Инвестиционная политика –долгосрочная политика правительства, направленная на активизацию иди сдерживание инвестиционного процесса

Раздел 2. Государственное регулирование экономики при переходе к рынку

Таблица 3 – Концепции вмешательства правительства в экономику

Рисунок 2 – Причины вмешательства правительства в экономику

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Воробьева И.П.

Кафедра экономики

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Материалы к лекциям и семинарским занятиям

ТОМСК- 2012


Рассмотрено и утверждено методической комиссией кафедры экономики МФУ ТГУ. Протокол № 4 от 24 июня 2012 года.

Рецензент: Шимширт Н.Д., канд. эк. наук, доцент.


Настоящее пособие подготовлено для студентов МФУ ТГУ, изучающих курс " Государственное регулирование экономики". Цель пособия - помочь студентам в освоении данной дисциплины.

Пособие содержит тематику лекций и семинарских занятий, наглядный материал и схемы по отдельным вопросам лекций. Это способствует повышению эффективности освоения курса, так как данный курс введен сравнительно недавно и не имеет достаточного количества учебников. В пособии дается статистический материал, позволяющий наглядно представить ситуацию по отдельным направлениям экономического развития в РФ и Томской области. Источниками статистических данных являются материалы Федеральной службы государственной статистики по РФ, по Томской области. Дано задание и рекомендации по выполнению самостоятельной работы по курсу.

№ п/п Тема занятий Лекции (часов) Семи-нары (часов)
Раздел 1. Теоретические основы регулирования рыночной экономики
1. Место и роль органов власти в рыночной экономике    
2. Концепции и модели государственного регулирования экономики    
3. Цели и объекты государственного регулирования экономики  
4. Методы и инструменты регулирования экономики органами государственной власти
Раздел 2. Государственное регулирование экономики при переходе к рынку
7. Реформирование российской экономики. Государственное регулирование в условиях переходной экономики    
Раздел 3. Государственная экономическая политика
8. Инвестиционная политика    
9. Структурная политика и структурная перестройка российской экономики    
10. Научно-техническая политика и научно-техническое развитие в РФ    
11. Промышленная политика    
12. Аграрная политика    
13. Регулирование предпринимательской деятельности    
14. Государственное регулирование рынка товаров и услуг    
15. Социальная политика    
16. Государственная внешнеэкономическая политика    
  Итого    

1.Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 346 с.

2. Валитов Ш. М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции социальной ответственности / Ш. М. Валитов. – М.: Экономика, 2009.– 207 с.

3. Государственное регулирование рыночной экономики /В.Н. Архангельский и др. – М.: РАГС, 2008.– 616 с.

4. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика) / В.П. Васильев. – М.: ДИС, 2008.– 144 с.

5. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.И. Кушлина и Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2001.– 735 с.

6. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.И. Кушлина. – М.: РАГС, 2005,- 834 с.

7. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. И.И. Столярова. – М.: Дело, 2001.– 280 с.

8. Государственное регулирование национальной экономики / под ред. А.Н. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бушуевой. – М.: ИНФРА -М, 2008.– 653 с.

9. Государственное регулирование экономики / под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.– 255 с.

10. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков.– М.: КноРус, 2006.– 352 с.

11. Князева И.В. Антимонопольная политика в России / И.В. Князева. – М.: Омега – Л, 2009.– 493 с.

12. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики / Р.В. Крюков.– М.: ПРИОР, 2005.– 176 с.

13. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мищенко. – М.: ИНФРА –М, 2002.–480 с.

14.Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика / Т.Г. Морозова.– М.: ЮНИТИ, 2006.– 246 с.

15. Райсберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райсберг – М.: ИНФРА –М, 2009. – 384 с.

16. Самофалова Е.Ф. Государственное регулирование национальной экономики / Е.Ф. Самофалова, Э.Н. Кульбожев, Ю.В. Вертакова.– М.: КНОРУС, 2006.– 272 с.

17. Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики / В.Л. Тамбовцев. – М.: ИНФРА –М, 2007.– 160 с.

18. Теория переходной экономики / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.– 487 с.

19. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов – М.: Экономистъ, 2006.– 620 с.

20. Хиллман А.Л. Государственная экономическая политика: возможности и ограничения управления / А.Л. Хиллман.– М.: ГУ ВШЭ, 2009.– 879 с.

21. Шамхалов С. Государство и экономика. Основы взаимодействия С. Шамхалов.– М.: Экономика, 2005.– 727 с.

22. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2004.– 792 с.

23. Официальные информационные сайты в ИНТЕРНЕТе:

- Федеральной службы государственной статистики (qks.ru);

- Министерства здравоохранения и социального развития РФ (minzdrav.ru);

- Министерства промышленности и торговли РФ (minprom.qov.ru);

- Министерства сельского хозяйства РФ (mcx.ru);

- Министерства финансов РФ (minfin.ru):

- Центрального банка РФ (cbr.ru);

- Министерство экономического развития РФ (economy.qov.ru).

3. НАГЛЯДНЫЙ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИЯМ

Раздел 1. Теоретические основы регулирования рыночной экономики

Тема 1. Место и роль органов власти в рыночной экономике

Определения

Государственное регулирование экономики – деятельность органов власти по воздействию на процессы воспроизводства для достижения определенных, общественно полезных социально-экономических целей и задач.

Государственное управление экономическими объектами - сознательное, целенаправленное воздействие органов государственной власти на экономические объекты, процессы и связанных с ними людей с целью получения желаемых результатов.

Государственная экономическая политика – целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы макро- и микроуровня, нацеленное на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.

Государственная экономическая стратегия- процесс формирования целей экономического развития и выделения необходимых средств для их решения в долгосрочном периоде.

Таблица 1– Занятость в государственном управлении, обеспечении военной безопасности и социальном обеспечении в РФ

Годы Среднегодовая численность занятых (тыс. чел) В процентах от общего числа работающих
    5,2
    5,3
    5,3
    5,4

Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики.

 
 


Рисунок 1 – Государственное регулирование экономики как научная дисциплина и практика хозяйствования

 
 


- «Провалы» рынка;

- Макроэкономическая нестабильность;

- Конкуренция, ее результаты;

- Отрицательные последствия открытости экономики;

- Трансакционные издержки;

- Отрицательные «внешние эффекты»;

- Общественные потребности и «общественные товары»

 
 


- Административные (наличие системы исполнительной власти);

- Финансовые (наличие бюджетных средств);

- Информационные (сбор и обработка статистических данных);

- Правовые (наличие системы законодательной власти)

Рисунок 3– Возможности государственного регулирования экономики

Таблица 2 – Консолидированный бюджет РФ в 2008 году

Статьи бюджета Млрд. р. В % к ВВП
Доходы-всего 16003,4 38,4
В том числе, налог на прибыль организаций 2513,2 6,0
налог на доходы физических лиц 1666,3 4,0
единый социальный налог 811,9 1,9
налог на добавленную стоимость: на территории РФ 998,7 2,4
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1133,8 2,7
акцизы по подакцизным товарам производимым на территории РФ 314,7 0,8
акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ 35,3 0,1
налоги на совокупный доход 185,0 0,4
налоги на имущество 493,4 1,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1742,6 4,2
доходы от внешнеэкономической деятельности 3584,9 8,6
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 438,7 1,1
платежи при пользовании природными ресурсами 136,9 0,3
безвозмездные поступления 74,3 0,2
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 80,6 0,2
     
Расходы -всего 13989,2 33,6
на общегосударственные вопросы 1287,6 3,1
В том числе, на обслуживание государственного и муниципального долга 189,3 0,5
В том числе, на национальную оборону 1043,6 2,5
В том числе, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 1092,1 2,6
на национальную экономику 2253,1 5,4
В том числе, на топливно-энергетический комплекс 40,1 0,1
В том числе, на сельское хозяйство и рыболовство 238,3 0,6
В том числе, на транспорт 287,3 0,7
В том числе, на дорожное хозяйство 637,5 1,5
В том числе, на связь и информатику 52,9 0,1
В том числе, на прикладные научные исследования 75,5 0,2
В том числе, на другие вопросы в области национальной экономики 788,2 1,9
на жилищно-коммунальное хозяйство 1149,2 2,8
на социально-культурные мероприятия 7132,4 17,1
Профицит 2014,2 4,8

Источник: оперативные данные Федерального казначейства.

 
 


Рисунок 4 – Специфика государственного регулирования рыночной экономики

 
 


- инвестиционный процесс; - правовые; налоги;

- структура экономики; - экономические; субсидии

- научно-технический прогресс; - административные законы;

- доходы населения; дотации

- отрасли экономики; квоты

- предпринимательство;

- конкуренция;

- цены;

- монополии

Рисунок 5 – Элементы государственного регулирования экономики

Тема 2. Концепции и модели государственного регулирования экономики

Определения

Концепция государственного регулирования экономики - основная идея, система взглядов, отражающих представление о стратегии социально-экономического развития, путях и способах регулирования экономики.


Рисунок 6 – Общая характеристика концепции государственного регулирования экономики

Направление Авторы Цель, причина Инструменты, механизм
Монетаризм М.Фридмен Борьба с инфляцией Контроль за денежной массой, облигации, учетная ставка, норма резервирования депозитов
Теория предложения А.Лаффер Стагнация Налоги, снижение налоговых ставок
Кейнсианство Д.М. Кейнс Стагнация Теория «утечек и инъекций»; Стимулирование потребления, инвестиций, экспорта, государственных расходов
Государствен-ный дирижизм Ф.Перру Отсталая структура экономики, неконкурентоспо-собность Индикативное планирование и программирование
«Шоковая» терапия Чикагская школа Переход к рынку Сокращение дотаций, субсидий, расходов на социальные нужды; максимальная рыночная свобода

Тема 3. Цели и объекты государственного регулирования экономики

Определения

Объекты государственного регулирования экономики – «болевые точки» экономики, требующие особого внимания, прямого и косвенного вмешательства органов государственной власти вследствие того, что в них периодически возникают конфликты, проблемы, трудности. Через воздействие на объекты обеспечиваются условия эффективного функционирования национальной экономики.

Субъекты государственного регулирования – государство, исполнительные органы власти, реализующие концепцию регулирования экономики.

 
 


Рисунок 7 – Классификация целей государственного регулирования экономики

Таблица 4 – Стратегические цели государственного регулирования экономики

Цели Задачи
Экономическая стабильность, выравнивание конъюнктурных колебаний Экономический рост, антикризисная политика; Устойчивость национальной валюты, антиинфляционная политика; Обеспечение занятости.
Социальная стабильность Социальное обеспечение разных слоев населения; Обеспечение общественными благами; Социальная защита.
Повышение эффективности конкурентной среды Антимонопольная политика; Поддержка малого бизнеса и предпринимательской активности; Ускоренное развитие перспективных отраслей, предприятий.
Внешнеэкономическая стабильность Повышение конкурентоспособности отечественной продукции; Защита от недобросовестной конкуренции.
Управление государственным сектором экономики Управление государственной собственностью; Управление государственными финансами; Управление государственными предприятиями.


Рисунок 8– Объекты государственного регулирования экономики


Рисунок 9 – Субъекты государственного регулирования

Тема 4. Методы и инструменты регулирования экономики государством

Определения

Методы государственного регулирования экономики – способ достижения целей в экономике, решения конкретных задач; набор приемов воздействия на экономику (экономических, административных, законодательных, организационных).

Методы налогового регулирования экономики – законодательное введение налогов и сборов, дифференциация налоговых ставок, предоставление налоговых льгот.

Инструменты государственного воздействия на экономику – используемые конкретные средства воздействия правительства на социально-экономические процессы (налоги, кредиты, законодательные акты и прочее).

Механизм государственного воздействия на экономику – определенная последовательность вмешательства правительства в социально-экономические процессы и использования отдельных инструментов регулирования экономики.

Прогнозирование – составная часть государственного регулирования экономики, призванная выявить основные тенденции социально-экономического развития в будущем с целью определения направлений развития в настоящем.

Производственные функции – инструменты прогнозирования, при помощи которых раскрывается зависимость объемов производства ВВП, затрат факторов производства и эффективности их использования.

Индикативное планирование - разработка плановых показателей (индикаторов развития), имеющих рекомендательный характер для хозяйствующих субъектов; разработка механизма исполнения этих показателей через систему стимулов и инструментов воздействия.

Программирование экономического развития - разработка и реализация планов и программ развития экономики, ее отдельных сфер, решения проблем. Программы предусматривают мероприятия, сроки, исполнителей, финансирование и пр.

Таблица 5 – Структура индикативного плана

№ п/п Разделы индикативного плана
1. Обобщенные социально-экономические показатели
2. Социальное развитие
3. Показатели развития производства
4. Потребительский рынок
5. Трудовые ресурсы
6. Наука
7. Инвестиции
8. Региональная экономика
9. Внешнеэкономические связи
10. Финансовый план

Таблица 6 – Производственные функции, используемые в прогнозировании

Название функции Характеристика
Ч. Кобба – П. Дугласа Объем выпуска определяется запасами факторов производства и их эффективностью. Факторами производства выступают труд и капитал. Эффективность факторов определяется их предельной производительностью.
Я. Тинбергена Модификация функции Кобба – Дугласа. В условиях НТП рост выпуска опережает рост факторов производства.
Р. Солоу Модификация функции Кобба- Дугласа. Учитывается влияние НТП как независимой переменной.
А. И. Анчишкина Модификация функции Кобба- Дугласа. Учитывается влияние НТП в двух аспектах: независимый НТП и зависящий от распределения продукта.

Таблица 7 – Разделы программы «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу»

Раздел Содержание раздела
Социальная политика Реформирование образования
Стратегия реформирования здравоохранения
Политика в сфере культуры
Стратегия реформирования физической культуры, спорта и туризма
Трудовые отношения и занятость
Социальная поддержка населения
Жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство
Государственная северная политика
Политика в области миграции
Модернизация экономики Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата
Макроэкономическая политика
Структурная политика

Тема 5. Уровни государственного регулирования экономики

Таблица 8 – Федеральные органы исполнительной власти, отвечающее за экономическое развитие и регулирование экономики

Федеральные органы Объекты регулирования
Министерство финансов РФ Федеральный бюджет РФ; консолидированный бюджет России
Министерство экономического развития РФ Экономические прогнозы; индикативный план; целевые общенациональные программы
Центральный банк РФ Валютный курс; денежная масса; платежный баланс РФ
Федеральная налоговая служба Налоги; сборы
Федеральная антимонопольная служба Естественные и локальные монополии, цены и тарифы в условиях несовершенной конкуренции

Таблица 9 – Структура федеральных органов исполнительной власти

Наименование Примеры
  Федеральные министерства Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство энергетики РФ
  Федеральные комиссии Федеральная энергетическая комиссия; Федеральная комиссия по ценным бумагам
  Федеральные службы Правительства РФ Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам
  Федеральные службы министерств РФ Федеральная служба по труду и занятости (Минздравсоцразвития РФ); Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Минобразования и науки РФ)
  Федеральные агентства при федеральных министерствах РФ Федеральное агентство по науке и инновациям (Минобразования и науки РФ); Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Минэкономразвития РФ)
  Федеральные надзорные службы при министерствах РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Министерство природных ресурсов и экологии РФ); Федеральная служба страхового надзора (Минфин РФ); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Министерство сельского хозяйства РФ)

Таблица 10 – Региональные органы исполнительной власти (Томская область)

Наименование Примеры
  Департаменты Департамент экономики; Департамент потребительского рынка; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики, Департамент инвестиций, департамент труда и занятости
  Комитеты Комитет по науке и инновационной политике; Комитет по транспорту и дорожному комплексу
  Комиссии Региональная энергетическая комиссия
  Управления Управление ветеринарии; Управление фармации
  Инспекции Главная инспекция государственного строительного надзора

Тема 5. Роль и функции государства в условиях административно-командной системы

Определения

Экономическая система – способ, порядок распределения и использования ресурсов с целью удовлетворения потребностей.

Командный тип экономики - экономическая система, при которой ресурсы распределяются централизованно, единым органом управления.

Административно-командная система – экономическая система, существующая на основе государственной собственности на ресурсы, централизованного планирования и управления, командных методов распределения ресурсов.

Тема 6. Реформирование российской экономики. Государственное регулирование в условиях переходной экономики

Определения

Переходный период – исторически непродолжительный период времени, в течение которого демонтируется административно-командная система и формируются основные рыночные институты.

Реформирование экономики – деятельность органов государственной власти, направленная на изменение основ и принципов экономической системы в целом или ее составляющих.

 
 


Рисунок 10 – Факторы, влияющие на продолжительность переходного периода

S1 P

 
 


P D D2 S D1 D S1

       
   
 
 


S2 S

D1

Q Q

Рисунки 11, 12 – Варианты «шоковой терапии»


Рисунок 13– Характеристика переходного периода

 
 


Рисунок 14 – Направления реформирования экономики при переходе к рынку

 
 


Рисунок 15 – Функции правительства в переходной экономике

Таблица 11 – Валовой внутренний продукт в РФ на душу населения

Годы Размер ВВП, дол. США Относительно стран
    31% от США
    24 % от США, 39 место в мире (сопоставимо с Эстонией, Хорватией, Румынией)
    22 % от США, 40 место в мире (соответствует Македонии, Турции)
    22% относительно США, 38 место в мире (соответствует Болгарии, Румынии, Турции)

Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 12 – Основные макроэкономические показатели по СНГ: 2000 год по сравнению с 1990 годом (в сопоставимых ценах),%

Страны ВВП Объем промышленной продукции Продукция сельского хозяйства Инвестиции в основной капитал Розничный товарооборот
Азербайджан 59,1       62,2
Армения 67,8       44,6
Белоруссия 87,9       100.9
Грузия 37,8        
Казахстан 69,4        
Киргизия 66,1       44,4
Молдавия 33.7       10,8
Россия 64,6       86,4
Таджикистан 57,8       0,7
Узбекистан 98,7       97,2
Украина 43,3       32,4
СНГ в целом 62,2       68.8

Источник: Мацнев Д. Макроэкономика СНГ: десятилетие реформ // Российский экономический журнал. 2001. № 7, с. 67.

Таблица 13 – Основные макроэкономические показатели развития РФ за 1991-1997 годы

Показатели              
ВВП в текущих ценах, трл. руб. 1,4            
ВВП, темпы к предыдущему году (%) -5,0 - 14,5 -8,7 -12,7 -4,1 -4,9 0,4
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) -16 -39,6 -11,6 -24 -10 -18 -5
Промышленное производства (в % от 1990 г.): -Промышленность всего; -Электроэнергетика; -Топливная; -Черная металлургия; - Цветная металлургия; - Химическая; - Машиностроение; - Лесная; - Легкая; - Пищевая     75,4 95,6 87,4 77.4 68.1 73.4 76,6 77.7 63.7 75.6   64.8 90,5 76,9 64.6 58,6 57,6 64,6 63,3 49,0 68,7   51.2 82,5 69,2 53,3 53,2 43,8 44,6 44,2 25.6 57,0   49,7 68.6 58.6 54.8 47,3 40,6 44,2 18.6 52.4   78,5 66,6 56.3 52.1 42,1 36,1 34,2 13,3 47,7   76,9 66.8 56,9 54,7 42,9 37,5 34.5 47.3

Источник: Данные Госкомстата РФ

Таблица 14 – Изменение цен в РФ за 1992-1998 годы (в % к предыдущему году)

Показатели              
Среднегодовой прирост цен на продовольствие 2715,6 638,1 234,2 105,9 17.8 9,1  
Среднегодовой прирост цен на непродовольственные товары 2147,9 740,8 157,1 120,3 23,6 8,3  
Среднегодовой прирост цен на услуги 3597,9 1010,3   164,7 49,7 21,3  

Источник: Данные Госкомстата РФ

Раздел 3. Государственная экономическая политика

Тема 8. Инвестиционная политика

Определения

Инвестиционный климат – условия и возможности развития инвестиционного процесса; совокупность факторов, определяющих качество ведения инвестиционной деятельности, риски и эффективность инвестирования.

Инвестиционный процесс – часть воспроизводственного процесса; процесс вложения капитала с целью получения экономического или социального эффекта.

Инструменты инвестиционной политики:

- самофинансирования: норма амортизационных отчислений, налог на прибыль, налог на имущество, коэффициенты переоценки фондов;

- банковского механизма: учетная ставка процента, норма обязательного резервирования депозитов, государственные ценные бумаги, налог на банковскую прибыль;

- механизма государственного финансирования: налоги, распределение бюджетных средств.

               
   
   
 
       
 
 
 


AS AD AD¢ AS AS¢ AD¢ AD

       
   


Рисунок 16, 17 – Влияние механизмов инвестирования на ВВП



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: