double arrow

Закономерности, принципы и факторы размещения производства

Влияние транспорта на размещение производительных сил.

Общественное производство и транспорт.

Роль транспорта сводится не только к перемещению сырья, топлива и т.д. к потребителю, он также оказывает влияние на продолжительность производственного цикла, формирование запасов сырья и готовой продукции. Транспорт осуществляет связи между отраслями национальной экономики, а также внутри них, между населенными пунктами и городами.

При избыточной мощности транспорта государство несет потери от содержания неиспользуемых транспортных средств и его трудовых ресурсов. При недостаточном использовании транспорта – сдерживается производство и товарооборот.

Основное назначение транспорта состоит в его влиянии на размещение предприятий и населения. Если транспорт развивается недостаточно хорошо, то прибытие населения в эти районы сдерживается.

Сегодня опираясь на новый тип хозяйственных связей (договорно-заказной) между отраслями на предприятии, от транспорта требуется не только количественное исполнение плана, а:

1) регулярность доставки грузов в определенные пункты назначения;

2) определенная номенклатура груза и его качество, в точно установленные сроки.

Транспорт удорожает продукцию в местах ее потребления на величину транспортных издержек, отсюда при конкретном размещении предприятия необходимо учитывать: общие потребности в перевозках; объемы исходных материалов и готовой продукции; обеспеченность транспортными путями; пропускная и провозная способность.

В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. При этом особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. При современном размещении производства в условиях нарождающегося рынка особое значение имеют структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического развития отдельных регионов РФ.

Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка:

♦ рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

♦ комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов федерации;

♦ рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;

♦ выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат па производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до готового продукта. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние па размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с се огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических — к источникам энергии.

Важным условием рационального размещения производства является кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры.

Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики, так как регионы имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему, рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами.

Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий по и страны в целом.

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения производительных сил развиваются и углубляются на базе изучения и использования опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах. В современном размещении производительных сил на стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы:

♦ приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

♦ первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

♦ оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию;

♦ использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил в теоретическом обосновании размещения производства важную роль играют и многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга — экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор.

При размещении всех отраслей хозяйства этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок. Транспорт обеспечивает не только освоение новых территорий на севере и востоке страны, но и обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил еще велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов, продукции лесозаготовок, металла, полуфабрикатов и часто громоздких малотранспортабельных изделий других отраслей промышленности. По соотношению материальных ресурсов и готовой продукции, а также себестоимости продукции можно выделить отрасли промышленности, зависящие особенно от транспортного фактора:

а) отрасли, тяготеющие к источникам сырья, — сахарная, лесопильная, целлюлозно-бумажная, гидролизная, черная металлургия и др. Перевозки их сырья стоят дороже перевозок готовой продукции;

б) отрасли, тяготеющие к районам потребления, перевозки готовой продукции которых превышают по стоимости перевозки сырья. Это — серно-кислотная, пивоваренная, мебельная промышленность и др.

Предприятия по производству продукции постоянного потребления (цельномолочной, хлебобулочной, кондитерской промышленности) размещаются вблизи потребителей, и в их доставке до потребителя основная роль принадлежит автомобильному транспорту.

Учет транспортного фактора является особенно важным при размещении производства любой отрасли. Причем оптимальные размеры предприятий следует определять исходя из экономической целесообразности, но обязательно с учетом транспортных издержек.

Величины грузооборота и средней дальности перевозок в основном определяются размещением производительных сил в стране, а также объемом и конфигурацией потоков внешнеторговых грузов. При прочих равных условиях, чем дальше отдалены друг от друга производящие (добывающие) обрабатывающие и потребляющие центры, тем выше средняя дальность перевозки и больше грузооборот.

С увеличением дальности и, следовательно, грузооборота повышаются транспортные издержки и тем самым конечная стоимость (цена) продуктов производства. До последнего времени в стоимости промышленной продукции транспортные затраты достигали в среднем 12—13%, а в себестоимости нефти, например, около 21%. Что касается сельскохозяйственной продукции, то транспортная составляющая в ее себестоимости достигает нередко 35—40%.

Для сокращения транспортных издержек в стране проводится систематическая работа по улучшению размещения производительных сил, приближению пунктов производства к пунктам потребления и совершенствованию структуры самого производства. Так, создание и развитие территориально-производственных комплексов осуществляется с учетом сокращения дальности перевозок. Проводится сооружение обогатительных и очистных предприятий и установок, в особенности для массовых грузов (угля, руд, нефти и др.) в районах их первичной добычи. С той же целью развивается первичная обработка и переработка сырья в районах добычи, и, в частности, лесопиление в районах лесозаготовок с тем, чтобы перевозить не круглый лес (требующий на 30—40% больше транспортных средств), а пиломатериалы. Ввиду этого грузооборот в стране в общем растет медленнее, чем производство.

Недостаточная мощность кратчайших линий приводит к необходимости отклонять часть потока с них на кружные, но способные пропустить этот поток. В связи с этим при развитии транспортных сетей предусматриваются работы по сооружению новых, более коротких или разгружающих линий, по увеличению провозной способности кратчайших магистралей, а также размещение производительных сил вдоль, уже существующих хорошо оснащенных и развитых транспортных линий.



Сейчас читают про: