Технология, организация и управление на воздушном транспорте

Основные элементы технического оснащения воздушного транспорта.

Основные внутренние и международные авиалинии.

Первая в России воздушная линия была открыта в 1923 г. (Москва-Нижний Новгород).

В настоящее время широко развита сеть авиалиний, связывающая важнейшие промышленные центры страны, а также столицу России – Москву – со столицами стран СНГ, столицами и городами многих государств мира. Развито воздушное сообщение между крупными городами и курортами. Москва с несколькими аэропортами – Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово – стала главным узлом воздушных линий всей страны.

Классификация подвижного состава воздушного транспорта приведена на рисунке.

К техническому оснащению относятся:

- летательные аппараты - подвижной состав;

- аэропорты, в том числе аэродромы;

- коридор движения;

- авиаремонтные заводы.

Парк летательных аппаратов состоит из самолетов и вертолетов. Летательные аппараты в зависимости от назначения и области применения бывают:

- пассажирские;

- грузовые;

- комбинированные (грузопассажирские);

- специального применения (с/х, санитарные, учебно-тренировочные идр.).

Самолет – аппарат, подъем которого становится возожны благодаря взаимодействию силы тяги двигателей и возникающей (при движении) под ее воздействие подъемной силы крыла.

Вертолет – аппарат, подъем и полет которого осуществляется с помощью несущего воздушного винта с длинными лопастями, закрепленными на вертикальном валу.

Самолеты взлетают и садятся на аэродром — специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлета, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые. для обеспечения регулярности и безопасности полетов аэродромы оборудуются комплексом радио- и светотехнических средств. Вертолетам для совершения взлета и посадки требуются небольшие площадки.

Аэродром входит в более широкое понятие «аэропорт». Аэропорт — это транспортное предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования, занимающий до нескольких тысяч гектаров территории.

Аэропорты подразделяются на международные (например, Шереметьево-2), республиканские (Домодедово и др.) и местного значения (Тушино). В зависимости от годового объема перевозки пассажиров аэропорты подразделяются на пять классов. Крупные аэропорты мира могут обслуживать до нескольких десятков миллионов пассажиров в год. Москву обслуживает в настоящее время четыре аэропорта, и зарезервирована земля под строительство пятого аэропорта под Солнечногорском Московской области.

Коридор движения — это расчетная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полета. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе для исключения возможности их столкновения. Летательные аппараты оборудуются соответствующими системами измерения и поддержания высоты полета.

Авиаремонтные заводы – предприятия, обеспечивающие соответствующие виды ремонта самолетов и вертолетов.

По скорости полета различают самолеты:

- дозвуковые, летающие со скоростью меньшей, чем скорость звука;

- сверхзвуковые – скорость превышает скорость звука.

В зависимости от дальности беспересадочного полета различают самолеты магистральных сообщений:

- дальние (L = 6000 км и более);

- средние (L = 2500-6000 км);

-ближние (L = 1000-2500 км);

- самолеты местных воздушных линий (L = до 1000 км).

Технология эксплуатационной работы на воздушном транспорте обеспечивает эффективную и безопасную эксплуатацию всех технических средств гражданской авиации.

Особо важное значение в комплексе технологических процессов имеет порядок содержания и технического обслуживания летательных аппаратов.

Сущность, порядок и сроки техобслуживания летательных аппаратов определяются особыми техническими документами в соответствии с которыми состоит в обеспечении особая служба – авиационно-техническая база – осуществляет оперативное, периодическое и профилактическое обслуживание.

Организация перевозок является, прежде всего, планом перевозок грузов и пассажиров. Перевозки распределяются по направлениям (линиям) и основным подразделениям, что предопределяет ранжирование и географию регулярных воздушных линий, а также расстановку самолетов и вертолетов по маршрутом полета и территориальным подразделениям и авиапредприятия. Эксплуатационную работу по приему и отправлению пассажиров, почты и грузов в аэропортах осуществляет служба организации перевозок.

Важным документом, организующим взаимодействие всех подразделений и служб на всех уровнях является расписание движения воздушных судов, разрабатывается на летнее и зимнее время для внутренних и международных линий.

Управление. Распад СССР привел и к распаду единственной монополистической (холдинговой) компании «Аэрофлот», состоявшей из региональных управлений гражданской авиации, расположенных в крупных аэропортах страны. Начиная с 1992 г. бывший союзный Аэрофлот утратил монопольные права на осуществление международных перевозок. К началу 1994 года четырнадцать региональных управлений из шестнадцати были вовлечены в международные перевозки грузов и пассажиров. Однако, именно Аэрофлот остается основным международным перевозчиком.

В настоящее время в России функционирует 330 авиакомпаний, 845 аэропортов. Из них 63 аэропорта имеют федеральное значение, 52 выполняют международные полеты. Образована крупная авиакомпания – Аэрофлот «Российские международные линии», которая владеет несколькими сотнями воздушных судов. Мелкие частные компании имеют всего лишь по 5-10 самолетов.

В настоящее время в отрасли развернулись работы по объединению мелких авиакомпаний и созданию 10-12 крупных конкурирующих авиапредприятий, подобно структурам авиакомпаний западных стран. Системы управления воздушным движением, не подлежащие приватизации, преобразованы в специальные государственные предприятия и переданы в ведение комиссии по использованию воздушного транспорта и управлению воздушным движением «Росаэронавигация» при правительстве Российской Федерации.

Основным законом, регулирующим передвижение в воздушном пространстве России является действующий «Воздушный кодекс РФ», в редакции 1997 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: