РАЗДЕЛ 4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
Жилых территорий.
Методы и приемы реконструкции и модернизации
Основные методы и приемы реконструкции включает различный состав мероприятий - от полного сноса существующей застройки и возведения новых жилых и общественных зданий до обновления дворов, перестройки отдельных существующих жилых домов (устройство мансард, утепление стен, перепланировка квартир, изменение функционального назначения жилых и нежилых помещений), уплотнение застройки путем возведения отдельных жилых и общественных зданий.
Как правило, реконструкция и модернизация заключается в уплотнении жилых территорий, которая может осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:
- повышение этажности существующих зданий, в том числе за счет надстройки мансардного этажа;
- возведение вставок между существующими зданиями;
- расширение существующих зданий за счет пристроек;
- размещение новых жилых и общественных зданий в пределах реконструируемого планировочного элемента (модуля);
- уменьшение размеров участков учреждений воспитания и образования на 15-20%;
- замена отдельно стоящих домов усадебной застройки на блокированные;
- размещение производственных зданий административно-делового назначения.
Основные показатели жилых градостроительных образований при реконструкции: коэффициент интенсивности и допустимые плотности застройки. Как правило, коэффициент интенсивности жилой застройки (показатель суммарной поэтажной площади наземной части жилых зданий в их габаритах, приходящейся на единицу участка жилой застройки, кв.м./га) не должен превышать 1,45-2,5. Допустимые показатели плотности застройки с учетом градостроительной ценности территории различных планировочных зон поселений также регламентируются строительными нормами.
Допустимые показатели плотности населения (чел/га) и плотности жилищного фонда (м2 общей площади /га) с учетом размещения реконструируемого структурно-планировочного элемента до 50 га в различных зонах городских населенных пунктов следует принимать по следующей таблице:
Таблица 6.1.
Наименование город-ских насе-ленных пунктов | Зоны поселений | |||||
Центральная | Срединная | Периферийная | ||||
Плотность населения, чел/га | Плотность жилищного фонда, м2/га | Плотность населения, чел./га | Плотность жилищного фонда, м2/га | Плотность населения, чел/га, не более | Плот-ность жилищ-ного фонда, м2/га, не более | |
г.Минск | От 300 до 350 включ. | 9000-10500 | 200-350 | 6000-10500 | ||
Крупные и большие | “300 “ 350 “ | 7800-9100 | 150-300 | 3900-7800 | ||
Средние и малые | “ 200 “300 “ | 5200-7800 | 100-200 | 2600-5200 |
тема: ОБЪЕКТЫ И КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Общественные территории подразделяются на территории общественного назначения в зонах жилой и смешанной застройки и общественные центры населенных пунктов. Общественные территории выделяются в том случае, если общественные объекты (административные, деловые, научные, учебные учреждения и предприятия обслуживания, общественные организации, культовые сооружения и другие) занимают не менее 50 % всего фонда на территории структурно-планировочного элемента.
Объекты обслуживания. Объекты обслуживания являются первичными элементами сферы обслуживания и подразделяются на виды в зависимости:
· от способа производства услуг и товаров (производственные – предприятия, непроизводственные – учреждения);
· от функционального назначения (по отраслям – учреждения воспитания, образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.д.);
· от организационно-технологических форм (головные, базовые, рядовые, многопрофильные, специализированные, стационарные, мобильные);
· от характера спроса (уникальные и стандартные, среди стандартных - избирательные и массовые)
· от частоты пользования (повседневного, периодического эпизодического),
· от социальной значимости (социальные и коммерческие),
· от охвата территории (внутриселенные и межселенные),
· от форм собственности (государственные, частные, смешанной собственности)
Сети и комплексы общественного обслуживания. Отраслями сферы общественного обслуживания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля и общественное питание, бытовые, финансово-банковские и коммунальные услуги и др.
Предприятия и учреждения различных отраслей обслуживания обладает определенной степенью упорядоченности (плотность, густота) на территории страны или административно-территориального образования (область, район, городское поселение, сельский совет) и предоставляет собою сеть объектов обслуживания. Она может рассматриваться как многоотраслевая (сеть объектов в целом), так и по отдельным отраслям (сеть учреждений культуры, торговая сеть и другие) или видам объектов (школьная сеть, больничная сеть и другие).
Комплекс обслуживания представляет собой сочетание объектов обслуживания, которое обеспечивает предоставление необходимого состава товаров и услуг населению различных территориальных и градостроительных образований (системы населенных мест, отдельных поселений, их структурных элементов) с использованием стационарных, мобильных форм и различных методов обслуживания. Именно комплексы обслуживания становятся объектами проектирования и играют одну из главенствующих ролей при разработке планировки, застройки и территориальной организации поселений.
Комплекс обслуживания столицы Минска формируется как составная часть инфраструктуры международного уровня, осуществляя управление процессами территориальной организации сферы обслуживания всей республики.
Комплексы обслуживания областных центров и некоторых городов регионального значения (особенно удаленных от объектов обслуживания областных центров), могут включать и включают уникальные объекты национального уровня: театры, музеи, спортивные сооружения и базы, фирменные предприятия внешней и внутренней торговли, гостиницы и отели высшего класса, часть из которых может обеспечивать проведение международных мероприятий.
Комплексы обслуживания городов — центров административных районов как правило, обеспечивают предоставление стандартного набора услуг эпизодического, периодического и повседневного спроса населению района, являясь базой формирования сети рядовых стационарных и мобильных объектов, обслуживающих население малых городских и сельских поселений административного района.
Комплексы обслуживания в малых городах и сельских поселениях административных районов включают объекты обслуживания, обеспечивающие предоставление полного набора услуг периодического и повседневного спроса населению, проживающему в административных границах поселения и прилегающих территорий.