double arrow

Просвещение и протестантизм

Если в 16 веке Реформацией был брошен вызов Католической церкви, чтобы последняя могла переосмыслить внешние формы выражения ею своей веры, Просвещение бросало вызов интеллектуальной состоятельности христианства вообще, а не каких-то его частностей. Стремление раскрыть рациональные корни религии имело значительные негативные последствия для христианства.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Интеллектуальное движение, характеризующееся свободным и конструктивным использованием разума в попытке разоблачить старые мифы, которые казались необоснованно связывающими общество в целом и отдельных личностей в частности, что делало их рабами прошлого.

“Век разума” - не совсем адекватное определение, так как и средние века были “веком” разума + иррациональные движения как месмеризм и масонство. Хотя это справедливо, что в это период подчеркивалась способность разума проникать в тайны мира.

Средневековая космология

Бог

Церковь

Король и дворянство

Народ

Животные, растения и неодушевленные предметы

Эта структура была неприкосновенной. В рамках божественным образом установленного порядка вещей как отдельные люди, так и группы и сообщества должны были знать свое место в отношении Бога, церкви и королевской власти. Бог желал, чтобы крепостные были крепостными, а господа - господами.

Но благодаря влиянию Ренессанса и Реформации церковь уже была не вправе определять общественное устройство. Революции и потрясения 18 века ликвидировали власть короля и аристократии (появление республик). Простые люди сознавали, что они теперь связаны с Богом напрямую. Потом, в эпоху Просвещения из этой мировоззренческой схемы в значительной мере исчезает Бог. Люди вдруг обнаружили, что могут обходиться и без Бога, и ничего страшного не происходит. С исчезновением всех “сверхъестественных” установлений люди начали обращаться к более низкому, чем сам человек, уровню бытия, надеясь на этом уровне найти удостоверения подлинности и законности жизни. Человечество теперь выводило свое существование и оправдание этого существования “снизу”, а не “сверху”.

Просвещение - век разума. Рене Декарт (1596 - 1650): “Я мыслю, следовательно, существую”. С течением времени человеческий ум стал рассматриваться как исходная точка для всякого познания. Он имеет определенную степень автономии и независим от традиционных норм. Юнг: “Вера - это рассуждение религиозного ума”. Разум вытесняет веру в качестве исходной точки. С течением времени ученым пришлось столкнуться с тем, что им все трудней предоставить в своих системах место Богу. Раньше верили, что человек получает свою жизнь от Бога. Теперь было провозглашено обратное - что Бог обязан своим существованием людям. Людям надлежит верить в самих себя и в разум. Низведение христианства до положения одной из провинций обширной империи религиозной жизни.

Именно протестантское богословие, а не католическое или православное оказалось уязвимым под натиском мысли Просвещения. Это объясняется следующими причинами:

1.относительная слабость протестантских церковных институтов. Отсутствие авторитетной централизованной структуры (как папство). Протестантские богословы, пасторы и прихожане поместных церквей обладали большей свободой, чем их католические коллеги.

2.природа самого протестантизма. С самого начала своего появления протестантизму был свойствен дух протеста. Он характеризуется стремлением бросить вызов религиозному авторитету. Его принцип: реформатская церковь должна быть церковью, реформирующейсебя. Этот принцип побуждает к тому, чтобы критически рассматривать христианские догмы. Это перекликалось с идеалами Просвещения.


Сейчас читают про: