Методы защиты жилой застройки
Современные магистрали, улицы и автомобильные дороги являются источником шума, пыли и вредных газов, их близкое соседство нежелательно как для жилой среды, так и для пешеходов. Поэтому одним из главных приемов обеспечения функциональной безопасности становится разделение транспортных и пешеходных потоков. Еще в «Афинской хартии»[4] отмечалось: «Здания всех видов, особенно жилые, должны быть изолированы зелеными поясами от интенсивного движения. В проектной сетке дифференцированных дорог должны быть предусмотрены пешеходные пути, удобные для людей и, поэтому, не обязательно следующие вдоль транспортных направлений».
Транспортное обслуживание жилых образований следует организовывать таким образом, чтобы дворовые пространства максимально освободить от транспортных средств и тем самым обеспечить комфортные условия для жителей.
Транспортная уличная сеть, как правило, связана с сетью пешеходных путей: тротуары, пешеходные переходы через улицы, остановки общественного транспорта включены одновременно в обе системы. Тем не менее, к настоящему времени сформировалось устойчивое мнение, что для обеспечения экологическую безопасности пешеходов, следовало бы отказаться от приуличного (придорожного) размещения тротуаров, используя в качестве альтернативы отдельные пешеходные улицы и пешеходные зоны вдали от транспортных потоков (рис.6.2).
Наряду с важным транспортным, создается отдельный пешеходный каркас, состоящий из осей – пешеходных путей, и узлов – фокусов тяготения пешеходов.
Жители и посетители жилых районов ходят пешком:
- из дома – к остановкам общественного транспорта, пешеходным переходам через магистральные и жилые улицы, к торговым центрам, учреждениям и предприятиям общественного обслуживания населения, детским дошкольным учреждениям и общеобразовательным школам, другим общественным зданиям, гаражам, автостоянкам личных автомобилей, местам приложения труда и т.п.
- от остановок общественного транспорта – к жилым домам и всем объектам перечисленным выше и другим.
Перечисленные точки, а также входы на участки общественных зданий или в сами эти здания предоставляют собою узлы пешеходного каркаса градостроительного жилого образования.
Главные внешние узлы образуются в местах пешеходных переходов через улицы (в одном уровне с транспортной улицей или дорогой, в подземном или надземном уровнях). Внутри границ жилого образования главные внутренние узлы пешеходного каркаса могут решаться в виде площадей разного функционального назначения (торговые, рыночные, «детские» перед школой, храмовые у входа в церковь и т.п.).
В целом пути от жилых домов и остановок сливаются в единую пешеходную сеть, обеспечивая возможность проходов через жилое образование к основным, наиболее многолюдным узлам. Такой транзит неизбежен, его нужно только упорядочить, организовать, в противном случае, он будет создавать дискомфорт для проживающих.