double arrow

Особенности промышленной политики: 24

Таблица 15 – Основные показатели инвестиционной активности по РФ за 2001 – 2009 годы

Рисунок 18 – Факторы формирования инвестиционного климата

 
 
Инвестиционный процесс


 
 


Рисунок 19 – Элементы инвестиционного процесса на микроуровне

Показатели               2009, 6 мес.
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 1762,4 2186,4            
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) 102,8 112,5 113, 7 110, 9 116,7 122,7 109,8 81,2
Иностранные инвестиции (млн. долл.)                

Окончание табл. 15

Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики (в % от итога): - Добыча полезных ископаемых - Сельское хозяйство; - Строительство; - Транспорт и связь - Обрабатывающее производство - Здравоохранение; - Наука; - Образование; - Торговля   16,9 4,4 5,4 18,5 15,9 2,0 0,7 1,5 3,6   16,0 4,9 22.3 15,6 2,0 0,7 1,4 3,5   15.4 4,1 3,5 22.7 16,4 2,5 0,8 1,7 3,5   13,9 3,9 3,6 24,5 16,4 2,6 0,5 1,8 3,6   14,6 4,8 3,7 23,6 15,6 2,7 0,5 2,1 3,5   13,8 5,0 4,0 22,2 14,7 2,5 0,4 2,2 4,3   14,1 4,4 3,4 24,8 15,6 2,4 0,4 2,0 3,1  
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу): - Собственные средства; - Бюджетные средства; - в том числе, за счет федерального бюджета; - Кредиты банков   19,9 6,1 5,9   45,2 19,6 6,7 6,4   45,4 17,9 5,3 7,9   44,5 20,4 8,1   44,3 19,8 6,9 8,9      

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 16 – Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности Структура иностранных инвестиций по годам (% к итогу)
     
Инвестиции, всего      
Добыча полезных ископаемых 11,2 12,4  
Сельское хозяйство 0,2 0,4 0,8
Строительство; 0,4 2,4 3,3
Транспорт и связь 7,2 5,5 4,7
Обрабатывающее производство 33,5 26,4 32,7
Здравоохранение;   0,1  
Наука;   0,3 0,1
Образование;      
Торговля 38,2 39,1  

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 17 – Объем инвестиций в основной капитал по округам и субъектам федерации РФ за 2001 – 2008 годы (млрд. р.)

Показатели              
Инвестиции в основной капитал по РФ, млрд. р. 1762,4 2186,4          
Центральный Федеральный округ              
В т. ч., г. Москва              
В т. ч. Смоленская область 9,7 11,4 11.3 14,3 14,6 25,1  
Северо - Западный федеральный округ              
В т. ч., г. Санкт- Петербург              
В т. ч. Псковская область 3,1 5,6 5,9 5,5 7,4 13,7 16,4
Южный федеральный округ              
В т. ч., Краснодарский край             321,7
В т. ч., республика Адыгея 1.9 2,6 2,2 3,6 3,9 10,9 11,2
Приволжский федеральный округ              
В т. ч., республика Татарстан              
В т. ч., Кировская область 5.6 7,5     24,9 37,4 40,5
Уральский федеральный округ              
В т. ч., Тюменская область              
В т. ч., Курганская область 4,1 5,9 6,0 8,6 12,1    

Окончание табл. 17

Сибирский федеральный округ              
В т. ч., Томская область 18.3 23,3 22.6 19,4 36,9 71, 6 78,6
В т. ч., Омская область 13,3 18,9 23,4 38,6 35,3 69, 5  
В т. ч., Кемеровская область 23,6 28.5 56,5     115,7 149,3
В т. ч., Новосибирская область 17,4 22,4 28,9 36,8 45,3 89,5 122,5
В т. ч., республика Алтай 1,3 1,2 2,1 2,9 3.4 5,97 7,3
Дальневосточный федеральный округ           436,8  
В т. ч., Сахалинская область 27,3 26,3 85,5     122.7 150,4
В т. ч., Магаданская область 3,5 3,3 4,2 5.1 5,8 9,9 11,9

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Тема 9. Структурная политика и структурная перестройка российской экономики

Определения

Структурная политика – политика правительства, направленная на изменение типа экономики, ориентир экономики на прогрессивные сферы деятельности.

Цели структурной политики: оптимальные пропорции в экономике; устойчивость экономических связей; прогрессивная структура подсистем и элементов экономики; активный воспроизводственный процесс во всех стадиях и элементах.

 
 


Рисунок 20 – Варианты структуры экономики

 
 


Рисунок 21 – Характеристика структурной политики правительства

Таблица 18 – Валовой региональный продукт в 2000-2007 годах (в текущих рыночных ценах, млн. рублей)

ВРП по субъектам РФ            
Центральный федеральный округ            
Г. Москва   1767 476        
Московская область            
Ивановская область            
Северо - Западный федеральный округ            
Г. Санкт – Петербург            
Ленинградская область            
Псковская область            
Южный федеральный округ            
Краснодарский край            
Ростовская область            
Республика Адыгея            
Приволжский федеральный округ            
Республика Татарстан            
Самарская область            
Республика Марий Эл            
Уральский федеральный округ            
Тюменская область            
Ямало-Ненецкий АО            
Курганская область            
Сибирский федеральный округ            
Красноярский край            
Иркутская область            
Кемеровская область            
Новосибирская область            
Омская область            
Томская область            
Республика Алтай            
Дальневосточный федеральный округ            
Республика Саха (Якутия)            
Хабаровский край            
Еврейская АО            
ВРП по субъектам РФ            
               

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики

Таблица 19 – Структура номинального ВВП по видам экономической деятельности в 2002 – 2008 годах (в текущих ценах, млрд. р.)

             
Сельское хозяйство            
Добыча полезных ископаемых            
Обрабатывающие производства            
Производство и распределение электроэнергии, воды, газа            
Строительство            
Торговля            
Гостиницы и рестораны            
Транспорт и связь            
Финансовая деятельность            
Операции с недвижимостью, аренда и услуги            
Государственное управление            
Образование            
Здравоохранение            
Прочие услуги            
Итого ВВП            

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики

Тема 10. Научно-техническая политика

Определения

Научно-техническая политика – совокупность стратегических и тактических целей, задач и направлений по развитию научно-технического потенциала, эффективному его использованию в интересах социально-экономического развития общества.

Научно-технологический потенциал – совокупность знаний, возможностей, средств, новшеств, которые могут быть использованы для повышения эффективности производства.

Инновационный тип развития – тип экономики, предполагающий постоянную разработку, освоение и использование научно-технических нововведений и технологий для повышения конкурентоспособности.

Научно-технологический (научно-воспроизводственный цикл) – процесс освоения научных знаний и разработка новых технологий, их применение для создания инновационных продуктов.

Органы управления:

- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

- Совет по НТП при Президенте РФ;

- Министерство образования и науки РФ;

- Академия Наук РФ;

- Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

Таблица 20 - Характеристика научно-технической политики

Параметры Характеристика
Объекты макроуровня Наука; образование; наукоемкое производство; научно-технический потенциал; научно-технологические циклы
Объекты микроуровня Вузы; НИИ, производители наукоемкой продукции; потребители
Объекты мезоуровня Научно-технический потенциал региона
Блоки задач 1. Сохранение и развитие научно-технологического потенциала. 2. Эффективное использование современного научно-технологического потенциала 3. Непрерывность научно-технологического цикла. 4. Переход экономики на инновационный тип развития.
Стратегические цели 1. Конкурентоспособность и инновационный уровень российского производства. 2. Результативность по приоритетным направлениям науки. 3. Эффективная система образования и подготовки квалифицированных кадров для науки и производства
Тактические цели 1. Выбор и реализация приоритетов научно-технического развития. 2. Формирование научно-технологической и инновационной инфраструктуры. 3. Защита прав интеллектуальной собственности. 4. Формирование инновационного рынка (информации, продукции) и его регулирование. 5. Структурное обновление НИОКР (инновационное предпринимательство, ТВЗ, наукограды и пр.). 6. Ресурсное обеспечение научно-технологического цикла. 7. Адаптация научно-технологического потенциала к новым рыночным условиям 8. И т.д.
Инструменты Бюджетное финансирование науки и образования; государственный заказ на научные разработки и подготовку кадров; налоговые льготы; создание ТВЗ; система государственных ресурсов для науки и производства (информационных, кадровых, финансовых, производственных); планы-прогнозы; мониторинг; законодательство по интеллектуальной собственности и пр.

Таблица 21 – Показатели развития науки в РФ

Показатели Годы Сопоставимые показатели зарубежных стран (2002 год)
      США Япония Германия Корея ЕС
Затраты на исследования и разработки (в % к ВВП) 1,25 1,29 1,35 2,67 3,12 2,52 2,91 1,83
Внебюджетные средства в затратах на исследования и разработки (в % от общих затрат) 41,6 40,4 41,7 69,8 81,8 68,5 74.6 65,3
Удельный вес сектора высшего образования в затратах на исследования (%) 5,4 6,1 6,8 15,9 13,9 16,9 10,4 21,5
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 000 занятых в экономике (чел.)                

Продолжение табл. 21

Число патентных заявок на изобретения, поданных заявителями на 10000 населения 1,63 1,72 1,78 17,6 24,3 7,9 7,5 8,3
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции (%) 4,1 4,6   63,8 - 34,3 49,8 -

Источник: Данные Министерства образования и науки

Таблица 22 – Численность студентов и высших учебных заведений в Сибирском Федеральном округе

               
Высших учебных заведений, всего (ед.)            
Алтайский край              
Красноярский край              
Иркутская область              
Кемеровская область              
Новосибирская область              
Омская область              
Томская область              
Численность студентов (тыс. чел.)            
Кемеровская область 74.3 85, 3 94,7 100,1 104,2 107,6 108,8
Новосибирская область 139,7 161,6 159,6 166,8   171,2 170,9
Омская область 67.6 76,8 87,3 90,8 96,1 99,9 106,8
Томская область 72,8   82,9 85,3 90,1 76,5 89,7

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики

Таблица 23 – Показатели научно-технического развития в РФ и других странах

Страны Численность персонала, занятого в исследованиях (2005 г., тыс. чел.) Доля высокотехнологи-ческого экспорта в экспорте товаров (2006 г. %) Добывающие и обрабатывающие производства: доля затрат на инновации в объеме товаров (2006 г., %) Сфера услуг: доля затрат на инновации в общем объеме (2006 г., %)
Швеция     5,57 1,03
Германия     4,63 1,22
Франция     3,39 1,17
Италия     2,14 1,28
Польша     2,04 1,05
Россия     1,44 0,68

Источник: Данные Министерства образования и науки

Таблица 24 – Результаты Межведомственной программы инновационного развития в Томской области в 2006-2008гг.

Показатель Планируемый Достигнутый по годам
Внутренние затраты на исследования и разработки в ВРП, (%) 1,8 - 1,9. 2006г.- 1,5: 2007г.- 1,7; 2008г.- 1,8
Рост объемов финансирования сектора науки и образования по сравнению с 2005 годом, разы 1,5 2006г.- 1,3; 2007г.- 1,7; 2008г.- 2
Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки, (%).   2006г.- 68,8; 2007г.- 65,7; 2008г.- 70,0

Продолжение табл. 24

Удельный вес предприятий обрабатывающего сектора производства, осуществляющих технологические инновации, (%) 22 - 25. 2006г.- 21,6; 2007г.- 24,5; 2008г.- 27,3
Количество созданных организаций с новым высокотехнологичным производством, (единиц)   Всего126. 2006г.- 30; 2007г.- 47; 2008г.- 49
Количество созданных новых рабочих мест в инновационном секторе экономики, (мест) не менее 3000 Всего:4796. 2006г.- 1090; 2007г.- 2208; 2008г.- 1498

Источник: Данные Томской областной администрации

Тема 11. Промышленная политика

Определения

Промышленная политика – совокупность долгосрочных мер правительства, направленных на рост промышленного производства.

- это политика экономического роста;

- направлена на развитие экспорта промышленной продукции;

- связана с инвестиционной, структурной и научно-технической политикой в промышленной области;

- решает макроэкономические задачи (стабилизация цен, доходов, бюджета).

Органы управления:

- Министерство промышленности и торговли РФ;

- Министерство природных ресурсов РФ;

- Министерство энергетики РФ


Рисунок 22 – Характеристика промышленной политики


Рисунок 23 – Цели промышленной политики


Рисунок 24 – Варианты стратегии правительства

Таблица 25 - Показатели развития промышленности в РФ за 2001 – 2008 годы

                 
Число действующих организаций (тыс.)         258,7 268,8 269,1  
Численность персонала (тыс. чел)                
Степень износа основных производственных фондов, добыча полезных ископаемых (%) 52,3   52,7 52,8 53,2 53, 0 53,7 53,4
Степень износа основных производственных фондов, обрабатывающие производства (%)       47,9 47,7 47,4 46,4 46,0
Коэффициент обновления основных производственных фондов (в % от наличия)       5,3 5,1 5,8 6,6 6,7
Коэффициент выбытия основных производственных фондов (в % от наличия)       1,2 1,2 1,0 1,1 1,1
Рентабельность проданной продукции (%) 18,5 14,4 12,8 17,2   17,3 18,3 17,2
Объем продукции в сопоставимых ценах (в % к предыдущему году) 102,9 103,1 108,9 108,0 105,1 106,3 106,3 102,1
Структура производства по отраслям промышленности. Вся промышленность; В том числе, электроэнергетика; Нефтедобывающая; Газовая; Химическая и нефтехимическая; Машиностроение; Лесная и деревообрабатывающая; Легкая; Пищевая   8,8 10,7 1,6 7,4 20,8 4,7 1,8 15,3   8,5 11,3 1,6 7,3 20,5 4,7 1,7 15,8   8,1 11,8 1,6 7,1 21,1 4,5 1,5 15,6   7.6 12,1 1,5 7,2 22,2 4,3 1,4 15,4        

Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 26 – Показатели по природному топливу (млн. тонн условного топлива) в РФ в 2007 году

Показатели Природное топливо, всего нефть газ уголь
Добыча       204,3
Импорт     8,6 16,5
Экспорт     221,4 68,9
Потребление в стране       133,5

Источники: данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 27 – Использование производственных мощностей промышленных предприятий по выпуску продукции (в %)

Виды продукции                
Стальные трубы                
Лакокрасочные материалы                
Электродвигатели                
Металлорежущие станки                
Легковые автомобили                
Электропылесосы                
Холодильники                
Обувь                
Чулочно-носочные изделия                
Хлебобулочные изделия                
Колбасные изделия                
Масло животное                
Молочная продукция                

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

Тема 12. Аграрная политика

Определения

АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих производство конечного продукта из сельскохозяйственного сырья.

Аграрная политика – деятельность органов государственной власти, направленная на поддержку аграрного сектора, рациональное и эффективное использование ресурсов в сельском хозяйстве.

 
 


Рисунок 25 – Характеристика АПК

Таблица 28 – Характеристика аграрной политики

Параметры Характеристика
Необходимость 1. Особая роль сельского хозяйства в отраслевой структуре экономики. 2. Особая роль сельского хозяйства в удовлетворении потребностей населения. 3. Виды и объемы используемых ресурсов. 4. Значение в обеспечении экономической безопасности. 5. Особый экономический статус отрасли (спрос, предложение, цены, издержки, рентабельность и пр.)
Особенности 1. Разумный протекционизм. 2. Стимулирование предложения. 3. Регулирование экономических связей. 4. Сочетание государственного регулирования и поддержки сельского товаропроизводителя.
Направления в РФ 1. Реформирование аграрных отношений. 2. Управление ресурсами (земельными, водными и пр.). 3. Государственная поддержка аграрной сферы. 4. Развитие рыночных отношений в АПК. 5. Регулирование рыночных отношений в АПК.
Цели применительно к сельскому хозяйству 1. Благоприятные условия обеспечения сельского хозяйства ресурсами. 2. Благоприятные условия реализации сельскохозяйственной продукции. 3. Справедливый финансовый результат для сельского производителя. 4. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. 5. Высокое качество и безопасность продовольствия.
Инструменты поддержки Бюджетное финансирование программ, государственный заказ, государственные субсидии по банковским кредитам, государственное кредитование, налоговые льготы
Инструменты регулирования Ценовые интервенции, квоты и ввозные пошлины на продовольствие, стимулирование межхозяйственной кооперации, реализация совместных проектов по развитию рыночной инфраструктуры

Основные проблемы в области АПК:

- дифференциация затрат в зависимости от природно-климатических условий;

- диспаритет цен;

- разный уровень организации производства;

- неразвитость рыночной инфраструктуры;

- низкая рентабельность продукции.

Органы управления АПК по уровням:

- Министерство сельского хозяйства;

- Министерство природных ресурсов;

- Департамент социально-экономического развития села.

Таблица 29 – Показатели аграрного сектора по РФ за 2001 – 2008 годы

Показатель                
Индексы физического объема производства продукции (в % к предыдущему году) 107,5 101,5 101,3   102,4 103,6 103,4 110,8
Численность сельского населения, тыс. чел.                
Количество сельскохозяйственных предприятий, ед.                
Удельный вес от общего числа предприятий (%): -ассоциаций крестьянских хозяйств - государственных предприятий; - ЗАО; - ООО - ОАО - Сельскохозяйственных кооперативов; 1.5 6,61 12,03 11,06 4,37 46,2 0,97 5,2 11,11 13,18 4,66 46,07 0, 79 4,04 10,83 15,32 5,1 48,72 0,73 4,64 10,26 20,49 5,48 45,7 0,22 8,55 10,62 21,1 7,02 44,91 4,8 8,5 6,4 39,6 1,9 4,2 8,1 37,8 6,5 35,4  
Количество малых предприятий, ед.                
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (тыс. ед.) 265,51 263,98 263,88 261,98 257,4      

Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Таблица 30 – Показатели аграрного сектора по Томской области за 2001 – 2007 годы

Показатель              
Индексы физического объема производства продукции (в % к предыдущему году) 95,9 95,3 109.3   94,3 100,8 105,5
Численность сельского населения, тыс. чел.              
Количество сельскохозяйственных предприятий, ед.              
Удельный вес от общего числа предприятий (%): -ассоциаций крестьянских хозяйств - государственных предприятий; - ЗАО; - ООО - ОАО - Сельскохозяйственных кооперативов;   1,42 6,38 9,22 28,37 7,09 32,62 1,6 3,1 15,2 31,2 8,8 0,72 3,6 39,9 4,2 - 3,0 12,1 47,7 6,8 24,2 2,5 9,3 58,5 5,9 19,5 2,7 8,0 58,9 5.4 20,5
Количество малых предприятий, ед.              
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (ед.)              

Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Таблица 31 – Показатели сельскохозяйственных предприятий по РФ (2001 –2008 годы)

Показатель                
Наличие тракторов, шт.                
Приходится тракторов на 1000 га пашни, ед. 7,1 6,8 6,3 5,9 5,5 5,3 5,1 5,0
Наличие зерноуборочных комбайнов, шт.                
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов, ед.   4,5 4,7 4,2 3,9 3,7 3,4 3,3
Производство зерна на душу населения, кг                
Производство мяса на душу населения, кг 30,7 32,4 34,1 34,6 34,1      
Производство молока на душу населения, кг                
Удельный вес убыточных хозяйств (% от общего числа)     50,4 36,9        
Рентабельность сельскохозяйственного производства (%) 4,4 -4,6 -1,9 5,2 2,0 2,6 8,1  

Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Таблица 32 – Показатели сельскохозяйственных предприятий Томской области (2001 –2007 годы)

Показатель              
Наличие тракторов, шт.              
Приходится тракторов на 1000 га пашни, ед. 7,9 7,5 7,1 6,9 6,9 6,2 6,2
Наличие зерноуборочных комбайнов, шт.              
Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов, ед.   4,7 4.2 3,6 3,9 3,7 3,5
Производство зерна на душу населения, кг              
Производство мяса на душу населения, кг 34,6 34,1 34,5 37,9 36,6    
Производство молока на душу населения              
Удельный вес убыточных хозяйств (% от общего числа) 36,9     33,3 35,6 28,8  
Рентабельность сельскохозяйственного производства (%) 5,2 2,0 -12,3 -10,5 -9,48 - 5,4 7,9

Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Таблица 33 – Государственная поддержка аграрной сферы по РФ (2001 – 2007 годы)

Показатель              
Поставки тракторов по федеральному лизингу, шт.              
Поставки комбайнов по федеральному лизингу, шт.              
Бюджетные субсидии, млрд. руб. 12,05 15,0 16,82 20,35 25,5 36,8  
Рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом бюджетных субсидий (%) 8,9 0,2 2,9 10,5 7,6 9,9 17,2

Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Таблица 34 – Государственная поддержка аграрной сферы по Томской области (2001 – 2007 годы)

Показатель              
Поставки тракторов по федеральному лизингу, шт.              
Поставки комбайнов по федеральному лизингу, шт.              
Бюджетные субсидии, млн. руб. 18,6 172,7 226,4 299,1      
Рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом бюджетных субсидий (%) -5 -1,8 0,32 16,9 19,9 17,4 15,4

Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Таблица 35 – Финансирование АПК РФ (млн. руб.)

       
Целевые субсидии и субвенции      
Федеральный резерв химических средств защиты растений      
Капитальные затраты      
Товарные и закупочные интервенции 8,6    
Федеральный фонд семян      
Субсидии на уплату процентов по кредитам      
Охрана объектов животного мира      
Федеральная целевая программа «Повышение плодородия почв»      
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села»      
Взнос в уставные капиталы кредитных организаций      
Взнос в уставные капиталы лизинговых компаний      
На сельское хозяйство, всего      

Источник: данные Министерства сельского хозяйства РФ.

Тема 13. Регулирование предпринимательской деятельности

Определения

Предпринимательство – система хозяйствования в условиях неопределенности и риска, осуществляемая с целью получения прибыли.

Малый бизнес (МБ) – разновидность предпринимательской деятельности, главным субъектом которого является частный предприниматель.

Малое предприятие – предприятие, имеющее предельную численность персонала в промышленности и строительстве 100 человек; в торговле – 50; в сфере обслуживания – 30.

Таблица 36– Показатели деятельности малых предприятий в Томской области

Показатели                
Число малых предприятий                
Среднесписочная численность работников, чел.                

Источник: данные Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики.

       
 
 
 
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: