double arrow

Смутное Время в России

Оценка опричнины в исторической литературе

Опричнина до сих пор является одним из самых уникальных, загадочных и сложных явлений в отечественной истории.

Карамзин (первая половина XIX в.): опричнина – следствие душевной болезни Ивана IV.

Соловьев (вторая половина XIX в.), осуждая зверства опричнины, видел в ней закономерное проявление борьбы новых государственных начал против отживших родовых.

Платонов (конец XIX – начало ХХ вв.) создал концепцию антибоярской направленности опричнины. В соответствии с ней крупные бояре-землевладельцы были главным препятствием в деле централизации страны, и именно против них была направлена опричнина.

Исследования Зимина и Кобрина (60–80-е гг. ХХ в.) не подтвердили эту версию. Крупное боярское землевладение не было подорвано опричниной, и основные тенденции развития феодального землевладения, характерные для всего XVI в., не изменились. Опричнина носила антиудельный характер, то есть была направлена против элементов самостоятельности и независимости от центральной власти, включая независимость Православной церкви.

Хорошкевич (1990-е гг.) связывает опричнину с внешней политической. В его представлении опричнина – это временная мера, с целью создания небоярского войска с карательными функциями, с целью продолжения любой ценой непопулярной в стране Ливонской войны и подавления любого недовольства.

Ливонская война (1558-1583). Война России против Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 г. - Речи Посполитой) за выход к Балтийскому морю. Завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского и Плюсского перемирий.

Итак, главные причины введения опричнины – желание продолжить Ливонскую войну любыми способами; стремление укрепить свою власть и покончить с остатками независимости от центральной власти (особенно последнего удельного князя В.А. Старицкого, в котором Иван видел главную опасность для своих наследников).

Удельный князь - на Руси XII-XVI вв. член великокняжеской семьи, владелец удельного княжества.

Предыстория Смуты

В исторической литературе имеются различные точки зрения на хронологические рамки Смутного времени.

Три основных мнения на то, с чем следует связывать начало Смуты: 1) со смертью Ивана Грозного в 1584 г.; 2) с воцарением Бориса Годунова после смерти Федора в 1598 г.; 3) с восстанием после нескольких лет голода Хлопка в 1603 г. и появлением самозванцев (1604 г.).

Первая точка зрения обосновывается тем, что истоки Смуты следует искать в итогах правления Ивана Грозного. Действительно, в первой половине 80-х гг. XVI в. страна была разорена неудачной Ливонской войной; опричнина разбалансировала политические основы государства; действия Ивана Грозного спровоцировали династический кризис (в 1581 г. в порыве гнева убивает старшего дееспособного сына Ивана).

Престол после смерти Ивана Васильевича был передан старшему из двух оставшихся сыновей покойного царя – Федору Ивановичу. Умирая, Иван IV осознавал недееспособность своего наследника, поэтому перед смертью «поручил» слабоумного сына и царство ближним боярам. В регентский совет вошли руководитель боярской думы князь И.Ф. Мстиславский, боярин И.П. Шуйский, дядя нового царя по матери боярин Н.Н. Романов, бывший опричник Б.Я. Бельский, шурин нового царя Б.Ф. Годунов. Однако реальная власть уже с 1585 г. сосредоточилась в руках Бориса Федоровича Годунова, который, будучи родом из не очень знатных бояр, возвысился в период опричнины. Его положение при дворе укрепилось женитьбой на дочери Малюты Скуратова. Сестра же Б. Годунова, Ирина, стала женой нового царя Федора.

Политика Бориса Годунова в 1580–1590-е гг.

Введение патриаршества. Правительство Годунова стремилось укрепить авторитет России и царской власти. С этой целью в 1589 г. в России было утверждено патриаршество. Подробнее. Важно, что инициатива установления патриаршества в России исходила не от церкви, а от светской власти, все больше контролировавшей церковную жизнь.

Данный шаг был во многом формальностью, так как после падения Византии в 1453 г. Русская православная церковь уже не зависела ни от какой внешней силы. Первым русским патриархом был провозглашен митрополит московский Иов. Епископы в свою очередь стали митрополитами. Русская церковь приобрела окончательную автокефалию.

Городское строительство. Стремясь преодолеть разруху и обеспечить работой множество ремесленников, Годунов развернул большое каменное городское строительство.

В 1584-1591 гг. в Москве построили новую крепость - Белый город с 29 башнями. В 1591 г. были сооружены деревянно-земляные укрепления по линии современного Садового кольца - Скородом. Позднее на их месте возвели Земляной город. Строились крепости также в Астрахани, Смоленске. Возводились и новые города - Самара, Саратов, Елец, Белгород, Томск и др.

Политика по отношению к посадам. Правительство Годунова облегчило положение посадов, предприняв первые шаги в направлении решения проблемы «былых слобод». Ремесленники и торговцы, ушедшие из посадов в принадлежавшие феодалам «белые» (то есть освобожденные от государственных повинностей) слободы, должны были вновь участвовать в платеже посадских податей – тягла. Таким образом, количество тяглых людей увеличилось, и, поскольку сумма тягла осталась неизменной, сборы с каждого посадского человека сократились.

Тягло - в XV - начале XVIII вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей.

Становление крепостного права. Разорение страны в результате политики Ивана Грозного привело к массовому бегству крестьян и запустению многих поместий и вотчин. Правительство стремилось удержать крестьян, чтобы не допустить разорения служилых людей и падения военной мощи государства.

Заповедные лета - наименование в конце XVI в. лет, в которые налагался запрет ("заповедь") на переход крестьян от одного феодала к другому (согласно традиции осуществлялся в Юрьев день).

Урочные лета - в XVI-XVII вв. 5-, 15-летние и другие сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в.

От временных мер – заповедных лет(впервые введены в 1581 г.) – правительство перешло к постоянным. В 1592 г. был издан указ об окончательном запрещении крестьянского перехода в Юрьев день. В 1597 г. издается указ, которым вводились урочные лета – 5-летний срок, в течение которого велся сыск беглых крестьян. Так был сделан решающий шаг к установлению крепостного права.

Вступление Годунова на престол

В 1598 г. умер бездетный Федор Иванович. Еще за 7 лет до этого, в мае 1591 г., погиб царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. Именно он после ожидаемой смерти болезненного и бездетного Федора должен был унаследовать престол.

Официальная версия утверждала, что в 1591 г. произошел несчастный случай: царевич играл ножом и наткнулся на него в эпилептическом припадке. Но в обществе считали, что он был убит по приказу Годунова. Этот спор не разрешен и до сих пор. Ясно лишь, что смерть Дмитрия была Годунову выгодна.

Смерть Федора в 1598 г. означала прерывание династии Рюриковичей, что является основанием отнесения начала Смуты именно к этому моменту.

Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Это объяснялось тем, что реальные рычаги власти уже много лет находились в его руках, к тому же Борис имел родство с царской семьей. Политика Годунова со второй половины 1580-х гг. привлекла на его сторону посадских людей (благодарны за облегчение повинностей), служилых людей (благодарны за укрепление крестьянской зависимости), духовенство (введение патриаршества).

Однако благополучное царствование Бориса Годунова продолжалось недолго. В 1601 г. в результате неурожая разразился голод, который продолжался 3 года.

О Годунове принято говорить: это «царь, которого погубил голод». Действительно, голод подорвал авторитет Бориса, веру в него как в царя. В массовом сознании человека средневековья только «добрый» царь был законным. Поскольку при Годунове начались бедствия, он перестал быть «добрым». То, что Годунов не являлся прирожденным царем, лишь укрепляло людей в уверенности, что происходящее – Божья кара за неправедное овладение престолом.

С третьей из вышеназванных точек зрения, Смуту следует отсчитывать с событий начала XVII в., так как именно в это время начинаются настоящие социальные потрясения.

Восстание Хлопка - восстание крестьян и холопов под руководством Хлопка в 1603 г. Восставшие разбили высланные против них войска. Подавить бунт удалось лишь после того, как власти пообещали простить и освободить участвовавших в нем холопов. Основу боевой мощи восстания составляли военные холопы. Без этих людей, опытных в военном деле, повстанцы были разбиты.

В 1603 г. Россия впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов – восстанием под руководством Хлопка, которое стало прологом гражданской войны, охватившей вскоре Россию.

Лжедмитрий I

В 1602 г. из России в Польшу бежал монах Кремлевского Чудова монастыря Григорий Отрепьев. В Польше он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием.

Прося о помощи в овладении московским престолом, Лжедмитрий обещал польскому королю Сигизмунду III уступить ему Чернигово-Северские земли и не препятствовать распространению католицизма в России. Официальной помощи самозванец не получил, но король разрешил польским шляхтичам вступать в его войско. Деньгами поддержали Лжедмитрия польские магнаты, особенно Юрий Мнишек, дочь которого, Марина, стала невестой «царевича». К самозванцу присоединялись и русские, особенно казаки, по разным причинам (из-за голода, опасаясь преследований после восстания Хлопка и т.д.) бежавшие в Польшу.

Осенью 1604 г. Лжедмитрий вторгся в Россию, имея около 4 тысяч казаков и поляков. Несмотря на неудачи в первых столкновениях с правительственными войсками, его силы быстро выросли до 20 тысяч человек за счет притока недовольных. Служилые люди переходили на его стороны, города без боя открывали ворота.

В апреле 1605 г. в Москве умер Борис Годунов. Его 16-летний сын Федор был свергнут и убит. В июне 1605 г. в Москву вступил «царь Дмитрий Иванович».

Взойдя на трон, Лжедмитрий повел себя необычно для русского царя. Он лично принимал челобитные, в одиночку разгуливал по городу, предлагал отправлять дворян за границу для получения образования, не соблюдал степенных дворцовых обычаев, одевался в европейское платье. Возможно, если бы царствование его продлилось дольше, Россия начала бы сближение с Западной Европой.

Но Лжедмитрий лишился опоры, так как своими действиями оттолкнул от себя все политические силы. Он не спешил выполнять территориальных и конфессиональных обещаний королю. Православное духовенство опасалось царя, пренебрегающего православием, носящего европейское платье, женатого на католичке. Служилые люди были обижены близостью к царю поляков и казаков. Крестьяне обманулись в своих надеждах на восстановление Юрьева дня.

В мае 1606 г., вскоре после свадьбы с Мариной Мнишек, Лжедмитрий был свергнут и убит.

Воцарение Василия Шуйского

Новым царем стал боярин Василий Иванович Шуйский, возглавлявший заговор против самозванца. С вступлением В.И. Шуйского на престол связано появление такого документа как «Крестоцеловальная запись».

В "Крестоцеловальной записи" царь обещал не накладывать опалы без боярского суда, не слушать ложных доносов, не преследовать родственников опальных; гарантии распространялись не только на бояр и дворянство, но даже на черных людей. "Крестоцеловальная запись" впервые в русской истории утверждала принцип договора между царем и подданными. В этом - уникальность данного документа. При этом следует признать, что появление "Крестоцеловальной записи" - свидетельство ослабления царской власти в связи с пресечением законной династии.

Избрание В.И. Шуйского на царство не остановило Смуту. Казаки, многие крестьяне, посадские и даже служилые люди выступили против присяги новому царю, веря в новое чудесное спасение «Дмитрия». Особенно распространились такие настроения на южных окраинах, население которых боялось мести В. Шуйского за то, что помогло Лжедмитрию I овладеть Москвой.

Восстание Ивана Болотникова

В 1606 г. восставших казаков возглавил Иван Исаевич Болотников. В Польше он познакомился с очередным претендентом на роль «царя Дмитрия» – М. Молчановым и был послан им в Россию в качестве главного воеводы. От Путивля он повел восставших на Москву. По пути войско Болотникова объединилось с отрядами рязанских и тульских служилых людей под командованием П. Ляпунова и И. Пашкова.

В социальном плане войско Болотникова было неоднородным – крестьяне, казаки, холопы, служилые люди. Всех их объединяла вера в законного царя Дмитрия. Однако собственные интересы этих людей не совпадали, а нередко были противоположны.

Заняв Калугу и Каширу, болотниковцы подошли в конце октября к Москве и начали ее осаду, расположившись лагерем в селе Коломенском. Осада длилась больше месяца. За это время руководители дворян-повстанцев убедились в том, что Болотников выступает от имени самозванца. К тому же в лагере восставших нарастали противоречия между казаками и служилыми людьми. Все это привело к переходу дворян на сторону Шуйского. В решающем сражении под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вынужден отступить к Калуге. Там он соединился с отрядами самозваного «царевича Петра» – муромского посадского человека Ильи Горчакова («Илейки муромца»), выдававшего себя за сына царя Федора Ивановича. Болотников и Горчаков несколько раз успешно отбили атаки царских войск, но, в конце концов, вынуждены были все же отступить в Тулу, которую осадили войска Шуйского. Осада продолжалась более трех месяцев. Восставшие капитулировали лишь после того, как правительственные войска соорудили плотину на р. Упе и затопили Тулу. Шуйский обещал сохранить жизнь вождям восстания, но не сдержал слова: Илейку Муромца повесили, Болотникова ослепили, сослали в Каргополь и там утопили.


Сейчас читают про: