Таблица 15 – Основные показатели инвестиционной активности по РФ за 2001 – 2009 годы
Рисунок 18 – Факторы формирования инвестиционного климата
|
Рисунок 19 – Элементы инвестиционного процесса на микроуровне
Показатели | 2009, 6 мес. | |||||||
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. | 1762,4 | 2186,4 | ||||||
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) | 102,8 | 112,5 | 113, 7 | 110, 9 | 116,7 | 122,7 | 109,8 | 81,2 |
Иностранные инвестиции (млн. долл.) |
Окончание табл. 15
Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики (в % от итога): - Добыча полезных ископаемых - Сельское хозяйство; - Строительство; - Транспорт и связь - Обрабатывающее производство - Здравоохранение; - Наука; - Образование; - Торговля | 16,9 4,4 5,4 18,5 15,9 2,0 0,7 1,5 3,6 | 16,0 4,9 22.3 15,6 2,0 0,7 1,4 3,5 | 15.4 4,1 3,5 22.7 16,4 2,5 0,8 1,7 3,5 | 13,9 3,9 3,6 24,5 16,4 2,6 0,5 1,8 3,6 | 14,6 4,8 3,7 23,6 15,6 2,7 0,5 2,1 3,5 | 13,8 5,0 4,0 22,2 14,7 2,5 0,4 2,2 4,3 | 14,1 4,4 3,4 24,8 15,6 2,4 0,4 2,0 3,1 | |
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу): - Собственные средства; - Бюджетные средства; - в том числе, за счет федерального бюджета; - Кредиты банков | 19,9 6,1 5,9 | 45,2 19,6 6,7 6,4 | 45,4 17,9 5,3 7,9 | 44,5 20,4 8,1 | 44,3 19,8 6,9 8,9 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 16 – Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам экономической деятельности
Виды экономической деятельности | Структура иностранных инвестиций по годам (% к итогу) | ||
Инвестиции, всего | |||
Добыча полезных ископаемых | 11,2 | 12,4 | |
Сельское хозяйство | 0,2 | 0,4 | 0,8 |
Строительство; | 0,4 | 2,4 | 3,3 |
Транспорт и связь | 7,2 | 5,5 | 4,7 |
Обрабатывающее производство | 33,5 | 26,4 | 32,7 |
Здравоохранение; | 0,1 | ||
Наука; | 0,3 | 0,1 | |
Образование; | |||
Торговля | 38,2 | 39,1 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 17 – Объем инвестиций в основной капитал по округам и субъектам федерации РФ за 2001 – 2008 годы (млрд. р.)
Показатели | |||||||
Инвестиции в основной капитал по РФ, млрд. р. | 1762,4 | 2186,4 | |||||
Центральный Федеральный округ | |||||||
В т. ч., г. Москва | |||||||
В т. ч. Смоленская область | 9,7 | 11,4 | 11.3 | 14,3 | 14,6 | 25,1 | |
Северо - Западный федеральный округ | |||||||
В т. ч., г. Санкт- Петербург | |||||||
В т. ч. Псковская область | 3,1 | 5,6 | 5,9 | 5,5 | 7,4 | 13,7 | 16,4 |
Южный федеральный округ | |||||||
В т. ч., Краснодарский край | 321,7 | ||||||
В т. ч., республика Адыгея | 1.9 | 2,6 | 2,2 | 3,6 | 3,9 | 10,9 | 11,2 |
Приволжский федеральный округ | |||||||
В т. ч., республика Татарстан | |||||||
В т. ч., Кировская область | 5.6 | 7,5 | 24,9 | 37,4 | 40,5 | ||
Уральский федеральный округ | |||||||
В т. ч., Тюменская область | |||||||
В т. ч., Курганская область | 4,1 | 5,9 | 6,0 | 8,6 | 12,1 |
Окончание табл. 17
Сибирский федеральный округ | |||||||
В т. ч., Томская область | 18.3 | 23,3 | 22.6 | 19,4 | 36,9 | 71, 6 | 78,6 |
В т. ч., Омская область | 13,3 | 18,9 | 23,4 | 38,6 | 35,3 | 69, 5 | |
В т. ч., Кемеровская область | 23,6 | 28.5 | 56,5 | 115,7 | 149,3 | ||
В т. ч., Новосибирская область | 17,4 | 22,4 | 28,9 | 36,8 | 45,3 | 89,5 | 122,5 |
В т. ч., республика Алтай | 1,3 | 1,2 | 2,1 | 2,9 | 3.4 | 5,97 | 7,3 |
Дальневосточный федеральный округ | 436,8 | ||||||
В т. ч., Сахалинская область | 27,3 | 26,3 | 85,5 | 122.7 | 150,4 | ||
В т. ч., Магаданская область | 3,5 | 3,3 | 4,2 | 5.1 | 5,8 | 9,9 | 11,9 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Тема 9. Структурная политика и структурная перестройка российской экономики
Определения
Структурная политика – политика правительства, направленная на изменение типа экономики, ориентир экономики на прогрессивные сферы деятельности.
Цели структурной политики: оптимальные пропорции в экономике; устойчивость экономических связей; прогрессивная структура подсистем и элементов экономики; активный воспроизводственный процесс во всех стадиях и элементах.
Рисунок 20 – Варианты структуры экономики
Рисунок 21 – Характеристика структурной политики правительства
Таблица 18 – Валовой региональный продукт в 2000-2007 годах (в текущих рыночных ценах, млн. рублей)
ВРП по субъектам РФ | |||||||
Центральный федеральный округ | |||||||
Г. Москва | 1767 476 | ||||||
Московская область | |||||||
Ивановская область | |||||||
Северо - Западный федеральный округ | |||||||
Г. Санкт – Петербург | |||||||
Ленинградская область | |||||||
Псковская область | |||||||
Южный федеральный округ | |||||||
Краснодарский край | |||||||
Ростовская область | |||||||
Республика Адыгея | |||||||
Приволжский федеральный округ | |||||||
Республика Татарстан | |||||||
Самарская область | |||||||
Республика Марий Эл | |||||||
Уральский федеральный округ | |||||||
Тюменская область | |||||||
Ямало-Ненецкий АО | |||||||
Курганская область | |||||||
Сибирский федеральный округ | |||||||
Красноярский край | |||||||
Иркутская область | |||||||
Кемеровская область | |||||||
Новосибирская область | |||||||
Омская область | |||||||
Томская область | |||||||
Республика Алтай | |||||||
Дальневосточный федеральный округ | |||||||
Республика Саха (Якутия) | |||||||
Хабаровский край | |||||||
Еврейская АО | |||||||
ВРП по субъектам РФ | |||||||
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики
Таблица 19 – Структура номинального ВВП по видам экономической деятельности в 2002 – 2008 годах (в текущих ценах, млрд. р.)
Сельское хозяйство | ||||||
Добыча полезных ископаемых | ||||||
Обрабатывающие производства | ||||||
Производство и распределение электроэнергии, воды, газа | ||||||
Строительство | ||||||
Торговля | ||||||
Гостиницы и рестораны | ||||||
Транспорт и связь | ||||||
Финансовая деятельность | ||||||
Операции с недвижимостью, аренда и услуги | ||||||
Государственное управление | ||||||
Образование | ||||||
Здравоохранение | ||||||
Прочие услуги | ||||||
Итого ВВП |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики
Тема 10. Научно-техническая политика
Определения
Научно-техническая политика – совокупность стратегических и тактических целей, задач и направлений по развитию научно-технического потенциала, эффективному его использованию в интересах социально-экономического развития общества.
Научно-технологический потенциал – совокупность знаний, возможностей, средств, новшеств, которые могут быть использованы для повышения эффективности производства.
Инновационный тип развития – тип экономики, предполагающий постоянную разработку, освоение и использование научно-технических нововведений и технологий для повышения конкурентоспособности.
Научно-технологический (научно-воспроизводственный цикл) – процесс освоения научных знаний и разработка новых технологий, их применение для создания инновационных продуктов.
Органы управления:
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
- Совет по НТП при Президенте РФ;
- Министерство образования и науки РФ;
- Академия Наук РФ;
- Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
Таблица 20 - Характеристика научно-технической политики
Параметры | Характеристика |
Объекты макроуровня | Наука; образование; наукоемкое производство; научно-технический потенциал; научно-технологические циклы |
Объекты микроуровня | Вузы; НИИ, производители наукоемкой продукции; потребители |
Объекты мезоуровня | Научно-технический потенциал региона |
Блоки задач | 1. Сохранение и развитие научно-технологического потенциала. 2. Эффективное использование современного научно-технологического потенциала 3. Непрерывность научно-технологического цикла. 4. Переход экономики на инновационный тип развития. |
Стратегические цели | 1. Конкурентоспособность и инновационный уровень российского производства. 2. Результативность по приоритетным направлениям науки. 3. Эффективная система образования и подготовки квалифицированных кадров для науки и производства |
Тактические цели | 1. Выбор и реализация приоритетов научно-технического развития. 2. Формирование научно-технологической и инновационной инфраструктуры. 3. Защита прав интеллектуальной собственности. 4. Формирование инновационного рынка (информации, продукции) и его регулирование. 5. Структурное обновление НИОКР (инновационное предпринимательство, ТВЗ, наукограды и пр.). 6. Ресурсное обеспечение научно-технологического цикла. 7. Адаптация научно-технологического потенциала к новым рыночным условиям 8. И т.д. |
Инструменты | Бюджетное финансирование науки и образования; государственный заказ на научные разработки и подготовку кадров; налоговые льготы; создание ТВЗ; система государственных ресурсов для науки и производства (информационных, кадровых, финансовых, производственных); планы-прогнозы; мониторинг; законодательство по интеллектуальной собственности и пр. |
Таблица 21 – Показатели развития науки в РФ
Показатели | Годы | Сопоставимые показатели зарубежных стран (2002 год) | ||||||
США | Япония | Германия | Корея | ЕС | ||||
Затраты на исследования и разработки (в % к ВВП) | 1,25 | 1,29 | 1,35 | 2,67 | 3,12 | 2,52 | 2,91 | 1,83 |
Внебюджетные средства в затратах на исследования и разработки (в % от общих затрат) | 41,6 | 40,4 | 41,7 | 69,8 | 81,8 | 68,5 | 74.6 | 65,3 |
Удельный вес сектора высшего образования в затратах на исследования (%) | 5,4 | 6,1 | 6,8 | 15,9 | 13,9 | 16,9 | 10,4 | 21,5 |
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 000 занятых в экономике (чел.) |
Продолжение табл. 21
Число патентных заявок на изобретения, поданных заявителями на 10000 населения | 1,63 | 1,72 | 1,78 | 17,6 | 24,3 | 7,9 | 7,5 | 8,3 |
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции (%) | 4,1 | 4,6 | 63,8 | - | 34,3 | 49,8 | - |
Источник: Данные Министерства образования и науки
Таблица 22 – Численность студентов и высших учебных заведений в Сибирском Федеральном округе
Высших учебных заведений, всего (ед.) | |||||||
Алтайский край | |||||||
Красноярский край | |||||||
Иркутская область | |||||||
Кемеровская область | |||||||
Новосибирская область | |||||||
Омская область | |||||||
Томская область | |||||||
Численность студентов (тыс. чел.) | |||||||
Кемеровская область | 74.3 | 85, 3 | 94,7 | 100,1 | 104,2 | 107,6 | 108,8 |
Новосибирская область | 139,7 | 161,6 | 159,6 | 166,8 | 171,2 | 170,9 | |
Омская область | 67.6 | 76,8 | 87,3 | 90,8 | 96,1 | 99,9 | 106,8 |
Томская область | 72,8 | 82,9 | 85,3 | 90,1 | 76,5 | 89,7 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики
Таблица 23 – Показатели научно-технического развития в РФ и других странах
Страны | Численность персонала, занятого в исследованиях (2005 г., тыс. чел.) | Доля высокотехнологи-ческого экспорта в экспорте товаров (2006 г. %) | Добывающие и обрабатывающие производства: доля затрат на инновации в объеме товаров (2006 г., %) | Сфера услуг: доля затрат на инновации в общем объеме (2006 г., %) |
Швеция | 5,57 | 1,03 | ||
Германия | 4,63 | 1,22 | ||
Франция | 3,39 | 1,17 | ||
Италия | 2,14 | 1,28 | ||
Польша | 2,04 | 1,05 | ||
Россия | 1,44 | 0,68 |
Источник: Данные Министерства образования и науки
Таблица 24 – Результаты Межведомственной программы инновационного развития в Томской области в 2006-2008гг.
Показатель | Планируемый | Достигнутый по годам |
Внутренние затраты на исследования и разработки в ВРП, (%) | 1,8 - 1,9. | 2006г.- 1,5: 2007г.- 1,7; 2008г.- 1,8 |
Рост объемов финансирования сектора науки и образования по сравнению с 2005 годом, разы | 1,5 | 2006г.- 1,3; 2007г.- 1,7; 2008г.- 2 |
Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки, (%). | 2006г.- 68,8; 2007г.- 65,7; 2008г.- 70,0 |
Продолжение табл. 24
Удельный вес предприятий обрабатывающего сектора производства, осуществляющих технологические инновации, (%) | 22 - 25. | 2006г.- 21,6; 2007г.- 24,5; 2008г.- 27,3 |
Количество созданных организаций с новым высокотехнологичным производством, (единиц) | Всего126. 2006г.- 30; 2007г.- 47; 2008г.- 49 | |
Количество созданных новых рабочих мест в инновационном секторе экономики, (мест) | не менее 3000 | Всего:4796. 2006г.- 1090; 2007г.- 2208; 2008г.- 1498 |
Источник: Данные Томской областной администрации
Тема 11. Промышленная политика
Определения
Промышленная политика – совокупность долгосрочных мер правительства, направленных на рост промышленного производства.
- это политика экономического роста;
- направлена на развитие экспорта промышленной продукции;
- связана с инвестиционной, структурной и научно-технической политикой в промышленной области;
- решает макроэкономические задачи (стабилизация цен, доходов, бюджета).
Органы управления:
- Министерство промышленности и торговли РФ;
- Министерство природных ресурсов РФ;
- Министерство энергетики РФ
Рисунок 22 – Характеристика промышленной политики
Рисунок 23 – Цели промышленной политики
Рисунок 24 – Варианты стратегии правительства
Таблица 25 - Показатели развития промышленности в РФ за 2001 – 2008 годы
Число действующих организаций (тыс.) | 258,7 | 268,8 | 269,1 | |||||
Численность персонала (тыс. чел) | ||||||||
Степень износа основных производственных фондов, добыча полезных ископаемых (%) | 52,3 | 52,7 | 52,8 | 53,2 | 53, 0 | 53,7 | 53,4 | |
Степень износа основных производственных фондов, обрабатывающие производства (%) | 47,9 | 47,7 | 47,4 | 46,4 | 46,0 | |||
Коэффициент обновления основных производственных фондов (в % от наличия) | 5,3 | 5,1 | 5,8 | 6,6 | 6,7 | |||
Коэффициент выбытия основных производственных фондов (в % от наличия) | 1,2 | 1,2 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | |||
Рентабельность проданной продукции (%) | 18,5 | 14,4 | 12,8 | 17,2 | 17,3 | 18,3 | 17,2 | |
Объем продукции в сопоставимых ценах (в % к предыдущему году) | 102,9 | 103,1 | 108,9 | 108,0 | 105,1 | 106,3 | 106,3 | 102,1 |
Структура производства по отраслям промышленности. Вся промышленность; В том числе, электроэнергетика; Нефтедобывающая; Газовая; Химическая и нефтехимическая; Машиностроение; Лесная и деревообрабатывающая; Легкая; Пищевая | 8,8 10,7 1,6 7,4 20,8 4,7 1,8 15,3 | 8,5 11,3 1,6 7,3 20,5 4,7 1,7 15,8 | 8,1 11,8 1,6 7,1 21,1 4,5 1,5 15,6 | 7.6 12,1 1,5 7,2 22,2 4,3 1,4 15,4 |
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 26 – Показатели по природному топливу (млн. тонн условного топлива) в РФ в 2007 году
Показатели | Природное топливо, всего | нефть | газ | уголь |
Добыча | 204,3 | |||
Импорт | 8,6 | 16,5 | ||
Экспорт | 221,4 | 68,9 | ||
Потребление в стране | 133,5 |
Источники: данные Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 27 – Использование производственных мощностей промышленных предприятий по выпуску продукции (в %)
Виды продукции | ||||||||
Стальные трубы | ||||||||
Лакокрасочные материалы | ||||||||
Электродвигатели | ||||||||
Металлорежущие станки | ||||||||
Легковые автомобили | ||||||||
Электропылесосы | ||||||||
Холодильники | ||||||||
Обувь | ||||||||
Чулочно-носочные изделия | ||||||||
Хлебобулочные изделия | ||||||||
Колбасные изделия | ||||||||
Масло животное | ||||||||
Молочная продукция |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Тема 12. Аграрная политика
Определения
АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих производство конечного продукта из сельскохозяйственного сырья.
Аграрная политика – деятельность органов государственной власти, направленная на поддержку аграрного сектора, рациональное и эффективное использование ресурсов в сельском хозяйстве.
Рисунок 25 – Характеристика АПК
Таблица 28 – Характеристика аграрной политики
Параметры | Характеристика |
Необходимость | 1. Особая роль сельского хозяйства в отраслевой структуре экономики. 2. Особая роль сельского хозяйства в удовлетворении потребностей населения. 3. Виды и объемы используемых ресурсов. 4. Значение в обеспечении экономической безопасности. 5. Особый экономический статус отрасли (спрос, предложение, цены, издержки, рентабельность и пр.) |
Особенности | 1. Разумный протекционизм. 2. Стимулирование предложения. 3. Регулирование экономических связей. 4. Сочетание государственного регулирования и поддержки сельского товаропроизводителя. |
Направления в РФ | 1. Реформирование аграрных отношений. 2. Управление ресурсами (земельными, водными и пр.). 3. Государственная поддержка аграрной сферы. 4. Развитие рыночных отношений в АПК. 5. Регулирование рыночных отношений в АПК. |
Цели применительно к сельскому хозяйству | 1. Благоприятные условия обеспечения сельского хозяйства ресурсами. 2. Благоприятные условия реализации сельскохозяйственной продукции. 3. Справедливый финансовый результат для сельского производителя. 4. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. 5. Высокое качество и безопасность продовольствия. |
Инструменты поддержки | Бюджетное финансирование программ, государственный заказ, государственные субсидии по банковским кредитам, государственное кредитование, налоговые льготы |
Инструменты регулирования | Ценовые интервенции, квоты и ввозные пошлины на продовольствие, стимулирование межхозяйственной кооперации, реализация совместных проектов по развитию рыночной инфраструктуры |
Основные проблемы в области АПК:
- дифференциация затрат в зависимости от природно-климатических условий;
- диспаритет цен;
- разный уровень организации производства;
- неразвитость рыночной инфраструктуры;
- низкая рентабельность продукции.
Органы управления АПК по уровням:
- Министерство сельского хозяйства;
- Министерство природных ресурсов;
- Департамент социально-экономического развития села.
Таблица 29 – Показатели аграрного сектора по РФ за 2001 – 2008 годы
Показатель | ||||||||
Индексы физического объема производства продукции (в % к предыдущему году) | 107,5 | 101,5 | 101,3 | 102,4 | 103,6 | 103,4 | 110,8 | |
Численность сельского населения, тыс. чел. | ||||||||
Количество сельскохозяйственных предприятий, ед. | ||||||||
Удельный вес от общего числа предприятий (%): -ассоциаций крестьянских хозяйств - государственных предприятий; - ЗАО; - ООО - ОАО - Сельскохозяйственных кооперативов; | 1.5 6,61 12,03 11,06 4,37 46,2 | 0,97 5,2 11,11 13,18 4,66 46,07 | 0, 79 4,04 10,83 15,32 5,1 48,72 | 0,73 4,64 10,26 20,49 5,48 45,7 | 0,22 8,55 10,62 21,1 7,02 44,91 | 4,8 8,5 6,4 39,6 | 1,9 4,2 8,1 37,8 6,5 35,4 | |
Количество малых предприятий, ед. | ||||||||
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (тыс. ед.) | 265,51 | 263,98 | 263,88 | 261,98 | 257,4 |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Таблица 30 – Показатели аграрного сектора по Томской области за 2001 – 2007 годы
Показатель | |||||||
Индексы физического объема производства продукции (в % к предыдущему году) | 95,9 | 95,3 | 109.3 | 94,3 | 100,8 | 105,5 | |
Численность сельского населения, тыс. чел. | |||||||
Количество сельскохозяйственных предприятий, ед. | |||||||
Удельный вес от общего числа предприятий (%): -ассоциаций крестьянских хозяйств - государственных предприятий; - ЗАО; - ООО - ОАО - Сельскохозяйственных кооперативов; | 1,42 6,38 9,22 28,37 7,09 32,62 | 1,6 3,1 15,2 31,2 8,8 | 0,72 3,6 39,9 4,2 | - 3,0 12,1 47,7 6,8 24,2 | 2,5 9,3 58,5 5,9 19,5 | 2,7 8,0 58,9 5.4 20,5 | |
Количество малых предприятий, ед. | |||||||
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (ед.) |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Таблица 31 – Показатели сельскохозяйственных предприятий по РФ (2001 –2008 годы)
Показатель | ||||||||
Наличие тракторов, шт. | ||||||||
Приходится тракторов на 1000 га пашни, ед. | 7,1 | 6,8 | 6,3 | 5,9 | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,0 |
Наличие зерноуборочных комбайнов, шт. | ||||||||
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов, ед. | 4,5 | 4,7 | 4,2 | 3,9 | 3,7 | 3,4 | 3,3 | |
Производство зерна на душу населения, кг | ||||||||
Производство мяса на душу населения, кг | 30,7 | 32,4 | 34,1 | 34,6 | 34,1 | |||
Производство молока на душу населения, кг | ||||||||
Удельный вес убыточных хозяйств (% от общего числа) | 50,4 | 36,9 | ||||||
Рентабельность сельскохозяйственного производства (%) | 4,4 | -4,6 | -1,9 | 5,2 | 2,0 | 2,6 | 8,1 |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Таблица 32 – Показатели сельскохозяйственных предприятий Томской области (2001 –2007 годы)
Показатель | |||||||
Наличие тракторов, шт. | |||||||
Приходится тракторов на 1000 га пашни, ед. | 7,9 | 7,5 | 7,1 | 6,9 | 6,9 | 6,2 | 6,2 |
Наличие зерноуборочных комбайнов, шт. | |||||||
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов, ед. | 4,7 | 4.2 | 3,6 | 3,9 | 3,7 | 3,5 | |
Производство зерна на душу населения, кг | |||||||
Производство мяса на душу населения, кг | 34,6 | 34,1 | 34,5 | 37,9 | 36,6 | ||
Производство молока на душу населения | |||||||
Удельный вес убыточных хозяйств (% от общего числа) | 36,9 | 33,3 | 35,6 | 28,8 | |||
Рентабельность сельскохозяйственного производства (%) | 5,2 | 2,0 | -12,3 | -10,5 | -9,48 | - 5,4 | 7,9 |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Таблица 33 – Государственная поддержка аграрной сферы по РФ (2001 – 2007 годы)
Показатель | |||||||
Поставки тракторов по федеральному лизингу, шт. | |||||||
Поставки комбайнов по федеральному лизингу, шт. | |||||||
Бюджетные субсидии, млрд. руб. | 12,05 | 15,0 | 16,82 | 20,35 | 25,5 | 36,8 | |
Рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом бюджетных субсидий (%) | 8,9 | 0,2 | 2,9 | 10,5 | 7,6 | 9,9 | 17,2 |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Таблица 34 – Государственная поддержка аграрной сферы по Томской области (2001 – 2007 годы)
Показатель | |||||||
Поставки тракторов по федеральному лизингу, шт. | |||||||
Поставки комбайнов по федеральному лизингу, шт. | |||||||
Бюджетные субсидии, млн. руб. | 18,6 | 172,7 | 226,4 | 299,1 | |||
Рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом бюджетных субсидий (%) | -5 | -1,8 | 0,32 | 16,9 | 19,9 | 17,4 | 15,4 |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Таблица 35 – Финансирование АПК РФ (млн. руб.)
Целевые субсидии и субвенции | |||
Федеральный резерв химических средств защиты растений | |||
Капитальные затраты | |||
Товарные и закупочные интервенции | 8,6 | ||
Федеральный фонд семян | |||
Субсидии на уплату процентов по кредитам | |||
Охрана объектов животного мира | |||
Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв» | |||
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села» | |||
Взнос в уставные капиталы кредитных организаций | |||
Взнос в уставные капиталы лизинговых компаний | |||
На сельское хозяйство, всего |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.
Тема 13. Регулирование предпринимательской деятельности
Определения
Предпринимательство – система хозяйствования в условиях неопределенности и риска, осуществляемая с целью получения прибыли.
Малый бизнес (МБ) – разновидность предпринимательской деятельности, главным субъектом которого является частный предприниматель.
Малое предприятие – предприятие, имеющее предельную численность персонала в промышленности и строительстве 100 человек; в торговле – 50; в сфере обслуживания – 30.
Таблица 36– Показатели деятельности малых предприятий в Томской области
Показатели | ||||||||
Число малых предприятий | ||||||||
Среднесписочная численность работников, чел. |
Источник: данные Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики.