Л е к ц и я 1
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
– это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с I в. до н.э. – получило название «мораль».
Мораль – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); выступает как предмет изучения этики.
Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения.
Чернышевский Н.Г.: «Нравственность в русском языке – это то, что способствует позитивному развитию морали».
Радугин А.А: «Норма (уважай, чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность».
Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. В таком понимании мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. В свою очередь эти модели вместе с другими видами традиций, правилами и нравами передаются в культурных и институциональных рамках из поколения в поколение. Мораль, таким образом, имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида. Аналогично политическому устройству общества и родному языку мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, а мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.
|
|
Этика представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную, общественную мораль.