В трудах основоположников региональной экономики регион выступал только как средоточие природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания и не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион- квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум.
Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах такие регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших центру (процессы децентрализации и федерализации).
Одна из главных функций региональной власти — регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.
|
|
Регион как квазикорпорация — это крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В таком качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита торговой марки местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределение рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В не меньшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от центра) — одно из главных направлений рыночных реформ.
Регион как рынок, имеющий определенные границы (ареал), — подход, акцентирующий внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.
Названные три парадигмы в теории региона включают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля. Среди уче- ных-регионалистов редко встречаются приверженцы крайних позиций: или полностью рыночная экономика (радикальный либерализм), или централизованно управляемая экономика. Множество теоретических оттенков умещается на платформе «социальное рыночное хозяйство», поэтому в теориях экономического региона значительное внимание уделяется преодолению фиаско рынка, принципам развития нерыночной сферы, производству и использованию общественных благ, регу лированию естественных монополий, защите от негативных последствий частнопредпринимательской деятельности и т.п.
|
|
Регион как социум (общность людей, живущих на определенной территории) — подход, выдвигающий на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.
Микроэкономические теории целесообразно привлекать тогда, когда представление региона как точки или однородного пространства недостаточно и необходимо учитывать внутренние различия (узловой или поляризованный регион). Теория и методология микроэкономического анализа больше соответствуют парадигмам «регион как квазикорпорация» и «регион как рынок».
Эволюция теории региона отражает повышение роли нематериальных целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого экологосоциоэкономического развития.
Теории структуризации и эффективной организации экономического пространства опираются на функциональные свойства форм пространственной организации производства и расселения — промышленных и транспортных узлов, агломерации, территориально-производственных комплексов, городских и сельских поселений разного типа.
Получившая широкое признание теория полюсов роста усиливает теорию центральных мест Кристаллера, используя более современные достижения экономической науки (в частности, метод «затраты—выпуск» Леонтьева). Вместе с тем она во многих отношениях соприкасается с теорией производственно-территориальных комплексов Н.Н. Колосовского.
В основе идеи полюсов роста, выдвинутой французским экономистом Ф. Перроу, лежит представление о ведущей роли отраслевой структуры экономики, в первую очередь лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации предприятий, формированию полюсов экономического роста.
Современная теория межрегиональных экономических взаимодействий (или взаимодействия региональных экономик) интегрирует частные теории размещения производства и производственных факторов, межрегиональных экономических связей, распределительных отношений. Она использует результаты теории общего экономического равновесия и международной экономической интеграции. Математической базой теории являются многоцелевая оптимизация, теории корпоративных игр, группового выбора и др. Как и в других теориях, сохраняется близость теорий межрегиональных и международных экономических взаимодействий.
|
|
В системном анализе межрегиональных взаимодействий важнейшую роль играют три фундаментальных понятия — оптимум Парето, ядро, экономическое равновесие.
Оптимум Парето во многорегиональной системе — это множество вариантов развития экономики, которые нельзя улучшить для одних регионов, не ухудшая положения других. Но разные оптимальные, по Парето, варианты не одинаково выгодны для отдельных регионов. Существуют возможности, когда какие-либо регионы, действуя самостоятельно или в коалиции с другими регионами, могут достичь более выгодных для себя состояний. Наиболее важным требованием при выборе взаимовыгодных вариантов для регионов является условие принадлежности к ядру.
Ядро многорегиональной системы представляет собой множество таких вариантов развития, в реализации которых заинтересованы все регионы в том смысле, что им невыгодно выделяться из системы, образуя коалиции. Ядро, если оно существует, состоит только из оптимальных, по Парето, вариантов.
Понятие «экономическое равновесие» в многорегиональной системе допускает различные модификации. Например, если каждый регион находит оптимальное решение исходя из интересов своего населения, то при каких условиях общего рынка (ценах обмена, тарифах, налогах и т.п.) сочетание региональных решений даст сбалансированное решение для всей системы регионов. Естествен случай экономического равновесия в системе регионов, когда для каждого из них сальдо межрегионального обмена, измеряемое в ценах равновесия, равно нулю.
Теории регионального роста. В экономической литературе представлены различные подходы, объясняющие причины регионального роста и межрегиональной дифференциации: неоклассические теории, теории кумулятивного роста, теория экспортной базы, институциональные теории.
В неоклассической школе первые исследования различий в региональных темпах роста основывались на теории, которая используется и для объяснения общенационального экономического роста. Впервые названный принцип применил Дж. Борте. Подобный подход господствовал до середины 1960-х гг.; используется он и в настоящее время.
|
|
Основное внимание уделяется факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В соответствии с этим подходом параметры регионального роста определяются количеством и качеством природных ресурсов, общей численностью и квалификацией трудовых ресурсов, запасами капитала и уровнем технологии. При этом предсказывается сближение в ценах на факторы производства благодаря их мобильности, что должно привести к выравниванию уровня экономического развития регионов. Такой вывод делается на основе предположения о конкуренции регионов за ограниченные ресурсы. В связи с этим развитие национальной экономики рассматривается как результат эффективного распределения ресурсов между регионами. При этом подразумевается, что темп развития национальной экономики задан априори, а развитие одного региона возможно всегда лишь за счет других регионов.
В теориях кумулятивного роста базовая модель принадлежит Г. Мюрдалю. Он показал на примере целых стран, как с помощью специализации и эффекта масштаба незначительное преимущество территории со временем может вырасти и быть приумножено. Распространение этого положения на регионы привело Мюрдаля к выводу, что преимущества определенных местностей, так называемых центров (полюсов) роста, ведут к усилению их развития, в то время как отстающий регион может стать еще более отсталым.
В 1960-е гг. довольно популярным было объяснение экономического роста регионов значением экспорта в их экономике (теория экспортной базы). Данная концепция отрицала возможность автономного развития за счет внутренних инвестиций и технического прогресса, не учитывала существования связи между степенью открытости регионального хозяйства и размером его внутреннего рынка, не уделяла внимания миграции людей и капитала.
Как отдельное направление современных региональных исследований необходимо выделить работы, основывающиеся на институционалистских подходах. Основное внимание в них уделяется политике региональных органов власти как одному из важнейших факторов экономического развития регионов (таким образом, они также не могут претендовать на полноту объяснения межрегиональных различий в темпах роста). Причем в качестве регионов чаще всего рассматриваются субъекты Федерации, поскольку именно субнациональные власти в федеративных государствах обладают достаточно широким набором полномочий, позволяющим говорить о собственной экономической политике региональных властей.