Основы организации взаимодействия между органами управления ГОЧС

К ликвидации ЧС привлекаются органы управления и силы различных министерств, ведомств, организаций РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и других.

Важным условием успешного руководства мероприятиями, проводимыми РСЧС, является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими), подчиненными, взаимодействующими и другими органами управления, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

Основным вопросом взаимоотношения различных органов управления и сил является организация взаимодействия между ними. Взаимодействие организует старший орган управления (координирующий орган РСЧС) с органами и силами, расположенными на подведомственной ему территории (районе ЧС).

Сущность взаимодействия заключается в целенаправленной, управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий подчиненных и взаимодействующих органов управления и сил РСЧС на всех этапах предупреждения и ликвидации ЧС.

Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия), которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

21. Взаимодействие организуют Председатель Межведомственной комиссии по ЧС - Министр МЧС России, начальники региональных центров, начальники ГО (председатели комиссий по ЧС) субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций РФ, командиры воинских частей ГО, начальники формирований и объектов экономики. Методы их работы определяются конкретной обстановкой и содержанием полученных задач.

22. На начальников региональных центров возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов РФ и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств РФ, расположенных в регионе, по вопросам:

совместной разработки и своевременного уточнения планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей ГО, подразделений поисково-спасательной службы МЧС России, учреждений и формирований, укомплектованных военнослужащими;

создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;

оповещения об угрозе и возникновении ЧС и организации взаимного информирования об обстановке;

выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок их вызова;

использование загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);

организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);

планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения, территории, важнейших объектов экономики, расположенных в регионе;

согласования планов действий с соседними регионами, субъектами РФ и управлениями военных округов (флотов)*).

23. На начальников ГО (председателей комиссий по ЧС) субъектов РФ, местного самоуправления, организаций РФ и их органы управления по организации взаимодействия возлагается:

организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов;

обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при ЧС;

координация деятельности подчиненных и взаимодействующих комиссий по ЧС;

организация оповещения органов управления, сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях ЧС, приемах и способах защиты;

организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной Среды и потенциально опасных объектов;

распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;

согласование действий с комиссиями по ЧС соседних субъектов РФ, органов местного самоуправления и других административных образований по вопросам совместных действий и обмена информацией;

организация своевременной информации и докладов вышестоящим органам управления о ходе ликвидации ЧС и изменениях обстановки.

24. Председатели ведомственных комиссий по ЧС и их органы управления, организуя взаимодействие, обязаны:

определить конкретные вопросы планирования и их согласования с вышестоящими, взаимодействующими и соседними органами управления;

организовать ведомственные системы наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной среды в санитарно-защитной зоне вокруг них. Согласовать их работу с территориальными системами наблюдения и контроля;

поддерживать постоянную связь с территориальными комиссиями по ЧС по вопросам оповещения, обмена информацией об обстановке и использования сил и средств по предупреждению ЧС, а также поддержание согласованных действий между ведомственными и территориальными формированиями с приданными соединениями и воинскими частями Войск ГО, МО РФ МВД РФ и другими.

25. Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи должны: знать обстановку в районе ЧС и постоянно уточнять данные о ней; правильно понимать замысел начальника и задачи совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию; организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

26. При ликвидации очагов радиоактивного загрязнения (химического заражения) взаимодействие организуется в интересах своевременного проведения мероприятий по защите населения и личного состава войск и формирований, проводящих работы по локализации источника загрязнения (заражения) и дезактивации местности.

С органами управления территориальных и ведомственных подсистем, воинских частей ГО, привлекаемых сил МО РФ и других министерств и ведомств РФ, согласуются вопросы: о выделяемых силах и средствах; порядке, способах их выдвижения и выполнения работ; режимах защиты населения и сил, действующих в очагах; организации медицинской помощи, охраны общественного порядка, управления, обеспечения действий и другие вопросы.

27. При ликвидации очагов массовых заболеваний людей взаимодействие организуется в интересах, решаемых медицинской службой (службой медицины катастроф) задач по локализации и ликвидации очага заболевания, оказанию медицинской помощи пострадавшим и лечению заболевших.

Комиссиями по ЧС определяются (уточняются): задачи медицинской разведки; границы распространения заболевания; ориентировочное количество заболевших и места их скопления; источники заболевания и их характер; время и место развертывания медицинских формирований и учреждений, время их готовности; порядок эвакуации пораженных; профилактические, лечебные, карантинные и другие мероприятия; организация транспортного, материально-технического обеспечения; сроки и место развертывания пункта управления службы и организация связи с ним; представление органам государственной власти и органам управления ГОЧС данных о пострадавших и больных в зонах ЧС и порядке их эвакуации.

28. При ликвидации последствий разрушительных землетрясений, селей, оползней и ввиду больших объемов и продолжительности работ, взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется по этапам и периодам их действий.

На первом этапе согласуются: организация разведки и способы ликвидации ЧС; меры по спасению населения, его защите и обустройству в новых районах; объекты (участки) работ и их распределение между территориальными и ведомственными силами РСЧС, приданными воинскими частями МО РФ и другими; задачи функциональных (в министерствах, ведомствах) подсистем по обеспечению работ, проводимых их формированиями; задачи разведки и наблюдения за обстановкой в районе ЧС и на объектах работ места пунктов управления, организация связи, информации и порядок представления донесений.

На втором этапе (при завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ) уточняется последовательность и объем проведения инженерных работ по разборке разрушенных зданий и сооружений, расчистке территории, восстановлению коммунально-энергетических систем, обустройству районов временного размещения эвакуированного населения.

29. При ликвидации последствий наводнений взаимодействие организуется в интересах ведения спасательных работ в зоне затопления по вопросам: организации разведки и наблюдения за обстановкой, состоянием гидротехнических и защитных сооружений; спасения населения, оказавшегося в зоне затопления и его эвакуации из угрожаемых районов; вывоза материальных и культурных ценностей; отгона сельскохозяйственных животных из районов, подверженных затоплению; локализации зоны затопления, недопущение затопления особо важных объектов и коммуникаций; жизнеобеспечения эвакуируемого населения и оказания медицинской помощи пострадавшим, а также восстановления его жизнедеятельности в районах бедствия после спада воды; обеспечения действий сил и использования техники.

30. При ликвидации массовых лесных и торфяных пожаров взаимодействие организуется в интересах противопожарной службы по вопросам: организации разведки зоны пожара и направлений его возможного распространения; наблюдения за изменением обстановки в зоне бедствия; развертывания сил и средств тушения пожара и распределения их по объектам работ; эвакуации населения, отгона сельскохозяйственных животных, вывоза материальных и культурных ценностей из районов опасности; обеспечения действий сил и организации управления ими.

Взаимодействие между силами организуется по участкам работ. Согласовываются задачи воздушной и специальной пожарной разведки по уточнению границ зон возгорания, характера пожара, направления его распространения, наличия водоемов в районе пожара, организации наблюдения за пожарной обстановкой.

С территориальными и ведомственными органами управления согласовываются способы оповещения населения на случай непосредственной опасности и уточняется порядок возможной его эвакуации.

31. При авариях на транспорте взаимодействие организуется в интересах аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ транспортных формирований с целью оказания помощи пострадавшим, восстановления движения и предотвращения влияния аварии на окружающую природную среду.

Уточняются задачи службе экстренной медицинской помощи и другим службам, соответствующим территориальным комиссиям по ЧС о порядке выделения и использования инженерно-технических и других формирований для оказания помощи транспортным аварийно-спасательным формированиям в ликвидации аварии.

Кроме того, согласовываются вопросы выделения и использования специальных формирований для ликвидации последствий транспортных аварий, если они сопровождаются разливом (разбросом) сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных, пожароопасных, радиоактивных веществ.

32. Разработка взаимодействия осуществляется во всех органах управления. Основой для его разработки является решение начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) на ликвидацию ЧС и его указаний по взаимодействию.

В указаниях определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам ЧС; привлекаемые силы, средства и создание необходимых группировок, обеспечение их выдвижения и вывода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; порядок переподчинения воинских частей ГО соответствующим комиссиям по ЧС и согласование их действий с частями МО РФ; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами; места размещения пунктов управления в районах ЧС, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.

При угрозе или возникновении ЧС начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

33. План действий (взаимодействия)*) является составной частью основного плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Разрабатывается обычно на карте (схеме) с пояснительной запиской и приложением к нему необходимых расчетов, графиков, таблиц и справочных данных. Может разрабатываться и текстуально. В плане отражаются: основные задачи, выполняемые силами РСЧС и взаимодействующими силами: расположение важнейших потенциально опасных объектов, районы возможных стихийных бедствий; характеристики потенциально опасных объектов; маршруты перевозок опасных грузов различными видами транспорта; состав и группировка сил РСЧС и других привлекаемых сил для ликвидации возможных ЧС, их дислокация, сроки готовности, закрепление за объектами, территориями; задачи органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил, порядок приведения их в готовность, маршруты выдвижения в район ЧС, вид транспорта, сроки прибытия; организация дорожно-комендантской службы и охраны объектов; организация управления, оповещения, обмена взаимной информацией и всестороннего обеспечения действий сил; порядок взаимодействия с органами управления соседних субъектов РФ, региональных центров, военных округов (флотов) и другие вопросы, обусловленные спецификой региона (субъекта РФ и других территориальных образований).

Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются соответствующими начальниками, организующими их разработку, и утверждаются начальниками вышестоящих органов управления.

34. Региональные центры разрабатывают планы действий (взаимодействия) подчиненных им сил в административных границах своих регионов, вопросы взаимодействия согласовываются с МЧС России, соседними региональными центрами, командованием соответствующих военных округов, флотов, в части их касающейся, и представляют на утверждение Министру МЧС России.

Планы взаимодействия территориальных и ведомственных подсистем РСЧС разрабатываются применительно к характеру и масштабам возможных на их территориях (объектах) ЧС, наличию имеющихся сил и средств.

35. Исходными данными для планирования взаимодействия на территории субъектов РФ являются: решение начальника регионального центра и начальников ГО - председателей комиссий по ЧС (общий замысел по предупреждению и ликвидации ЧС, привлекаемые подсистемы и их звенья, воинские части и формирования ГО, их задачи, организация управления и обеспечения); указания по планированию и взаимодействию; нормативные документы и соглашения между МЧС России, министерствами и ведомствами РФ, определяющие функциональные задачи подсистем в части предупреждения и ликвидации ЧС.

Данные по привлечению воинских частей ГО, войск военных округов (сил флотов) к ликвидации ЧС выдаются комиссиям по ЧС региональными центрами.

36. Планы взаимодействия субъектов РФ разрабатываются применительно к режимам функционирования. ни согласовываются со всеми исполнителями и утверждаются начальниками региональных центров и председателями вышестоящих комиссий по ЧС. Выписки из планов направляются взаимодействующим органам управления.

На основе планов действий (взаимодействий) начальники ГО (председатели комиссий по ЧС), начальники органов управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО) и другие лица руководящего состава разрабатывают план-графики своих действий с почасовым расчетом времени, а также необходимые документы по организации управления и взаимодействия, применительно к местным условиям и прогнозируемым данным возможной ЧС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: