Раздел 2. Государственное регулирование экономики при переходе к рынку
Таблица 3 – Концепции вмешательства правительства в экономику
Рисунок 2 – Причины вмешательства правительства в экономику
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Воробьева И.П.
Кафедра экономики
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Материалы к лекциям и семинарским занятиям
ТОМСК- 2012
Рассмотрено и утверждено методической комиссией кафедры экономики МФУ ТГУ. Протокол № 4 от 24 июня 2012 года.
Рецензент: Шимширт Н.Д., канд. эк. наук, доцент.
Настоящее пособие подготовлено для студентов МФУ ТГУ, изучающих курс " Государственное регулирование экономики". Цель пособия - помочь студентам в освоении данной дисциплины.
Пособие содержит тематику лекций и семинарских занятий, наглядный материал и схемы по отдельным вопросам лекций. Это способствует повышению эффективности освоения курса, так как данный курс введен сравнительно недавно и не имеет достаточного количества учебников. В пособии дается статистический материал, позволяющий наглядно представить ситуацию по отдельным направлениям экономического развития в РФ и Томской области. Источниками статистических данных являются материалы Федеральной службы государственной статистики по РФ, по Томской области. Дано задание и рекомендации по выполнению самостоятельной работы по курсу.
|
|
№ п/п | Тема занятий | Лекции (часов) | Семи-нары (часов) |
Раздел 1. Теоретические основы регулирования рыночной экономики | |||
1. | Место и роль органов власти в рыночной экономике | ||
2. | Концепции и модели государственного регулирования экономики | ||
3. | Цели и объекты государственного регулирования экономики | ||
4. | Методы и инструменты регулирования экономики органами государственной власти | ||
Раздел 2. Государственное регулирование экономики при переходе к рынку | |||
7. | Реформирование российской экономики. Государственное регулирование в условиях переходной экономики | ||
Раздел 3. Государственная экономическая политика | |||
8. | Инвестиционная политика | ||
9. | Структурная политика и структурная перестройка российской экономики | ||
10. | Научно-техническая политика и научно-техническое развитие в РФ | ||
11. | Промышленная политика | ||
12. | Аграрная политика | ||
13. | Регулирование предпринимательской деятельности | ||
14. | Государственное регулирование рынка товаров и услуг | ||
15. | Социальная политика | ||
16. | Государственная внешнеэкономическая политика | ||
Итого |
1.Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 346 с.
|
|
2. Валитов Ш. М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции социальной ответственности / Ш. М. Валитов. – М.: Экономика, 2009.– 207 с.
3. Государственное регулирование рыночной экономики /В.Н. Архангельский и др. – М.: РАГС, 2008.– 616 с.
4. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика) / В.П. Васильев. – М.: ДИС, 2008.– 144 с.
5. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.И. Кушлина и Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2001.– 735 с.
6. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. В.И. Кушлина. – М.: РАГС, 2005,- 834 с.
7. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. И.И. Столярова. – М.: Дело, 2001.– 280 с.
8. Государственное регулирование национальной экономики / под ред. А.Н. Платоновой, В.А. Шумаева, И.В. Бушуевой. – М.: ИНФРА -М, 2008.– 653 с.
9. Государственное регулирование экономики / под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.– 255 с.
10. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков.– М.: КноРус, 2006.– 352 с.
11. Князева И.В. Антимонопольная политика в России / И.В. Князева. – М.: Омега – Л, 2009.– 493 с.
12. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики / Р.В. Крюков.– М.: ПРИОР, 2005.– 176 с.
13. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мищенко. – М.: ИНФРА –М, 2002.–480 с.
14.Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика / Т.Г. Морозова.– М.: ЮНИТИ, 2006.– 246 с.
15. Райсберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райсберг – М.: ИНФРА –М, 2009. – 384 с.
16. Самофалова Е.Ф. Государственное регулирование национальной экономики / Е.Ф. Самофалова, Э.Н. Кульбожев, Ю.В. Вертакова.– М.: КНОРУС, 2006.– 272 с.
17. Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики / В.Л. Тамбовцев. – М.: ИНФРА –М, 2007.– 160 с.
18. Теория переходной экономики / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.– 487 с.
19. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов – М.: Экономистъ, 2006.– 620 с.
20. Хиллман А.Л. Государственная экономическая политика: возможности и ограничения управления / А.Л. Хиллман.– М.: ГУ ВШЭ, 2009.– 879 с.
21. Шамхалов С. Государство и экономика. Основы взаимодействия С. Шамхалов.– М.: Экономика, 2005.– 727 с.
22. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2004.– 792 с.
23. Официальные информационные сайты в ИНТЕРНЕТе:
- Федеральной службы государственной статистики (qks.ru);
- Министерства здравоохранения и социального развития РФ (minzdrav.ru);
- Министерства промышленности и торговли РФ (minprom.qov.ru);
- Министерства сельского хозяйства РФ (mcx.ru);
- Министерства финансов РФ (minfin.ru):
- Центрального банка РФ (cbr.ru);
- Министерство экономического развития РФ (economy.qov.ru).
3. НАГЛЯДНЫЙ И ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИЯМ
Раздел 1. Теоретические основы регулирования рыночной экономики
Тема 1. Место и роль органов власти в рыночной экономике
Определения
Государственное регулирование экономики – деятельность органов власти по воздействию на процессы воспроизводства для достижения определенных, общественно полезных социально-экономических целей и задач.
Государственное управление экономическими объектами - сознательное, целенаправленное воздействие органов государственной власти на экономические объекты, процессы и связанных с ними людей с целью получения желаемых результатов.
Государственная экономическая политика – целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы макро- и микроуровня, нацеленное на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.
|
|
Государственная экономическая стратегия- процесс формирования целей экономического развития и выделения необходимых средств для их решения в долгосрочном периоде.
Таблица 1– Занятость в государственном управлении, обеспечении военной безопасности и социальном обеспечении в РФ
Годы | Среднегодовая численность занятых (тыс. чел) | В процентах от общего числа работающих |
5,2 | ||
5,3 | ||
5,3 | ||
5,4 |
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики.
Рисунок 1 – Государственное регулирование экономики как научная дисциплина и практика хозяйствования
- «Провалы» рынка;
- Макроэкономическая нестабильность;
- Конкуренция, ее результаты;
- Отрицательные последствия открытости экономики;
- Трансакционные издержки;
- Отрицательные «внешние эффекты»;
- Общественные потребности и «общественные товары»
- Административные (наличие системы исполнительной власти);
- Финансовые (наличие бюджетных средств);
- Информационные (сбор и обработка статистических данных);
- Правовые (наличие системы законодательной власти)
Рисунок 3– Возможности государственного регулирования экономики
Таблица 2 – Консолидированный бюджет РФ в 2008 году
Статьи бюджета | Млрд. р. | В % к ВВП |
Доходы-всего | 16003,4 | 38,4 |
В том числе, налог на прибыль организаций | 2513,2 | 6,0 |
налог на доходы физических лиц | 1666,3 | 4,0 |
единый социальный налог | 811,9 | 1,9 |
налог на добавленную стоимость: на территории РФ | 998,7 | 2,4 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ | 1133,8 | 2,7 |
акцизы по подакцизным товарам производимым на территории РФ | 314,7 | 0,8 |
акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ | 35,3 | 0,1 |
налоги на совокупный доход | 185,0 | 0,4 |
налоги на имущество | 493,4 | 1,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1742,6 | 4,2 |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 3584,9 | 8,6 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 438,7 | 1,1 |
платежи при пользовании природными ресурсами | 136,9 | 0,3 |
безвозмездные поступления | 74,3 | 0,2 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 80,6 | 0,2 |
Расходы -всего | 13989,2 | 33,6 |
на общегосударственные вопросы | 1287,6 | 3,1 |
В том числе, на обслуживание государственного и муниципального долга | 189,3 | 0,5 |
В том числе, на национальную оборону | 1043,6 | 2,5 |
В том числе, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 1092,1 | 2,6 |
на национальную экономику | 2253,1 | 5,4 |
В том числе, на топливно-энергетический комплекс | 40,1 | 0,1 |
В том числе, на сельское хозяйство и рыболовство | 238,3 | 0,6 |
В том числе, на транспорт | 287,3 | 0,7 |
В том числе, на дорожное хозяйство | 637,5 | 1,5 |
В том числе, на связь и информатику | 52,9 | 0,1 |
В том числе, на прикладные научные исследования | 75,5 | 0,2 |
В том числе, на другие вопросы в области национальной экономики | 788,2 | 1,9 |
на жилищно-коммунальное хозяйство | 1149,2 | 2,8 |
на социально-культурные мероприятия | 7132,4 | 17,1 |
Профицит | 2014,2 | 4,8 |
Источник: оперативные данные Федерального казначейства.
|
|
Рисунок 4 – Специфика государственного регулирования рыночной экономики
- инвестиционный процесс; - правовые; налоги;
- структура экономики; - экономические; субсидии
- научно-технический прогресс; - административные законы;
- доходы населения; дотации
- отрасли экономики; квоты
- предпринимательство;
- конкуренция;
- цены;
- монополии
Рисунок 5 – Элементы государственного регулирования экономики
Тема 2. Концепции и модели государственного регулирования экономики
Определения
Концепция государственного регулирования экономики - основная идея, система взглядов, отражающих представление о стратегии социально-экономического развития, путях и способах регулирования экономики.
Рисунок 6 – Общая характеристика концепции государственного регулирования экономики
Направление | Авторы | Цель, причина | Инструменты, механизм |
Монетаризм | М.Фридмен | Борьба с инфляцией | Контроль за денежной массой, облигации, учетная ставка, норма резервирования депозитов |
Теория предложения | А.Лаффер | Стагнация | Налоги, снижение налоговых ставок |
Кейнсианство | Д.М. Кейнс | Стагнация | Теория «утечек и инъекций»; Стимулирование потребления, инвестиций, экспорта, государственных расходов |
Государствен-ный дирижизм | Ф.Перру | Отсталая структура экономики, неконкурентоспо-собность | Индикативное планирование и программирование |
«Шоковая» терапия | Чикагская школа | Переход к рынку | Сокращение дотаций, субсидий, расходов на социальные нужды; максимальная рыночная свобода |
Тема 3. Цели и объекты государственного регулирования экономики
Определения
Объекты государственного регулирования экономики – «болевые точки» экономики, требующие особого внимания, прямого и косвенного вмешательства органов государственной власти вследствие того, что в них периодически возникают конфликты, проблемы, трудности. Через воздействие на объекты обеспечиваются условия эффективного функционирования национальной экономики.
Субъекты государственного регулирования – государство, исполнительные органы власти, реализующие концепцию регулирования экономики.
Рисунок 7 – Классификация целей государственного регулирования экономики
Таблица 4 – Стратегические цели государственного регулирования экономики
Цели | Задачи |
Экономическая стабильность, выравнивание конъюнктурных колебаний | Экономический рост, антикризисная политика; Устойчивость национальной валюты, антиинфляционная политика; Обеспечение занятости. |
Социальная стабильность | Социальное обеспечение разных слоев населения; Обеспечение общественными благами; Социальная защита. |
Повышение эффективности конкурентной среды | Антимонопольная политика; Поддержка малого бизнеса и предпринимательской активности; Ускоренное развитие перспективных отраслей, предприятий. |
Внешнеэкономическая стабильность | Повышение конкурентоспособности отечественной продукции; Защита от недобросовестной конкуренции. |
Управление государственным сектором экономики | Управление государственной собственностью; Управление государственными финансами; Управление государственными предприятиями. |
Рисунок 8– Объекты государственного регулирования экономики
Рисунок 9 – Субъекты государственного регулирования
Тема 4. Методы и инструменты регулирования экономики государством
Определения
Методы государственного регулирования экономики – способ достижения целей в экономике, решения конкретных задач; набор приемов воздействия на экономику (экономических, административных, законодательных, организационных).
Методы налогового регулирования экономики – законодательное введение налогов и сборов, дифференциация налоговых ставок, предоставление налоговых льгот.
Инструменты государственного воздействия на экономику – используемые конкретные средства воздействия правительства на социально-экономические процессы (налоги, кредиты, законодательные акты и прочее).
Механизм государственного воздействия на экономику – определенная последовательность вмешательства правительства в социально-экономические процессы и использования отдельных инструментов регулирования экономики.
Прогнозирование – составная часть государственного регулирования экономики, призванная выявить основные тенденции социально-экономического развития в будущем с целью определения направлений развития в настоящем.
Производственные функции – инструменты прогнозирования, при помощи которых раскрывается зависимость объемов производства ВВП, затрат факторов производства и эффективности их использования.
Индикативное планирование - разработка плановых показателей (индикаторов развития), имеющих рекомендательный характер для хозяйствующих субъектов; разработка механизма исполнения этих показателей через систему стимулов и инструментов воздействия.
Программирование экономического развития - разработка и реализация планов и программ развития экономики, ее отдельных сфер, решения проблем. Программы предусматривают мероприятия, сроки, исполнителей, финансирование и пр.
Таблица 5 – Структура индикативного плана
№ п/п | Разделы индикативного плана |
1. | Обобщенные социально-экономические показатели |
2. | Социальное развитие |
3. | Показатели развития производства |
4. | Потребительский рынок |
5. | Трудовые ресурсы |
6. | Наука |
7. | Инвестиции |
8. | Региональная экономика |
9. | Внешнеэкономические связи |
10. | Финансовый план |
Таблица 6 – Производственные функции, используемые в прогнозировании
Название функции | Характеристика |
Ч. Кобба – П. Дугласа | Объем выпуска определяется запасами факторов производства и их эффективностью. Факторами производства выступают труд и капитал. Эффективность факторов определяется их предельной производительностью. |
Я. Тинбергена | Модификация функции Кобба – Дугласа. В условиях НТП рост выпуска опережает рост факторов производства. |
Р. Солоу | Модификация функции Кобба- Дугласа. Учитывается влияние НТП как независимой переменной. |
А. И. Анчишкина | Модификация функции Кобба- Дугласа. Учитывается влияние НТП в двух аспектах: независимый НТП и зависящий от распределения продукта. |
Таблица 7 – Разделы программы «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу»
Раздел | Содержание раздела |
Социальная политика | Реформирование образования |
Стратегия реформирования здравоохранения | |
Политика в сфере культуры | |
Стратегия реформирования физической культуры, спорта и туризма | |
Трудовые отношения и занятость | |
Социальная поддержка населения | |
Жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство | |
Государственная северная политика | |
Политика в области миграции | |
Модернизация экономики | Создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата |
Макроэкономическая политика | |
Структурная политика |
Тема 5. Уровни государственного регулирования экономики
Таблица 8 – Федеральные органы исполнительной власти, отвечающее за экономическое развитие и регулирование экономики
Федеральные органы | Объекты регулирования |
Министерство финансов РФ | Федеральный бюджет РФ; консолидированный бюджет России |
Министерство экономического развития РФ | Экономические прогнозы; индикативный план; целевые общенациональные программы |
Центральный банк РФ | Валютный курс; денежная масса; платежный баланс РФ |
Федеральная налоговая служба | Налоги; сборы |
Федеральная антимонопольная служба | Естественные и локальные монополии, цены и тарифы в условиях несовершенной конкуренции |
Таблица 9 – Структура федеральных органов исполнительной власти
№ | Наименование | Примеры |
Федеральные министерства | Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство энергетики РФ | |
Федеральные комиссии | Федеральная энергетическая комиссия; Федеральная комиссия по ценным бумагам | |
Федеральные службы Правительства РФ | Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам | |
Федеральные службы министерств РФ | Федеральная служба по труду и занятости (Минздравсоцразвития РФ); Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Минобразования и науки РФ) | |
Федеральные агентства при федеральных министерствах РФ | Федеральное агентство по науке и инновациям (Минобразования и науки РФ); Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Минэкономразвития РФ) | |
Федеральные надзорные службы при министерствах РФ | Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Министерство природных ресурсов и экологии РФ); Федеральная служба страхового надзора (Минфин РФ); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Министерство сельского хозяйства РФ) |
Таблица 10 – Региональные органы исполнительной власти (Томская область)
№ | Наименование | Примеры |
Департаменты | Департамент экономики; Департамент потребительского рынка; Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики, Департамент инвестиций, департамент труда и занятости | |
Комитеты | Комитет по науке и инновационной политике; Комитет по транспорту и дорожному комплексу | |
Комиссии | Региональная энергетическая комиссия | |
Управления | Управление ветеринарии; Управление фармации | |
Инспекции | Главная инспекция государственного строительного надзора |
Тема 5. Роль и функции государства в условиях административно-командной системы
Определения
Экономическая система – способ, порядок распределения и использования ресурсов с целью удовлетворения потребностей.
Командный тип экономики - экономическая система, при которой ресурсы распределяются централизованно, единым органом управления.
Административно-командная система – экономическая система, существующая на основе государственной собственности на ресурсы, централизованного планирования и управления, командных методов распределения ресурсов.
Тема 6. Реформирование российской экономики. Государственное регулирование в условиях переходной экономики
Определения
Переходный период – исторически непродолжительный период времени, в течение которого демонтируется административно-командная система и формируются основные рыночные институты.
Реформирование экономики – деятельность органов государственной власти, направленная на изменение основ и принципов экономической системы в целом или ее составляющих.
Рисунок 10 – Факторы, влияющие на продолжительность переходного периода
S1 P
P D D2 S D1 D S1
S2 S
D1
Q Q
Рисунки 11, 12 – Варианты «шоковой терапии»
Рисунок 13– Характеристика переходного периода
Рисунок 14 – Направления реформирования экономики при переходе к рынку
Рисунок 15 – Функции правительства в переходной экономике
Таблица 11 – Валовой внутренний продукт в РФ на душу населения
Годы | Размер ВВП, дол. США | Относительно стран |
31% от США | ||
24 % от США, 39 место в мире (сопоставимо с Эстонией, Хорватией, Румынией) | ||
22 % от США, 40 место в мире (соответствует Македонии, Турции) | ||
22% относительно США, 38 место в мире (соответствует Болгарии, Румынии, Турции) |
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 12 – Основные макроэкономические показатели по СНГ: 2000 год по сравнению с 1990 годом (в сопоставимых ценах),%
Страны | ВВП | Объем промышленной продукции | Продукция сельского хозяйства | Инвестиции в основной капитал | Розничный товарооборот |
Азербайджан | 59,1 | 62,2 | |||
Армения | 67,8 | 44,6 | |||
Белоруссия | 87,9 | 100.9 | |||
Грузия | 37,8 | ||||
Казахстан | 69,4 | ||||
Киргизия | 66,1 | 44,4 | |||
Молдавия | 33.7 | 10,8 | |||
Россия | 64,6 | 86,4 | |||
Таджикистан | 57,8 | 0,7 | |||
Узбекистан | 98,7 | 97,2 | |||
Украина | 43,3 | 32,4 | |||
СНГ в целом | 62,2 | 68.8 |
Источник: Мацнев Д. Макроэкономика СНГ: десятилетие реформ // Российский экономический журнал. 2001. № 7, с. 67.
Таблица 13 – Основные макроэкономические показатели развития РФ за 1991-1997 годы
Показатели | |||||||
ВВП в текущих ценах, трл. руб. | 1,4 | ||||||
ВВП, темпы к предыдущему году (%) | -5,0 | - 14,5 | -8,7 | -12,7 | -4,1 | -4,9 | 0,4 |
Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему году) | -16 | -39,6 | -11,6 | -24 | -10 | -18 | -5 |
Промышленное производства (в % от 1990 г.): -Промышленность всего; -Электроэнергетика; -Топливная; -Черная металлургия; - Цветная металлургия; - Химическая; - Машиностроение; - Лесная; - Легкая; - Пищевая | 75,4 95,6 87,4 77.4 68.1 73.4 76,6 77.7 63.7 75.6 | 64.8 90,5 76,9 64.6 58,6 57,6 64,6 63,3 49,0 68,7 | 51.2 82,5 69,2 53,3 53,2 43,8 44,6 44,2 25.6 57,0 | 49,7 68.6 58.6 54.8 47,3 40,6 44,2 18.6 52.4 | 78,5 66,6 56.3 52.1 42,1 36,1 34,2 13,3 47,7 | 76,9 66.8 56,9 54,7 42,9 37,5 34.5 47.3 |
Источник: Данные Госкомстата РФ
Таблица 14 – Изменение цен в РФ за 1992-1998 годы (в % к предыдущему году)
Показатели | |||||||
Среднегодовой прирост цен на продовольствие | 2715,6 | 638,1 | 234,2 | 105,9 | 17.8 | 9,1 | |
Среднегодовой прирост цен на непродовольственные товары | 2147,9 | 740,8 | 157,1 | 120,3 | 23,6 | 8,3 | |
Среднегодовой прирост цен на услуги | 3597,9 | 1010,3 | 164,7 | 49,7 | 21,3 |
Источник: Данные Госкомстата РФ
Раздел 3. Государственная экономическая политика
Тема 8. Инвестиционная политика
Определения
Инвестиционный климат – условия и возможности развития инвестиционного процесса; совокупность факторов, определяющих качество ведения инвестиционной деятельности, риски и эффективность инвестирования.
Инвестиционный процесс – часть воспроизводственного процесса; процесс вложения капитала с целью получения экономического или социального эффекта.
Инструменты инвестиционной политики:
- самофинансирования: норма амортизационных отчислений, налог на прибыль, налог на имущество, коэффициенты переоценки фондов;
- банковского механизма: учетная ставка процента, норма обязательного резервирования депозитов, государственные ценные бумаги, налог на банковскую прибыль;
- механизма государственного финансирования: налоги, распределение бюджетных средств.
AS AD AD¢ AS AS¢ AD¢ AD
Рисунок 16, 17 – Влияние механизмов инвестирования на ВВП