Роль транспорта в развитии национальной экономики

ЛЕКЦИЯ 1

I. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РФ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

1.1. Транспорт как отрасль народного хозяйства: значение, особенности, функции, задачи и принципы управления в условиях рынка.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии национальной экономики, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства.

Транспорт – отрасль народного хозяйства, которая осуществляет перевозки грузов и пассажиров, оказывая тем самым влияние на развитие экономики страны.

Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно-необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15—20%, достигая по некоторым грузам 45—50%. Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия. Перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, являясь обязательным условием общественного производства.

Он также активно воздействует на весь процесс рассмотренного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере производства. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли национальной экономики, регионы страны, служит общим условием их развития и функционирования, а так же играет важную роль в размещении производственных сил (производства). Кроме того, он является единым средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для реализации.

Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому недооценка значения транспорта в государстве может весьма отрицательно сказаться на экономике страны.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле-, локомотиво-, вагоно-, судо- и авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.

Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы.

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, "колесами" экономической активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: