Цель, задачи, структура регионального анализа. Оценка общей открытости экономики региона.
ТЕМА 6: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ.
Управление региональными рынками.
Управление региональными рынками предполагает воздействие субъекта управления (полномочные органы государственной власти и региональные администрации) на объект управления для достижения целей как отдельно взятого региона, так и национального рынка в целом.
Основными целями управления региональными рынками является обеспечение сбалансированности рынков, удовлетворение потребностей населения региона, обеспечение экономической эффективности развития территории.
К основным объектам управления относятся:
• население, выступающее в качестве конечного потребителя;
• фирмы, предприятия, организации, частные предприниматели, производящие товары и услуги;
• сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства, производящие сырье для перерабатывающих предприятий и продовольственные товары, потребляемые в свежем виде (овощи, фрукты и др.);
|
|
• объекты рыночной инфраструктуры региона.
Основными функциями управления региональными рынками являются:
• аналитическая, которая подразумевает экономическую диагностику процессов развития региональных рынков и включает исследование общерегиональной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных региональных рынков, исследование конкурентной среды региональных рынков, анализ институциональной структуры региональных рынков, исследование рыночной инфраструктуры региона, исследование структуры отдельных товарных рынков региона;
• функция организации и контроля, которая включает процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочивание их взаимосвязей и информационных потоков, а также контроль над развитием отдельных региональных рынков и региональной экономики в целом;
• функция планирования, включающая разработку стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков в целом и по отдельности;
• функция координации, предполагающая разработку различных нормативов, квот, законов, программ;
• функция мотивации, которая чаще всего выражается в предоставлении различных льгот хозяйствующим субъектам и в повышении покупательской способности потребителей региональных рынков.
Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
|
|
Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач:
• оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;
• выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;
• изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков;
• оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;
• раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе;
• оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;
• оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка;
• анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;
• выявление экспортных резервов производства;
• оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона;
• оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.
Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона (включая его города и района), а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.
Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.