double arrow

Главная богословская проблематика этого периода

Реформация - очень сложное движение с широкой повесткой дня. Главный вопрос - каковы источники богословия.

· Источники богословия. Главное течение Реформации: не основать новую христианскую церковь, а обновить существующую. Для этого необходимо вернуться к Писанию, настаивали Лютер и Кальвин. Тезис Sola Scriptura - только Писанием стал главной характеристикой взглядов реформаторов и выразил их кредо - Священное Писание является единственно необходимым и достаточным источником христианского богословия. Однако не следует думать, что они совершенно отвергали предание.

Такой подход не мог не иметь прямых последствий для богословия. Особенно выделяются

следующие два:

1. Верования и учения, не основывающиеся на Писании, должны быть либо отвергнуты, либо потерять силу как обязательные для исполнения.

2. По-новому стали подчеркивать статус Писания в церкви, считая его достоянием всех ее членов. Библия - это книга не только для клира, но и для мирян. Поэтому особое место ими уделялось проповеди Слова Божьего в форме изъяснительных проповедей + написанию комментариев на Библию и работ по библейскому богословию (“Наставления...” Кальвина).

· Доктрина о благодати. Лютер считал, что церковь впала в пелагианство, поэтому стал рьяно пропагандировать учение о спасении благодатью и только верою. Кальвин подхватывает идею о спасении благодатью, но развивает ее не в отношении доктрины об оправдании верой, а учения о предопределении. Для него главным выражением благодати Божьей был не тот факт, что Бог оправдывает грешников, но то, что Он избирает людей ко спасению без всякой ссылки на их заслуги и достижения. Как они видятся Им от вечности. Впоследствии такой взгляд обнаружил себя в доктрине о “ безусловном избрании ”. Происходило все это как реакция на учение арминиан.

Их взгляды и история. Отделились от голландских кальвинистов. Боролись против сурового учения Кальвина о предопределении. Во главе - Яков Арминий (1560-1609). Учился в Женеве и Базеле. Проповедник в Амстердаме, потом в Лейденском университете. Проповедовал на Рим. 7,9,10. Восстал против учения о предопределении. Его взгляды:

1. Бог до сотворения мира вечным непреложным установлением благоволил во Христе, ради Христа и через Христа спасти тех, кто благодатью Святого Духа веруют в Сына Его, и наоборот, - осудить тех, кто не обратиться.

2. Христос умер за всех и каждого.

3. Человек приобретает спасительную веру не сам от себя; он получает возрождение от Бога во Христе через Святого Духа.

4. Благодать Божия, которой следует приписывать все добро, не действует неодолимо.

5. Эта благодать устрояет наше спасение, но нельзя утверждать, что ее невозможно утратить.

Синод в Дордрехте, 1618-19. Созван штатгальтером Мориц Нассауский. Его пять основных положений.

· T otal - полная испорченность человеческой природы;

· U nconditional - безусловное избрание, то есть люди не предопределены к спасению на основе каких-либо своих заслуг, качеств и достижений, которые предвидел Бог;

· L imited - ограниченное искупление, то есть, Христос умер не за всех, но только за избранных;

· I rresistable - непреодолимая благодать, которой не могут воспротивиться избранные Богом ко спасению люди.

· P erseverance - стойкость святых: истинно предопределенные никоим образом не могут изменить этому избранию.

Методисты, АСД и другие стоят на арминианской позиции. Также и Православная Церковь не разделяет учения о предопределении.

· Доктрина о таинствах. К 1520 г. среди реформаторов утвердился взгляд на то, что таинства являются внешними знаками / символами невидимой благодати Божьей. Это привело к развитию богословия таинств и к дебатам между, во-первых, реформаторами и католиками, и, во-вторых, внутри реформационного движения. Итак, что же происходит на Евхаристии? Четыре взгляда:

1 Трансубстантивация / пресуществление

Сформулировано 4 Латеранским собором в 1215 г. Основывается на Аристотелевых философских положениях, особенно на том отличии, которое он проводил между сущностью и акциденцией... Сущность - это самая природа чего-либо, акциденция - ее внешние признаки (вкус, запах, цвет...). В учении о пресуществлении утверждается, что в момент произнесения молитвы освящения акциденция хлеба и вина остается прежней, в то время как сущность их меняется в тело и кровь Христа.

Это вызвало сильную критику со стороны протестантов за те идеи Аристотеля, которые были привнесены в христианское учение. Но в 1551 г. Трентский собор провозгласил декрет “О святейшем таинстве Евхаристии”. Вот что в нем говорится: “ После освящения хлеба и вина наш Господь Иисус Христос истинно, реально и сущностно находится в преподобном таинстве святой Евхаристии... Посредством молитвы освящения хлеба и вина осуществляется изменение всей сущности хлеба в сущность Тела Христова и всей сущности вина в кровь Христа. Это изменение святая Католическая церковь... называет трансубстантивацией ”.

Недавно эта до учение было переработано католическими богословами, в частности Edward Schillebeeckx. Главная идея - сверхзначимость. Во-первых, изменение значения хлеба и вина; во-вторых, изменение цели евхаристического хлеба и вина. Оба этих взгляда основываются на том, что хлеб и вино Евхаристии не могут быть изолированы от контекста их использования: Христос, верхняя горница... /близко к Цвингли/.

2 Консубстантивация

Сторонник - Лютер.

Суть - одновременное присутствие Христа и хлеба. Никакого изменения н происходит в сущности хлеба и вина. Есть только соприсутствие сущности хлеба и сущности вина и Христа.

Главное для Лютера - это факт присутствия Христа на Евхаристии, а не теории о том, как это происходит. Рационализировать тайну - это абсурд.

Он заимствовал иллюстрацию у Оригена: железо, раскаленное в огне, светится. В этом свечении присутствуют и железо, и жар/накал/огонь.

Следует верить факту присутствия Христа на Евхаристии, а не пытаться объяснить то, как Он это делает.

3 Полное отсутствие

Сторонник - Цвинли.

Евхаристия - воспоминание страданий Христа, а не его жертва.

“Сие есть Тело Мое” нельзя понимать буквально.

Есть много отрывков в Писании, где есть означает “означает” (язык - огонь).

Он использует такую иллюстрацию: на столе лежит кольцо. Никаких ассоциаций. Но перенесем его в другой контекст - оденем на палец королевы как дар от ее мужа короля. Теперь кольцо ассоциируется с авторитетом, властью и величием короля. Ценность этого кольца много выше ценности золота, из которого оно сделано. Почему? Оставаясь неизменным в самом себе, он тем не менее было перенесено в другой контекст.

Так и с хлебом Евхаристии: хлеб и вино остаются неизменными в своей сущности, но меняется их значение и ценность, причем происходит это самым драматичным образом. Другими слвами, значение объекта может измениться без всякого изменения его сущности. Похожее, по словам Цвингли, происходит с хлебом и вином. В повседневной жизни они просто хлеб и вино и не вызывают особых ассоциаций. Но когда мы переносим их в другой контекст, они приобретают новое важное значение. Контекст: поклоняющееся Богу собрание верующих; вновь прочитывается история о последних часах жизни Иисуса; хлеб и вино становятся сильным напоминанием главных событий, на которых зиждится христианская вера. Контекст, таким образом, играет ключевую роль в определении подлинного значения евхаристических хлеба и вина.

4 Взгляд Кальвина

Между Цвингли и Лютером.

Суть: на вечере действительно происходит принятие верующим тела и крови Христа, но духовно, через символы. Это таинство - канал, через который Христос сообщает Себя верующим.

E. White: “... здесь, на установленном Им Самим служении, Христос встречается со Своим народом и воодушевляет его Своим присутствием... Когда мы с верой созерцаем великую жертву нашего Господа, душа наша наполняется духовной жизнью Христа... Посредством этого служения образуется живая связь между верующим и Христом, соединяя нас с Небесным Отцом... Хлеб, который мы едим, оплачен Его плотью. Вода, которую мы пьем, оплачена Его пролитой кровью. Всякий человек, праведник ли он, грешник ли, вкушая хлеб насущный, питается телом и кровью Христа. Голгофский хлеб запечатлен в каждом куске хлеба, он отражается в каждом роднике. Таким смысломХристос наполнил символы Своей великой жертвы. Свет, сияющий от этой Вечери в верхней горнице, освещает нашу повседневную пищу. Семейный стол становится как бы столом Господа и каждое блюдо - таинством ”(ЖВ, 479-80).

· Доктрина о церкви. Первое поколение реформаторов больше волновал вопрос благодати, второе - церкви. Отколовшись от господствовавшей Католической церкви на почве иного понимания благодати, они вынуждены были развить последовательное учение о церкви, которое бы оправдывало этот разрыв + создало бы богословское основание для появляющихся по всей Западной Европе евангелических церквей.

· Мартин Лютер о церкви. “Верным знаком, определяющим что есть христианская церковь, является то, проповедуется ли там чистое Евангелие”. Таким образом проповедь Слова идентифицирует церковь. Не офису служителей церковь обязана продолжению своего существования. “Где есть Слово, там есть и вера, там есть истинная церковь”. Ни одна церковь на земле не может претендовать на роль церкви Божьей, если она не основывается на Евангелии. Более важно проповедовать то же Евангелие, которое проповедовали апостолы, чем принадлежать организации, которая исторически произошла от них. Также думал и Меланхтон.

· Кальвин о церкви. Для него признаками истинной церкви является, во-первых, проповедь слова Божьего, и, во-вторых, верное преподавание таинств. Кальвин провел разницу между церковью видимой (собрание верующих на земле) и невидимой (собрание избранных, которое известно только Богу). Он заимствует яркий образ у Киприана Карфагенского: “Кому церковь не мать, тому Бог не Отец”, таким образом подчеркивая соборное измерение христианской веры. “Нет другого пути к жизни, если мать не зачнет нас в себе, выкормит нас своей грудью и сохранит нас своей заботой и попечением”. То есть, Слово Божие зачинает нас в утробе церкви. Институт церкви содействует духовному развитию и росту ее членов.

· Радикальная реформация о церкви. Для таких радикалов как Себастьян Франк и Менно Симонс апостольская церковь полностью компрометировала себя через связь с государством начиная с обращения Константина. Она коррумпирована борьбой за власть. Все средневековое время истинная церковь находилась на небе, а ее организационная пародия на земле. Радикалы особенно сильно настаивали на необходимости быть отделенными от общества. Церковь - это общество праведных, а не смешанное сообщество святых и грешников. Подчеркивание идеи верного остатка. Важность дисциплины в церкви + пацифизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: