double arrow

Ведущие богословы

Объяснение терминов

Географический аспект

Литература.

1. Тишин В.В. Дискретная математика в примерах и задачах. – СПб.: БХВ – Петербург, 2008. – 352 с.

2. Харари Ф. Теория графов. – Книжный дом «Либроком», 2009. – 296 с.

3. .

4. М.: Наука, 1969. – 288 c.

5.

Германия, Франция (гугеноты), Англия, Швейцария, Шотландия, Польша, Литва, Скандинавия...

· Лютеранство

Реформатская церковь (кальвинизм)

Перекрещенство (анабаптизм)

Контр-реформация (Католическая реформация)

· “Протестантизм” - конгресс в Спайере в феврале 1529 г., проголосовавший за окончание терпимого отношения к лютеранству в Германии. В апреле этого же года 6 принцев и 14 городов проголосовали против этой подавляющей свободу совести меры.

· Лютеранская реформация. Территория Германии + харизматическая личность Лютера. Стержнем богословия Лютера была доктрина об оправдании верой. Началась как движение за академическую реформу в Виттенбергском университете. 31.10 1517 - 95 тезисов как протест против практики продажи индульгенций с целью получения денег для перестройки базилики св. Петра в Риме. Сначала индульгенции - форма благодарности грешника Богу за дарованное прощение, потом - “покупка” Божьего благорасположения, извращающая идею о прощении благодатью.

· Кальвинистская реформация.Корни - в контексте Швейцарской Конфедерации, где были предприняты попытки реформировать мораль и богослужение в соответствии с Писанием. Предшественники Кальвина - Цвингли и Буллингер. Реформаты были более сосредоточены на реформе общества, института церкви, чем на доктринаольных вопросах. Центрами их движения были города Базель, Женева, Цюрих, Берн.

Цвингли (... - 1531 в битве) - Буллингер - Кальвин - Теодор Беза

· Радикальная реформация.Перекрещенцы: Цвингли не верен принципам реформации, так как придерживается следующих небиблейских взглядов - крещение младенцев, участие христиан в войнах. Анабаптизм характеризуется недоверием “внешнему” авторитету, отказом крестить младенцев, общим владением собственностью и пацифизм. “На сем стою..”, 261.

· Католическая реформация.Движение реформы внутри Католической церкви и ее реакция против протестантской реформации. Период - открытие собора в Тренте и далее (1545 - ...) Собор прояснил учение церкви по некоторым вопросам, реформы в поведении клира, церковной дисциплине, религиозном образовании и миссионерской деятельности (Китай, Америка, Африка). Старые ордена были реформированы и образованы новые (иезуитский). Таким образом, многое из того, что требовали реформировать гуманисты и протестанты, было реформировано.

Исследуемый период - один из самых плодотворных в развитии христианского богословия. Ведущие богословы - Лютер, Кальвин, Цвингли. Первые два, однако, весомее.

· Мартин Лютер (1483-1546). Монах августинского монастыря, где изучает богословие. В 1512 г. назначается профессором билейских исследований в университете Виттенберга. Читает лекции на Псалмы 1513-15

Рим. 1515-16

Гал. 1516-17

Евр. 1517-18

Эти исследования выразили в нем неудовлетворение существующим положением вещей в богословии.

Привлек к себе внимание в 1517 г., когда вывесил 95 тезисов.

В 1520 г. публикует три произведения: (1) “Обращение к христианскому дворянству немецкой нации”, в котором ратует за реформу в церкви. Говорит, что она далеко ушла от идеала первоапостольской церкви; (2) “Вавилонский плен христианской церкви”. Евангелие стало пленником институциализированной церкви, которая заточила его в сложную систему обрядов и таинств. Церковь стала хозяином Евангелия, а не его слугой; (3) “Свобода христианина” говорит о практических результатах принятия или отвержения доктрины об оправдании верой.

Большинство своих трудов Лютер пишет в полемике. Только два катехизиса представляют собой систематическое изложение основ христианского вероучения. Отличаются пасторским содержанием, что не может сделать их произведениями академического порядка.

· Джон Кальвин(1509-64). Характеристики его личности - в книге “Совесть против насилия” (внешность - 156,7,8; работоспособность - 161,2,3; реформа церкви - 163,4,5; в обществе - 166-173; духовный террор - 171,2; Женева в целом 175 + Европа 296,8; итог / позитив - 299-300; Цвейг работал в библиотеках Цюриха, Базеля и Британского Музея) Второе поколение реформаторов лучше первого осознавало необходимость систематического изложения евангелического богословия. Кальвин - главная фигура среди сторонников такого подхода.

1536 - публикация 6 глав “Наставление в христианской вере”. “Наставление ...” - одна из десяти или двадцати книг мира, о которой, не боясь впасть в преувеличение, можно сказать, что она определила ход истории и изменила облик Европы; после перевода Библии, выполненного Лютером, - самого важного деяния Реформации - “Наставление...” с первого же часа своего появления на свет оказало решающее влияние на современников своей логической безжалостностью, своей конструктивной решительностью. Духовному движению всегда нужен гениальный человек, его зачинатель, но движению необходим также гениальный человек, который смог бы его завершить. Лютер, вдохновитель движения, начал Реформацию,; Кальвин, организатор, удержал ее, прежде чем она распалась на тысячу сект... теперь перед Католической церковью стоит церковь Протестантская, духовно объединенная великая сила” (Цвейг, 139). Потом добавлял другие главы и к 1559 г. получилось 80 глав. Труд этот подразделяется на четыре части.

1. О Божьем суверенитете \ господстве над Своим творением.

2. О нужде человека в спасении и о том, как это спасение осуществляется.

3. Как искупление во Христе становится достоянием человека.

4. О церкви и ее отношении к обществу.

Принцип всей книги - верность Писанию и ясность в изложении материала, а не идея предопределения, как считают многие.

1536-38 Кальвин в Женеве, но был изгнан.

Следующие три года проводит в Страсбурге в качестве реформатского пастора.

Отвечая на настойчивые просьбы, возвращается в Женеву и возглавляет движение религиозных и социальных реформ.

И поныне кальвинизм является одним из наиболее значительных интеллектуальных движений в истории человечества.

· Ульрих Цвингли (1484 - 1531). Швейцарец, учился в университетах Вены и Базеля, после чего стал священником. Увлекался Эразмом, осознал необходимость реформ в церкви. В 1519 становится пастором в Цюрихе и проповедует необходимость нравственных реформ в церкви и обществе. Доходит и до критики существующего богословия Католической церкви, особенно сакраментального. Основные его взгляды содержатся в проповедях.

Его произведения: “Лабиринт”, “Басня о быке и некоторых животных” - восстает

против торговли кровью - поставки швейцарских солдат зарубежным армиям...

Сам был полковым священником в походах в 1512 и 1515 г.

Проповедь “О свободе выбора пищи” - против постов (1522).

Руководство для священников - о реформе богослужения (1523).

“Об истинной и ложной религии” - исповедание, схожее с лютеровским (1525).

“Смысл веры” + “Изложение веры христианской” (1530).

Убит в битве между цюрихцами и отрядами католических кантонов на Каппельской

равнине в 1531 г.


Сейчас читают про: