Тема 16. Внешнеэкономическая политика
Внешнеэкономическая политика – деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.
Цели внешнеэкономической политики:
- благоприятные внешнеэкономические условия для расширения воспроизводственного процесса в стране;
- оптимизация участия страны в международном разделении труда;
-
|

Рисунок 34 – Способы регулирования внешнеэкономической деятельности
| |||
![]() | |||
Рисунок 35– Направления внешнеэкономической политики
|
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
| |||||||
![]() | |||||||
Рисунок 36 – Органы управления внешнеэкономической деятельностью.
Таблица 48 – Товарная структура экспорта и импорта РФ (в %)
| Показатели | Экспорт | Импорт | ||||||||||
| Продовольствие | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 2,6 | 2,0 | 18,3 | 17,7 | 15,7 | 13,2 | |||
| Минеральные продукты | 57,7 | 64,6 | 65,7 | 64,9 | 69,6 | 4,0 | 3,1 | 2,4 | 2,3 | 3,1 | ||
| Продукция химической промышленности | 6,6 | 5,6 | 5,9 | 6,5 | 15,8 | 16,5 | 15,8 | 13,8 | 13,1 | |||
| Продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 3,9 | 3,4 | 3,2 | 3,5 | 2,5 | 3,8 | 3,3 | 2,9 | 2,7 | 2,4 | ||
| Текстиль и обувь | 0,8 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 4,6 | 3,7 | 4,3 | 4,4 | |||
| Машины и оборудование | 7,8 | 5,6 | 5,8 | 5,6 | 4,9 | 41,2 | 47,7 | 50,9 | 52,7 | |||
| Прочие товары | 1.1 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 0,9 | 4,3 | 3,7 | 3,6 | 3,6 | 3,4 | ||
Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.
|
![]() | ![]() | ![]() | |||
|
|



![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Рисунок 37 – Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности
Таблица 49 – Внешняя торговля РФ (млрд. долл.)
| Внешнеторговый оборот, всего | 368,9 | 468,4 | 551,6 | 734,9 |
| Экспорт | 243, 6 | 304,5 | 351,8 | |
| Импорт | 125,3 | 163,9 | 199,6 | 266,9 |
| Сальдо торгового баланса | 118,3 | 140,7 | 152,2 | 201,1 |
| Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья | ||||
| Экспорт | 210,1 | 261,1 | 299,2 | 398,2 |
| Импорт | 103,5 | 138,6 | 169,8 | 230,3 |
| Сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья | 166,6 | 122,5 | 129,4 | 167,9 |
| Внешнеторговый оборот со странами СНГ | ||||
| Экспорт | 35,5 | 43,4 | 52,6 | 69,8 |
| Импорт | 21,8 | 25,2 | 29,8 | 36,6 |
| Сальдо торгового баланса со странами СНГ | 11,7 | 18,2 | 22,8 | 33,2 |
Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 50 – Внешнеэкономическая деятельность Томской области
| годы | Оборот внешней торговли | Иностранные инвестиции | ||||
| Внешнеторговый оборот, млн. долл. США | Экспорт, млн. долл. США | Импорт, млн. долл. США | Инвестиции-всего | Прямые инвестиции | Прочие | |
| 720,8 | 122,2 | 199446,5 | 171325,1 | 28121,4 | ||
| 853,4 | 127,3 | 467610,3 | 417076,4 | 50533,9 | ||
| 771,5 | 112,8 | 679215,2 | 574132,3 | 105082,9 |
Источник: данные Департамента международных и региональных связей (Томская область)
Таблица 51 – Товарная структура экспорта и импорта (Томская область), % к итогу
| Показатели | |||
| Импорт: | |||
| Продукция химической промышленности, каучук | 74,7 | 54,5 | 72,5 |
| Машины, оборудование и транспортные средства | 18,7 | 34,2 | 18,2 |
| Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 1,7 | 4,9 | 2,1 |
| Металлы и изделия из них | 1,7 | 1,6 | 3,0 |
| Минеральные продукты | 0,3 | 0,8 | 1,0 |
| Другие товары | 2,9 | 3,3 | 3,2 |
| Экспорт: | |||
| Продукция химической промышленности, каучук | 82,3 | 80,2 | 64,2 |
| Топливно-энергетические товары | 0,8 | 0,01 | 1,0 |
| Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 10,2 | 12,2 | 22,4 |
| Машины, оборудование и транспортные средства | 5,7 | 6,3 | 10,5 |
| Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 0,4 | 0,4 | 1,0 |
| Другие товары | 0,01 | 0,3 |
Источник: данные Департамента международных и региональных связей (Томская область)
Тема 16. Актуальные проблемы государственного регулирования. Приоритетные национальные проекты
Определения
Экономическая безопасность – состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Социально-экономические проекты – намеченные к проведению работы с указанием содержания задач, целей. методов, сроков выполнения и достигаемых результатов в интересах социально-экономического развития.
Угрозы для Томской области (точка зрения Томской областной Администрации):
- истощение запасов нефти и газа (объем разведанных запасов – на 30 лет);
- негативные демографические процессы;
- жесткий сценарий бюджетного федерализма;
- консервация атомных реакторов Сибирского химического комбината;
- сокращение государственной поддержки НОК;
- резкое падение мировых цен на нефть;
- резкие изменения в государственной политике в области цен и тарифов на товары и продукцию естественных монополий.
![]() |
Рисунок 38 – Варианты национальной безопасности
Таблица 52 – Приоритетные национальные проекты в РФ
| Проект | Направления |
| Доступное и комфортное жилье – гражданам России | Повышение доступности жилья |
| Увеличение объемов ипотечного жилищного строительства | |
| Строительство и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры | |
| Социальное жилье | |
| Образование | Поддержка лучших образцов образования |
| Внедрение современных образовательных технологий | |
| Создание университетов и бизнес-школ | |
| Повышение уровня воспитательной работы в школах | |
| Развитие системы обучения в армии | |
| Сельский школьный автобус | |
| Поддержка субъектов федерации по модернизации образования | |
| Здоровье | Развитие первичной медико-санитарной помощи |
| Обеспечение населения медицинской помощью | |
| Развитие АПК | Ускоренное развитие животноводства |
| Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК | |
| Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе |
Таблица 53 – Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» на территории Томской области
| Показатели | Федеральный бюджет (млн р.) | Прочие средства (областной бюджет, работодатели, средства учреждений) | |||||
| 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
| Общее образование | |||||||
| Стимулирование школ | 23,5 | 23,423 | 10,495 | ||||
| Поощрение лучших учителей и преподавателей | 6,9 | 6,9 | 6,9 | 0,75 | |||
| Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием | 5,481 | 14,338 | 53 комплекта | 34,901 | 42,881 | 24,5 | |
| Выплата денежного вознаграждения классным руководителям | 101,525 | 98,35 | 96,9813 | 55,992 | 3,038 | 3,12 | |
| Поставка автобусов | 6,218 | 5,005 | 7 автобусов | 13,6 | 11,34 | 14,3 | |
| Информатизация образования | - | - | - | 8,534 | 4,28772 | ||
| Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования | 116,8635 | ||||||
| Итого проект общее "Образование" | 141,124 | 145,593 | 241,745 | 137,277 | 91,682 | 365,703 | |
| Вузы | |||||||
| Поддержка талантливой молодежи | 1,20 | 1,860 | 2,250 | 0,750 | 0,780 | 8,386 | |
| Учреждения СПО и НПО, внедряющих инновационные программы | 40,0 | 81,98 | 39,99 | 81,879 | |||
| Всего вузы | 630,0 | 1018,0 | 388,0 | 152,0 | 215,09 | 96,293 | |
| Итого | 772.324 | 1205,453 | 713,975 | 289,277 | 347,542 | 552,261 | |
Источник: данные Томской областной администрации
Таблица 54 – Реализация Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье» в РФ в 2009 – 2012 годах (млрд. р.)
| Направления | Объемы финансирования | |||
| Годовой объем ввода жилья, млн. кв. м. | 52,0 | 53,0 | 58,0 | 65,0 |
| Доля ввода жилья по стандартам эконом-класса, % | 5,0 | 8,0 | 15,0 | 25,0 |
| Доля ввода малоэтажного жилья, % | 42,0 | 50,0 | 55,0 | 60,0 |
| Количество созданных жилищных некоммерческих объединений граждан, ед. | 50,0 | 100,0 | 500,0 | 1000,0 |
| Объем ввода жилья для расселения аварийного и ветхого жилищного фонда, млн. кв. м. | 1,23 | 1,4 | 0,04 | 0,04 |
| Объем расселенного аварийного и ветхого жилого фонда, млн. кв. м. | 1,13 | 1,3 | 0,04 | 0,04 |
| Количество человек, переселенных из аварийного и ветхого жилищного фонда, тыс. чел. | 79,1 | 87,0 | 2,9 | 2,9 |
| Государственные гарантии РФ по кредитам на развитие инженерной инфраструктуры | 19,5 | 19,5 | 19,5 | 19,5 |
Источник: Данные Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов.



















