ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Системный анализ — это комплекс исследований. направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
Конечной целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
В соответствии с главной целью необходимо выполнить следующие исследования системного характера:
1) выявить общие тенденции развития данного предприятия и его место и роль в современной рыночной экономике;
2) установить особенности функционирования предприятия и его отдельных подразделений;
3) выявить условия, обеспечивающие достижение поставленных целей;
4) определить условия, препятствующие достижению целей;
5) осуществить сбор необходимых данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
6) использовать передовой опыт других предприятий;
7) изучить необходимые сведения для адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.
В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:
1) роль и место данного предприятия в отрасли;
2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3) производственная структура предприятия;
4) система управления и ее организационная структура;
5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);
7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников
Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).
Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для системного анализа и разработки программы исследований.
Программа системного анализа в свою очередь включает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность. Например, программа системного анализа может включать следующие разделы:
• анализ предприятия в целом;
• анализ типа производства и его технико-экономическая характеристика;
• анализ подразделений предприятия, выпускающих продукцию (услуги) — основные подразделения;
• анализ вспомогательных и обслуживающих подразделений;
• анализ системы управления предприятием;
• анализ форм связей документов, действующих на предприятии, маршруты их движения и технология обработки.
Каждый раздел программы представляет собой самостоятельное исследование и начинается с постановки целей и задач анализа. Этот этап работы является наиболее важным, так как от него зависит весь ход проведения исследований, выбор приоритетных задач и в конечном итоге реформирование конкретной системы управления.
В табл. 2.1 показано, как могут быть увязаны конкретные цели и задачи анализа.
Как отмечалось выше, первостепенной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно выявить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих и6' лей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Таблица 2.1. Основные цели и задачи анализа предприятия
Формулировка цели | Задачи анализа | Примечания |
1. Увеличение выпуска конкурентоспособной продукции | Изучение рынка сбыта (спрос и предложение) | Принимается в качестве стратегии развития |
2. Повышение рентабельности производства | Изучение финансового состояния предприятия | Применяется в качестве критерия |
3. Обеспечение ритмичности производства | Изучение работы производственно-диспетчерского отдела | Определение оптимальной величины заделов |
4. Повышение обоснованности производственных планов | Изучение работы планово-экономического отдела | Улучшение планирования |
5. Внедрение методов маркетингового исследования | Изучение работы отдела маркетинга | Расширение отдела маркетинга |
6. Обоснование и разработка программы развития предприятия | Разработка конкретных бизнес-планов по каждому изделию | Улучшение баланса мощностей |
На рис.2.1 приведен пример структуризации выбранных целей функционирования предприятия.
Как видно из рис. 2.1, для реализации цели 1 «Повышение эффективности функционирования предприятия» необходимо реализовать как минимум три цели:
1.1. «Внедрение новой техники»;
1.2. «Совершенствование организации производства»;
1.3. «Совершенствование системы управления».
Выявив указанные подцели, необходимо исследовать и проанализировать факторы, способствующие их достижению. Рассмотрим их в табл. 2.2 и 2.3.
Следует иметь в виду, что для анализа организации на основе системы целей необходимо выявить и сформулировать совокупность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления. В таком случае дерево целей будет наиболее полным. Главная задача такой структуризации заключается в том, чтобы довести цель до каждого конкретного подразделения и исполнителя. Это является залогом успешной реализации функциональной стратегии организации.
Таблица 2.2. Факторы, способствующие достижению целей
Цели | ||
Внедрение новой техники | Совершенствование организации производства | Совершенствование системы управления |
Факторы | ||
1. Наличие финансовых средств | Внедрение новых поточных линий | Совершенствование структуры управления _. |
2. Внедрение новой техники в цехах №1 и №2 | Внедрение бригадных форм организации труда | Сокращение численности аппарата управления __ |
3. Внедрение прогрессивных технологий | Совершенствование оплаты труда | Совершенствование технологии подготовки управленческих решений __.- |
4. Совершенствование действующих технологий | Внедрение прогрессивных норм и расценок | Сокращение денежного оборота |
Таблица 2.3. Исследование факторов, препятствующих повышению эффективности производства и управления
Цели | ||
Внедрение новой техники | Совершенствование, организации производства | Совершенствование системы управления |
Факторы | ||
1. Отсутствие финансирования на приобретение новой техники | Отсутствие объемных расчетов для внедрения поточных линий | Несвоевременность принятия управленческих решений |
2. Невыполнение плана внедрения новой техники | Оторванность зарплаты от конечного результата | Перегрузка отдельных структурных подразделений |
3. Большая энергоемкость техники | Большие простои оборудования | Отсутствие персональной ответственности за принятие управленческих решений |
4. Несогласованность конструкторских и технологических проработок изделий | Несвоевременная поставка заготовок | Отсутствие процедур принятия решений |
5. | Несвоевременность пересмотра норм и расценок | Несвоевременность пересмотра должностных инструкций |
6. | Низкая культура производства | Отсутствие должностных инструкций - - -1 |
В результате проведения системного анализа необходимо дать предложения по обоснованию целесообразности рационализации системы управления. На основе та-Ких предложений выполняются следующие работы:
1. Принимается решение о внедрении выбранной модели системы управления;
2. Разрабатывается регламентирующая документация;
3. Разрабатывается конечная схема процесса управления;
4. Разрабатываются конкретные организационно-технические мероприятия по совершенствованию управления предприятием;
5. Выбираются конкретные научно обоснованные методы управления;
6. Формируется новая корпоративная культура.