double arrow

Гипотеза Л. Н. Гумилева о жизни этносов

Лев Николаевич Гумилев – русский ученый (географ, историк, философ) – в своих трудах разработал биологическую теорию образования и жизни этносов. Процесс от возникновения до распада этноса называется этносогенезом(продолжается 1200-1500 лет): этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Этногенез – явление биосферное, вызываемое его мутацией (появление наследственного признака пассионарности). Пассионарность человека – это его органическая способность к сверхнапряжению, к жертвенной деятельности ради высокой идеи. Изменяются поведение человека, мотивация его поступков на новый непривычный стереотип. Пассионарность имеют почти все люди, но в разных дозах. У наиболее многочисленной части населения (гармоничных людей) она уравновешивается инстинктом самосохранения, благодаря чему они соразмеряют свои поступки с заботой о себе, детях, родителях, друзьях. У истинных пассионариев импульс столь силен, что они не могут рассчитать последствия своих поступков и удержаться от их совершения, даже предвидя гибель. Они на уровне подсознания стремятся изменить окружение. Вследствие передачи этих свойств по наследству количество пассионариев в последующих поколениях резко увеличивается, возникает новый этнос, подчиняющий территориально близкие народы. Пассионарный «толчок» - неземного происхождения. На высоких и низких точках солнечной активности свойства ионосферы снижаются и отдельные пучки космической энергии могут пролетать над землей, производя при этом жесткое излучение, которое вызывает мутации (возникают 2-3 раза за 1000 лет). За последние 3 тыс. лет достоверно зафиксировано 9 пассионарных толчков. Возникший этнос проходит фазы жизни:

1) исторического становления (подъем активности этноса);

2) исторического существования (расцвет, перегрев, медленный спад);

3) исторического упадка (рассыпание, затухание);

4) исторических реликтов (саморазвитие отсутствует – римляне).

В фазе надлома появляются субпассионарии: люди без чести, совести, корыстолюбцы и себялюбцы, палачи и доносчики. Обычно это возникает, когда этнос – в стадии расцвета. Этот период благоприятен для накопления материальной культуры, роста техносферы. Самобытность уступает место посредственности, появляется полное довольство эмоционально пассивного и трудолюбивого населения. Для этноса наступает упадок, но внешне - благополучие и процветание. Появляется большее число людей, желающих жить за счет других (криминал). Оригинальность этноса остается только в искусстве и науке. Духовные ценности занимают второстепенное значение.


Сейчас читают про: