double arrow

Занятие 2 («Государственное регулирование и реформирование в условиях переходной экономики»)

Вопросы к семинару

1. Необходимость и сущность переходного периода.

2. Этапы и закономерности перехода к рыночной экономике.

3. Роль государства в переходном периоде: реформирование и управление.

4. Элементы регулирования в переходной экономике.

Дополнительные вопросы

1. Насколько проведение реформы в России рационально по концепции и целям?

2. В чем суть и закономерности переходной экономики?

3. Почему в переходный период начался трансформационный кризис? Какие задачи в области регулирования экономики он порождает? Является ли он неизбежным? Чем отличается трансформационный кризис от экономического? Покажите отличие на графике.

4. Назовите основные признаки «шоковой терапии» и градуализма. Почему большинство стран при реформировании избрали «шоковую терапию»? Почему «шоковая терапия» не принесла ожидаемых результатов? Покажите на графике, каково влияние «шоковой терапии» на совокупные спрос и предложение. В чем плюсы и минусы "шоковой терапии" и градуализма?

5. Почему успехи в области реформирования экономики стран Восточной Европы значительнее, чем в России? Какие благоприятные обстоятельства этому способствовали?

6. В чем специфическая роль государства в переходный период? Как изменились органы государственной власти и их функции?

7. Почему при реформировании экономики используются преимущественно методы администрирования? Что сдерживает использование правовых, экономических методов?

8. Как проходила либерализация цен в нашей стране? Какие негативные последствия и позитивные результаты она имела?

9. Почему либерализации цен было недостаточно для перехода к рынку? Что такое приватизация, каковы ее методы и цели? Почему в РФ в основном использовалась ваучерная приватизация. Какие негативные последствия и позитивные результаты имеет приватизация?

10. Какие задачи возлагались на органы государственной власти в области приватизации?

11. Какова роль приватизации в переходный период? Чем отличается от нее приватизация в странах с устойчивой рыночной экономикой?

12. Покажите на примерах либерализации цен и приватизации, насколько практика реформирования экономики в России соответствует теоретическим положениям о концепции и целях?

13. Можно ли согласиться с тем, что в результате реформ создана социально ориентированная рыночная экономика? Приведите аргументы «за» и «против».

14. Почему возможно возникновение в переходный период социально нецелесообразных институтов? Приведите примеры.

15. Каковы особенности рынка в переходный период? Как проявляются в переходный период противоречия рынка и его преимущества? Приведите примеры по Томской области (рынок мяса, рынок коммунальных услуг, рынок пассажироперевозок).

16. Почему при переходе к рыночным отношениям необходимо не только реформирование, но и государственное регулирование экономики? Каковы задачи государственного регулирования экономики на разных этапах реформирования?

17. Насколько цели и методы регулирования экономики в России отличаются от традиционного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой? Покажите на примере борьбы с инфляцией.

18. Что из перечисленного можно отнести к закономерностям переходного периода:

А) трансформационный спад;

Б) стабилизация;

Д) экономический рост;

Г) вхождение в мировое пространство

19. Что из перечисленного следует отнести к этапам переходного периода

А) трансформационный кризис;

Б) изменение роли государства;

В) многообразие форм собственности;

Г) формирование совокупности рынков;

Занятие 3 («Инвестиционная, структурная и научно-техническая политика»)

Вопросы к семинару

1. Инвестиционная политика: необходимость, объекты, механизм инвестирования и его регулирование, инвестиционные проблемы в России.

2. Структурная политика: понятие структуры экономики, необходимость структурной модернизации, особенности и трудности структурной перестройки в РФ.

3. Научно-техническая политика: необходимость и задачи, объекты и инструменты, этапы и особенности в современных условиях.

Дополнительные вопросы и задания


Сейчас читают про: