double arrow

Первобытная эпоха человечества


Предисловие

Триггер Шмитта

Триггер Шмитта – это компаратор, предназначенный для сравнения двух сигналов и обладающий зоной нечувствительности.

-U1-Uвх+UR1+Uоп=0

1)Uвх=Uоп+UR1-U1

2)-Uоп –iR1R1 – iR2R2 +Uвых=0

3) ; iвх=0; iR1=iR2 =

4)UR1=iR1R1=

5)Uвх=Uоп+ - U1

Uоп =4В

Uвых=Uвых max+ (12В)

UR1= =0.8B

UR1>0

Uвх=Uоп+ - U1=4+0.8-U1

При увеличении напряжения U1, Uвх – уменьшается. Как только за счет увеличения напряжения U1 входное напряжение станет меньше, чем Uвх+ , это приведет к уменьшению напряжения UR1, к дальнейшему уменьшению входного и выходного напряжений. Этот процесс носит лавинообразный характер и приводит к изменению полярности выходного напряжения.

U1сраб=Uоп+ =4+0.8=4.8>Uоп

Напряжение U1сраб>Uоп, так как перед срабатыванием Uвых>0, UR1>0.

После срабатывания: UR1= = - 1.6B

Входное напряжение после срабатывания:

Uвх= -U1ср=-2.4В

Uотп=Uоп+ =4-1.6=2.4В

Перед отпусканием Uвых<0, UR1<0, поэтому UR1отп<Uоп

Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека. Нам с вами выпало жить, учиться, работать в период смены веков, кардинальных изменений в развитии общества, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни государств и народов и открываются новые, во многом еще не познанные перспективы в историческом развитии России и всего мира.




Известна истина — родителей не выбирают. В младенчестве и раннем детстве их любят за то, что они — родители. Потом их любят за заботу, ласку и помощь во всех делах. Если родители неласковы или жестоки, вряд ли ребенок ответит им чем-либо, кроме холодности. Взрослея, человек однажды пытается взглянуть на отца и мать как бы со стороны, глазами любопытствующего наблюдателя, оценить достоинства и недостатки их характера так же, как оценивает он других, неродных людей. Постепенно он определяет для себя, в чем родители хороши, а в чем — плохи, т. е. начинает относиться к ним осознанно, как к чему-то объясненному, ставшему понятным.

Страна, в которой человек рождается, как мать и отец, может быть заботлива или неласкова. Настает время, когда приходится определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории нашей страны, ее родословность. Необходимо попытаться понять, что представляет собой родина, как она стала такой и какая судьба ее ожидает.

Мы получили от прошлых поколений духовное наследие, которое пополняем с учетом собственного опыта. Это — знание законов развития природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающего (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению (образование).



В переломные эпохи происходит переоценка духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культурных и этнических ценностей, разрушение прежних и становление новых идеалов, перемены в образовании. Это мучительный, болезненный, длительный процесс. Он связан с разрушением привычных стереотипов мышления и поведения, с появлением множества альтернативных позиций, с внезапным вторжением давно забытых и отброшенных взглядов.

Как же выбрать верный путь в будущее, не допустить роковой ошибки, отличить истину в этой пестрой палитре заманчивых идей? В этом может помочь история, которая содержит не просто увлекательное или скучное (в зависимости от литературного дара летописца) описание прошедших событий, деяний исторических личностей и народов. Знание истории предполагает обобщение, осмысление прошлого опыта, каждая крупица которого оплачена дорогой ценой. При всей кажущейся уникальности происходящих ныне событий в них всегда можно обнаружить сходство, и немалое, с тем, что уже пережили в прошлом народы, нашедшие выход из подобных кризисов. Необходимо усваивать уроки истории, периодически пополняя полученные знания на основе собственного опыта. В этом смысле каждый из нас — ученик истории, прилежный или легкомысленный.



История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.

Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти ответы на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе. Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значительно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII — первой половине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.

История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д. ), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.

По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы:

  • история мира в целом;
  • история какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика);
  • народа (китаеведение, японоведение);
  • группы народов (славяноведение).

История России — научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам? На наших глазах меняется Россия, отмирает старое, рождается новое. Не всегда оно может быть оценено однозначно, не всегда оно — на благо России. Разобраться в современных процессах, определить свой собственный взгляд на происходящее вокруг и внутри России, не растеряться в многообразии мнений — в этом нам поможет история.

Наше прошлое — эта наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, непохожая на другие страны история. И, несмотря ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию. Изучение истории России приводит к убеждению, что вся она создана силою русского духовного характера. Верно заметил выдающийся мыслитель XX в. Иван Александрович Ильин: «От Феодосия Печерского до Сергия, Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

Интересы современного общества, основные направления развития исторической науки и последовательное изучение истории в школе и высшем учебном заведении совпадают в некоторых принципах:

  1. 1) уважение ко всем без исключения народам и культурам. Необходимо признание значимости всех эпох и обществ, стремление понять внутренние мотивы и законы их функционирования. При этом, изучая данный процесс, необходимо помнить о специфике каждого явления, об исторической дистанции. В этом видится смысл цивилизационного подхода;
  2. 2) осторожность в подходе к факторам преобразования мира и общества. История призвана показать, насколько хрупким бывает равновесие общественных сил, соотношение человека с природой, как трудно дается их восстановление. Осознанию этого способствует понятие цены прогресса;
  3. 3) рассмотрение человека как части социального организма, сложной общественной системы. Человек должен занять место в центре исторического исследования и исторического повествования. Ведь именно он реализует закономерности истории, придает вещам смысл, мыслит и совершает ошибки под воздействием своих и чужих идей;
  4. 4) самоценность индивидуального и свобода мысли. Люди требуют к себе столь же уважительного отношения, как и цивилизации. История должна быть населена людьми, людьми живыми, конкретными, неповторимыми личностями. Цари, мудрецы, злодеи, художники были наделены не только социальной, но и индивидуальной психологией, не только были отражением своей эпохи, но и воздействовали на реальность. За ними должно признаваться право на свободу воли, на возможность значительно изменить ход истории. Тем самым за историей признается право на случайность, альтернативность, а за историками — право размышлять о нереализованных возможностях;
  5. 5) принцип соразмерности и сопричастности. Этот принцип находит проявление в исследовании образа жизни людей. Биографии вносят в историю соразмерность. Эта форма постижения истории доказала свою эффективность. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастности — как история своей семьи, своего города, своей земли, включенная в контекст более масштабной истории;
  6. 6) принцип единства. История должна внушать понимание синхронности событий, понимание того, например, что Шекспир был современником Лжедмитрия. Интересно исследовать взаимодействие истории с географическим пространством, изучить динамику взаимодействия человека и среды. История должна быть повествовательной, яркой, конкретной. Как кумулятивная наука, история должна интегрировать достижения предшественников — не только их позитивный вклад, но и их концепции. Надо иметь в виду возможность существования разных подходов и точек зрения на проблемы.

Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теоретических знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Современная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые критически, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом понятие «социально-экономическая формация».

Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:

  1. 1) религиозный (теологический, провиденциальный): Е.Н. Трубецкой — объяснение происхождения человечества, его развития божественной волей; В.С. Соловьев — постановка проблемы единства истории; Н.Н. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;
  2. 2) естественно-научный (натуралистический): а) географический детерминизм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер исторического развития; Л.И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные цивилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с открытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необузданное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л.Н. Гумилев различает социальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарность;
  3. 3) социально-экономический (формационный): К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и историки советского периода — человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается специфика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);
  4. 4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный): а) Дж. Вико, И.Г. Гредер, Г. В.Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса; б) Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н.А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;
  5. 5)мир — системный анализ Иммануила Валлерстайна — попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.

Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы получения исторических знаний — это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие.

Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.

Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.

Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оценке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечеловеческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимодополнять.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:

  • общенаучные;
  • собственно исторические;
  • специальные (заимствованные у других наук).

Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Исторический метод позволяет воспроизвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выделить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, систематизирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению новых законов.

Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы:

  1. 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации;
  2. 2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный.

Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках.

Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.

В основе изучения курса «История России» лежат следующие методологические положения.

Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями.

В изучении курса, на наш взгляд, необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. При этом особое внимание следует уделить наиболее значимым для истории России вопросам: становлению и развитию этносов, судьбам цивилизаций на территории России, национальным обычаям и традициям, духовным ценностям и т. д.

Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими факторами. На своеобразие России и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Вместе с тем признание самобытности не означает обособления России от общего исторического развития; история России рассматривается в рамках становления мировой цивилизации.

По мнению современных исследователей, путь российской истории (как бы его ни называли: модернизацией, цивилизационным циклом, евразийским путем и др.) представляет не «отставание» и не «задержку» развития, а просто другое, самобытное развитие, ведущее к творческому синтезу общего и специфического, внутреннего и внешнего, собственного и зарубежного опыта. И в этом плане, последовательно изучая историю России, в исторических исследованиях допустимо использовать разнообразные категории и понятия, преимущественно социологические (модернизация, стадийность, формация), культурологические (тоталитаризм), экономические (индустриализм и постиндустриализм).

Изучение курса истории России предполагает усвоение знаний историографического характера. Классики отечественной историографии — Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский — внесли значительный вклад в русскую историческую науку. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это прежде всего сочинения Н.М. Костомарова, А.А. Корнилова, С.Ф. Платонова, М.Н. Покровского, П.М. Милюкова, В.Н. Татищева.

Основная трудность при изучении истории России — это разнообразие учебной исторической литературы, авторы которой придерживаются различных исторических школ и высказывают порой взаимоисключающие точки зрения на проблемы отечественной истории.

Современные исследования российских авторов представлены учебниками, учебными пособиями, справочными изданиями:

  1. 1) учебники, учебные пособия: «Обзор русской истории» С.Г. Пушкарева (Ставрополь, 1993), первое издание которого вышло в 1953 г. в США; «Русская история» Г.В. Вернадского (М., 1997) — сына В.И. Вернадского, ученика В.О. Ключевского, Р.Ю. Виппера, А.А. Кизеветтера, эмигрировавшего на Запад и признанного там крупнейшим специалистом по русской истории; «Русская история» М.И. Покровского (М., 2002) — один из самых монументальных трудов в мировой истории и, вне всякого сомнения, самый капитальный из классических трудов по истории России;
  2. 2) учебные пособия для старшеклассников и абитуриентов: «История России» В.И. Морякова, В.А. Федорова, Ю.А. Щетинова (М., 1996); «История России» в 2 томах М.М. Горинова, А.А. Горского, А.А. Данилова (М., 2000); «Отечественная история» М.Н. Зуева (М., 2003); «Россия и мир» под редакцией А.А. Данилова (М., 1995); «История России IX-XX вв.» под редакцией М.М. Шумилова (М., 1997); «Политическая история России» под редакцией В.В. Журавлева (М., 1998); «История Отечества с древнейших времен до наших дней» В.В. Кириллова, Г.М. Кулагиной (М., 2000); «История России. Учебный минимум для абитуриента» Р.А. Арсланова, В.В. Керова, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова (М., 2001), «Политическая история современной России: 1991–2001: Практ. пособие для учителей» Г.К. Селезнева (М., 2001); «История России» А.А. Данилова (М., 2002) и др.;
  3. 3) учебники для вузов: «История России с древнейших времен до конца ХХ в.» под редакцией А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева в 3 томах (М., 1996); «Россия в мировом сообществе цивилизации» Л.И. Семенниковой (М., 1995); «История России» М.М. Мунчаева, В.М. Устинова (М., 1997); «История России» А.С. Орлова, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохиной (М., 2003); «История России XX столетия: основные проблемы» В.А. Поцелуева (М., 1997); «История России» М.Н. Зуева (М., 1998); «Новейшая история Отечества. ХХ век» под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина (М., 1997); «Российская история» под редакцией Г.Б. Поляка (М., 1997); «История России: народ и власть» Ю.А. Сандулова (СПб.), 1997; «История Отечества» под редакцией В.М. Борисова, Г.Д. Комкова, А.П. Березовского (М., 1998); «История России (IX-XX вв.)» под редакцией Я.А. Перехова (М., 1999); «История России в новейшее время (1945–1999)» под редакцией А.Б. Безбородова (М., 1999); «История России» А.Н. Марковой, Е.М. Скворцовой, И.А. Андреева (М., 2001); «Россиеведение» В.Ф. Шаповалова (М., 2001), «Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций» А.С. Барсенкова (М., 2002) и др.

Несомненный интерес представляют публикации учебно-методического характера, содержащие дополнительные материалы по истории России, а также проблемные вопросы, задачи и т. п. Одна из первых в этом плане — работа С.Г. Смирнова «Задачник по истории России» (М., 1995). Определенный интерес представляют пособия О.И. Бородина, О.М. Щербакова «Тесты по истории России: XIX век» (М., 1996), И.В. Новикова «История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до Смутного времени» (М.,1998), В.В. Бокарева, А.Н. Коршунова «История государства Российского IX-XX веков в вопросах и ответах. Тесты» (М., 1998); В.В. Кириллова «Отечественная история XX — начала XXI века» (М., 2003); В.М. Кадневского «Тесты по истории России для поступающих в вузы» (М., 2003).

В учебнике С.Г. Горяйнова, А.А. Егорова «История России IX-XVIII вв.» (М., 1998) каждая тема дополнена выдержками из исторических документов и заданиями к ним. В дидактических материалах Л.М. Ляшенко «История России. XIX век» (М., 2000) и А.Г. Колоскова «История России. XX век» (М., 2000) представлены разнообразные обучающие и проверочные задания различной сложности (традиционные вопросы, работа с документом, тесты, материалы для докладов, дискуссий, исторических сочинений и др.). Вопросы и задания, содержащиеся в учебном пособии Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, А.Г. Колоскова, Л.И. Ларина «История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания)» (М., 2000) основаны на использовании широкого круга исторических источников, имеют обучающую и контролирующую направленность.

Материалы теоретического и практического характера, необходимые преподавателю в повседневной работе, содержатся в таких изданиях, как «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» М.В. Коротковой, М.Т. Студеникина (М., 1999), «Наглядность на уроках истории» М.В. Коротковой (М., 2000), «Методика преподавания истории в школе» Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой (М., 2000). В альбом А.Т. Степанищева «История России: IX-XX вв.: Схемы» (М., 2001) включено более 330 логических, проблемно-логических и структурных схем, графиков, охватывающих более чем одиннадцативековую историю России. Учебное пособие этого же автора «История России: преподавание в школе» ориентирует на понимание концептуально-методологических проблем преподавания и изучения истории, освоение конкретных методик проведения различных видов и форм занятий, организацию самостоятельной работы учащихся и студентов. Значительное место уделено раскрытию проблем воспитания подрастающего поколения на истории Отечества.

Справочные материалы по курсу отечественной истории представлены следующими изданиями: «История России, ХХ век» (М., 1997) и «История России IX-XIX вв.» (М., 1997) А.А. Данилова; «История, 5–11 кл.: Справочные материалы» автора-составителя П. Андреева (М., 1997); «Экзаменационные билеты по истории для школьников и абитуриентов: 9–11 классы» авторов-составителей О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова; «Учебно-справочное пособие по отечественной истории современного периода, 1985–1987» Ю.Ю. Изосимова (М., 1998), «По тропам Российской истории. Справочник-задачник» Л.М. Пятецкого (М., 1998), «История Отечества в терминах и понятиях» В.Ф. Блохина (Смоленск, Брянск, 1999); «Новейшая история. Подробности» Е.Ю. Сергеева (М., 2000); «История России. Справочник студента» Н.В. Старикова (М., 2000) и др.

При изучении курса истории России целесообразно обратить внимание на труды зарубежных коллег-историков. Интересны и полезны исследования А. Рабиновича (США), Н. Верта (Франция), Р. Пайпса (США), Дж. Боффа (Италия), Хана-Иохима Торке (Германия) и др.

Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраняется и даже возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обошлось без издержек и противоречий. Решать многие проблемы приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в условиях коренных изменений в политической системе общества, его экономических основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, новых морально-нравственных ценностей.

Задача преподавания истории в современных условиях — показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, соблюдая объективность, историческую правду. Такой подход поможет исправить ошибки прошлого, даст подлинное представление об исторических событиях и явлениях.

Учителя школ и преподаватели высших учебных заведений осознают, что для подлинного понимания истории их ученики должны заглянуть за рамки учебника, увидеть живую историю, понять ее смысл. В процессе преподавания они так или иначе несут «бремя доказательств» по крайней мере четырех истин:

  1. ИСТОРИЯ ЕДИНА.
    Отражается взаимосвязь между историческими судьбами народов и государств, показывается, что никто и никогда не мог «отгородиться» от всемирно-исторического процесса ни высокими стенами, ни дальними расстояниями, ни золотом, ни силой. Да, Запад есть Запад, Восток есть Восток, но это лишь разные стороны единой истории человечества.
  2. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННА.
    Иллюстрируется неразрывность истории. Ни падение империй, на воцарение новых царей, ни попытки уничтожения человеческой памяти не могут прервать ее. События многовековой давности живо перекликаются с современностью. Они помогают более точно понять сегодняшний день еще и потому, что история все-таки повторяется, и потому, что нынешняя реальность зарождалась порой не только в прошлые десятилетия, но и в минувшие века.
  3. ИСТОРИЯ КОНКРЕТНА.
    История — это не только проявление общеисторических законов, но и память о реальной жизни живых людей. Императоры и поэты, борцы за свободу и их палачи, мыслители и завоеватели. Жизнь каждого из них помогает нам не только более ярко увидеть их время, но порой и глубже понять сегодняшний день.
  4. ИСТОРИЯ — ЭТО ИНТЕРЕСНО.
    Историю, как и любой предмет, можно преподавать невообразимо скучно. Но кто сказал, что в этом виновата сама история? Важно, вдумываясь в исторические события, задавать себе вопросы: «Почему все произошло именно так? Где причины и истоки?» Интересно вместе с учениками ставить такие вопросы и искать на них ответы.

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. Курс «Отечественная история» является важным элементом в структуре цикла гуманитарных дисциплин. Его изучение призвано дать:

  • представление об основных закономерностях и особенностях исторического развития;
  • понимание роли России в мировом историческом процессе;
  • формирование исторического сознания, т. е. системы взглядов, идей, теорий, концепций, благодаря которым осознается прошлое;
  • освоение духовных ценностей, выработанных в ходе исторического развития, и определение собственного отношения к ним; приобщение слушателей к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, воплощенным в философских и религиозных учениях, искусстве и литературе, народных обычаях и традициях;
  • формирование умения использовать полученные знания, самостоятельно извлекать их из исторических источников, находить нужную информацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;
  • развитие способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умение раскрыть причинно-следственные связи между ними;
  • осмысление новых реалий современной отечественной истории с учетом культурных и исторических традиций России.

Главная цель курса «Отечественная история» — формирование у учащихся исторического сознания, привитие им навыков исторического мышления.

В структуре целей и задач курса важное место занимает выработка общеучебных и специальных навыков и умений:

  • общелогические умения (умение анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности общественного развития, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи и т. д. );
  • поисково-информационные навыки (свободное обращение со словарями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, умение находить нужную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи);
  • учебно-познавательные навыки (составление тезисов выступлений, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовка реферата; умение участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли).

Общая характеристика и варианты периодизации древнейшей истории

Современная наука предполагает, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд лет тому назад. Солнце — одна из множества звезд нашей Галактики — возникло 10 млрд лет тому назад. По свидетельству ученых, наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 млрд лет. В настоящее время принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет тому назад.

Известно несколько вариантов периодизации человечества на стадии первобытно-общинного строя. Чаще всего пользуются археологической схемой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяют три периода:

  • каменный век (от возникновения человека до IV-III тыс. до н. э.);
  • бронзовый век (IV-III тыс. — до начала I тыс. до н. э.);
  • железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь, каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Каждый период отличается: 1) степенью развития орудий труда, 2) материалами, из которых они изготавливались, 3) качеством жилья, 4) соответствующей организацией ведения хозяйства.

Первобытная эпоха человечества характеризуется:

  • низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием;
  • коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;
  • равнообеспечивающим распределением;
  • социально-экономическим равенством;
  • отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда, которые и стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того времени не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Путь человечества в условиях первобытно-общинного строя прошел ряд этапов: 1) овладение огнем; 2) коллективная охота на крупных животных; 3) приспособление к условиям растаявшего ледника; 4) изобретение лука; 5) переход от присваивающего (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию); 6) открытие металла (меди, бронзы, железа); 7) создание сложной родоплеменной организации общества.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд, полезных ископаемых быстрее продвигались к цивилизации.

Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появлению на планете особого растительного и животного мира в сложнейших климатических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый. Каждому из этих периодов соответствует определенный физический тип человека: в доледниковый — археоантропы (питекантроп, синантроп и др.), в ледниковый — палеоантропы (неандертальский человек), в конце ледникового периода, в позднем палеолите, — неоантропы, современные люди.







Сейчас читают про: