дел: например, начиная со статьи 205, 206, 207… Там закон указывает особенности некоторые, связанные с теми или иными особенностями требованиями, если несколько истцов или ответчиков…

Приказное и заочное производство.

Приказное производство (судебные приказы).

Судебный приказ – это упрощённая форма ведения процедуры. Опыт показывает, что не по всем делам нужно вести развёрнутое судебное заседание.

Судебный приказ – это постановление судьи (единолично) по бесспорным имущественным взысканиям с должника по требованиям, документально подтверждённым.

Эти требования – они либо денежного характера, либо истребование движимого имущества (недвижимое – это исковое производство).

Упрощённая процедура (статья 126 ГПК РФ). Пять дней для вынесения решения судьёй. Без вызова сторон, без судебного разбирательства. Это для того, чтобы достичь цели ускорения и упрощения процесс там, где это возможно.

Перечень носит исчерпывающий характер – семь требований, по которым может быть вынесен судебный приказ (статья 122 ГПК РФ). Это нотариально удостоверенная сделка или в простой письменной форме, недоимки по налогам, сборам и т.д. с граждан требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

Статья 120 ГПК РФ – когда суд обязан произвести розыск ответчика. Это требования о взыскании алиментов и возмещение вреда, причинённого увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца.

В приказном производстве нет споре о праве, а потому нет и истца и ответчика (так как нет спорящих сторон) и наименование сторон приказного производства другое – взыскатель и должник.

Особенностью судебного приказа является тем, что он одновременно является исполнительным документом и никакого исполнительного листа не надо выписывать (как это есть на основании решения суда) и копия этого судебного приказа направляется судебному приставу-исполнителю.

Есть разные способы исполнения (почитать в учебнике, мы только важные укажем).

Должник извещается о состоявшемся судебном приказе и ему направляют копию судебного приказа. В течение 10 дней должник может подать заявление об отмене судебного приказа, 10 дней с момента получения – это заказным письмом. Если судья отменил свой судебный приказ (редкий случай, когда судья сам отменяет то, что он же и вынес), то он, отменив судебный приказ, разъясняет истцу, что тот вправе обратиться в суд в порядке искового (спорного) производства.

Если же ответчик не возражал или его возражение не было удовлетворено, то копия судебного приказа выдаётся взыскателю для исполнения.

Заочное производство.

Заочное производство – это производство рассмотрения дела в отсутствие ответчика.

Условия перехода на заочное производство:

1) Ответчик извещён о времени и месте судебного заседания.

2) Ответчик в судебное заседание не явился.

3) Не сообщил суду об уважительности причин неявки.

4) Ответчик не просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

Заочное производство – это процессуальная санкция в отношении недобросовестного ответчика.

Ещё одно условие – перевод на заочное производство с согласия истца. Здесь ему должны разъяснить, что ряд его диспозитивных прав могут быть ограничены. В заочном производстве истец не вправе изменить предмет или основание иска и не вправе увеличить размер своих требований (уменьшить можно).

В течение трёх дней со дня принятия заочного принятия оно отправляется заказным письмом с уведомлением ответчику.

Обжалование заочного решения.

Статья 237 ГПК РФ. Ответчику даётся два способа обжалования:

1) Ответчику разъясняется право подать заявление об отмене заочного решения в течение семи (7) дней со дня вручения его копии. И это не жалоба – это «заявление об отмене заочного решения» и подаётся в суд, вынесший это решение.

По истечение семи дней сторонам (и истцу, и ответчику) предоставляется право обжалования в суд второй инстанции заочного решения по истечении семи дней.

Особенность содержания заявления ответчика об отмене заочного решения. Условия – ответчик первое, что должен изложить – это уважительности причин его неявки (отсутствия). И что он не имел возможности своевременно сообщить суду об этом. Потом он должен ещё предоставить доказательства этих обстоятельств. И четвёртое – ответчик должен приложить доказательства, которые показывают, что если бы он был, то эти доказательства могли бы повлиять на решение суда.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

1. Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений.

2. Виды дел, возникающих из публичных правоотношений.

3. Порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений (общие правила).

4. Особенности рассмотрения отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений.

ГПК, главы 23-26.

КоАП глава 30.

ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии» от 23 октября 2009 года.

Регламент Дисциплинарного судебного присутствия, утверждён Постановлением Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ (совместное постановление) от 4 марта 2010 года.

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Постановление Пленума ВС РФ от 10 октября 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

Постановление Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Это производство предназначено для, с одной стороны (здесь две функции выполняет, так как в основе лежат отношения власти и подчинения), суд выполняет функцию контроль за действиями властных лиц; суд призван контролировать законность действий этих органов (путём рассмотрения дел – иных полномочий у него, в отличие от прокуратуры, нет). Это была первая задача. Вторая задача – это именно рассмотрение и разрешение споров. Хотя вопрос о том, есть ли здесь спор о праве или нет является дискуссионным в праве (хотя, конечно же, спор о праве здесь всё же есть).

Спор о праве. Спор – это всегда конфликт, разногласия между сторонами, которые приводят к тому, что одна сторона не может реализовать своё право, либо это право нарушено или оспаривается. И тогда одна сторона обращается с иском к другой стороне.

В публичных правоотношениях, если права гражданина нарушаются (скажем, отказывают в регистрации по месту жительства), то тоже можно считать, что это спор о праве. Ведь из-за такового действия или бездействия права гражданина нарушаются, возникает конфликт и противоречие, которое может быть разрешено только через суд.

На одной стороне спора всегда будет гражданин или юридическое лицо, в отношении которого совершаются неправомерные деяния, а на другой – властный орган.

Гражданин или юридическое лицо обращается не с материально-правовым требованием (тут нет иска, нет материально-правового иска), он просит признать незаконным соответствующее действие соответствующего органа. Это требования иного характера.

В производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, функции суда шире. С одной стороны, должен разрешить конкретный спор о праве, с другой – контроль за деятельностью властных структур.

Правовая природа этого вида производства объясняется двумя особенностями: 1) характером правоотношения и 2) субъектным составом.

Считается, что эта специфика не может быть учтена в исковом производстве, а может быть учтена только в этом, специальном, виде производства.

Это самые разнообразные отношения – бюджетные, налоговые, финансовые, административные отношения… Ранее, до нынешнего ГПК, это производство называлось «производство, возникающее из административных правоотношениях», но это более узкий термин был. «Публичные правоотношения» термин шире и включает в себя административные.

В связи со спецификой этих дел в науке говорится о необходимости создания административной юстиции (Юрий Николаевич Старилов – ярый сторонник).

Количество этих дел растёт – уже практически сравнялось с исковым производством.

Назрела необходимость создания отдельных, специализированных судов (административных судов), которые рассматривали бы дела, вытекающие из публичных правоотношений. Сегодня эта идея рассматривается по-разному. Некоторые считают, что административные суды должны только для того, чтобы рассматривать дела по административным правонарушениям (это в советское время), потом идея преобразовалась – как суды, разрешающие дела о любых публично-правовых спорах.

Сегодняшняя позиция: создание самостоятельной структуры судов.

Был разработан законопроект об административных судах и законопроект об административном судопроизводстве (и в Конституции есть фраза «административное судопроизводство»). Проект закона об административных судах прошёл несколько чтений, но утверждён не был. А законопроект об административном судопроизводстве пока даже чтений не проходил. Но проблема актуальная, обсуждаемая. Просто у нас, наверное, для этого ресурсов нет – мы к этому не готова, хотя идея и неплохая.

Кроме того, есть позиция, что специфика этого судопроизводства может быть в судах общей юрисдикции – создать специальный состав судей для этих дел. В арбитражном процессе уже сегодня есть такая специализация.


Сейчас читают про: