Системный анализ — конструктивное направление исследования процессов управления

ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Системный анализ — это комплекс исследований. направленных на выявление общих тенденций и факто­ров развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей произ­водственно-хозяйственной деятельности организации.

Системный анализ позволяет выявить целесообраз­ность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной органи­зации труда, которые применялись ранее.

Конечной целью системного анализа является разра­ботка и внедрение выбранной эталонной модели систе­мы управления.

В соответствии с главной целью необходимо выпол­нить следующие исследования системного характера:

1) выявить общие тенденции развития данного пред­приятия и его место и роль в современной рыночной экономике;

2) установить особенности функционирования пред­приятия и его отдельных подразделений;

3) выявить условия, обеспечивающие достижение по­ставленных целей;

4) определить условия, препятствующие достижению целей;

5) осуществить сбор необходимых данных для прове­дения анализа и разработки мероприятий по совершен­ствованию действующей системы управления;

6) использовать передовой опыт других предприятий;

7) изучить необходимые сведения для адаптации вы­бранной (синтезированной) эталонной модели к услови­ям рассматриваемого предприятия.

В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:

1) роль и место данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и ее организационная структура;

5) особенности взаимодействия предприятия с по­ставщиками, потребителями и вышестоящими ор­ганизациями;

6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);

7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников

Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной систе­мы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выра­жен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состоя­ния в рассматриваемый период времени, а также со­стояния окружающей среды (геополитические, эконо­мические, социальные факторы).

Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для систем­ного анализа и разработки программы исследований.

Программа системного анализа в свою очередь вклю­чает перечень вопросов, подлежащих исследованию и их приоритетность. Например, программа системного ана­лиза может включать следующие разделы:

• анализ предприятия в целом;

• анализ типа производства и его технико-экономи­ческая характеристика;

• анализ подразделений предприятия, выпускающих продукцию (услуги) — основные подразделения;

• анализ вспомогательных и обслуживающих подраз­делений;

• анализ системы управления предприятием;

• анализ форм связей документов, действующих на предприятии, маршруты их движения и технология обработки.

Каждый раздел программы представляет собой са­мостоятельное исследование и начинается с постанов­ки целей и задач анализа. Этот этап работы является наиболее важным, так как от него зависит весь ход проведения исследований, выбор приоритетных задач и в конечном итоге реформирование конкретной сис­темы управления.

В табл. 2.1 показано, как могут быть увязаны кон­кретные цели и задачи анализа.

Как отмечалось выше, первостепенной задачей сис­темного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно вы­явить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих и6' лей. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Таблица 2.1. Основные цели и задачи анализа предприятия

Формулировка цели Задачи анализа Примечания
1. Увеличение выпус­ка конкурентоспо­собной продукции Изучение рынка сбы­та (спрос и предло­жение) Принимается в качестве страте­гии развития
2. Повышение рента­бельности произ­водства Изучение финансо­вого состояния пред­приятия Применяется в качестве крите­рия
3. Обеспечение рит­мичности произ­водства Изучение работы про­изводственно-дис­петчерского отдела Определение оп­тимальной вели­чины заделов
4. Повышение обос­нованности произ­водственных планов Изучение работы пла­ново-экономичес­кого отдела Улучшение пла­нирования
5. Внедрение методов маркетингового исследования Изучение работы от­дела маркетинга Расширение от­дела маркетинга
6. Обоснование и раз­работка програм­мы развития пред­приятия Разработка конкрет­ных бизнес-планов по каждому изделию Улучшение ба­ланса мощностей

На рис.2.1 приведен пример структуризации выбран­ных целей функционирования предприятия.

 
 


Как видно из рис. 2.1, для реализации цели 1 «Повы­шение эффективности функционирования предприятия» необходимо реализовать как минимум три цели:

1.1. «Внедрение новой техники»;

1.2. «Совершенствование организации производства»;

1.3. «Совершенствование системы управления».

Выявив указанные подцели, необходимо исследовать и проанализировать факторы, способствующие их дос­тижению. Рассмотрим их в табл. 2.2 и 2.3.

Следует иметь в виду, что для анализа организации на основе системы целей необходимо выявить и сфор­мулировать совокупность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления. В таком случае дерево целей будет наиболее полным. Главная задача такой структуризации заключается в том, чтобы довести цель до каждого конкретного подразделения и исполни­теля. Это является залогом успешной реализации функ­циональной стратегии организации.

Таблица 2.2. Факторы, способствующие достижению целей

Цели
Внедрение новой техники Совершенствование организации производства Совершенствование системы управления
Факторы
1. Наличие финан­совых средств Внедрение новых по­точных линий Совершенствование структуры управле­ния _.
2. Внедрение но­вой техники в цехах №1 и №2 Внедрение бригад­ных форм организа­ции труда Сокращение чис­ленности аппарата управления __
3. Внедрение прог­рессивных тех­нологий Совершенствование оплаты труда Совершенствование технологии подго­товки управленче­ских решений __.-
4. Совершенство­вание действую­щих технологий Внедрение прогрес­сивных норм и рас­ценок Сокращение денежного оборота

Таблица 2.3. Исследование факторов, препятствующих повышению эффективности производства и управления

Цели
Внедрение новой техники Совершенствование, организации производства Совершенствование системы управления
Факторы
1. Отсутствие финан­сирования на при­обретение новой техники Отсутствие объемных расчетов для внедре­ния поточных линий Несвоевременность принятия управлен­ческих решений
2. Невыполнение плана внедрения новой техники Оторванность зар­платы от конечного результата Перегрузка отдель­ных структурных подразделений
3. Большая энерго­емкость техники Большие простои оборудования Отсутствие персо­нальной ответст­венности за приня­тие управленческих решений
4. Несогласован­ность конструк­торских и техно­логических про­работок изделий Несвоевременная поставка заготовок Отсутствие проце­дур принятия ре­шений
5. Несвоевременность пересмотра норм и расценок Несвоевременность пересмотра должно­стных инструкций
6. Низкая культура производства Отсутствие должно­стных инструкций - - -1

В результате проведения системного анализа необхо­димо дать предложения по обоснованию целесообразно­сти рационализации системы управления. На основе та-Ких предложений выполняются следующие работы:

1. Принимается решение о внедрении выбранной мо­дели системы управления;

2. Разрабатывается регламентирующая документация;

3. Разрабатывается конечная схема процесса управ­ления;

4. Разрабатываются конкретные организационно-тех­нические мероприятия по совершенствованию управле­ния предприятием;

5. Выбираются конкретные научно обоснованные ме­тоды управления;

6. Формируется новая корпоративная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: