История этических учений

Основные категории этики

Основные категории этики: добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство, равенство, справедливость и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы.

  Период Представители Основные идеи
Античная этика
Предэтика VII – VI вв. до н.э. по IV – V вв. н.э. Греция, Др. Рим; греческие и римские колонии Гомер («Илиада», «Одиссея») Осмысление человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего целого
Гесиод (поэма «Труды и дни») Труд как высшая нравственная ценность
Гераклид «Миром правит всемирный закон – Логос, но люди поступают так, как будто его нет, т.к. они опираются на личный опыт и предрассудки (религиозные в том числе), люди тешат свою чувственность»
Пифагор («Математика») Разрабатывает основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы
Классический этап античности V – IV вв. до н.э. Греция Демокрит «Если за удовольствием спустя некоторое время воспоследует неудовольствие, то, следовательно, и первое деяние не было добром»; «Труд сделал человека»
Школа «софистов»: Протогор, Горгий Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право); единство нравственного и художественного воспитания.
  Сократ, Платон Учение о любви и о пути человека к идеальному
Аристотель («Никомахова этика» и др.) Родоначальник этики; ввел понятие «этический» (добродетельный); «Цель этики – не познание, а поступки»; «Назначение человека – деятельность души…»; «Добродетель – способность поступать наилучшим образом…»; «Человек – животное общественное»; понятия «справедливость»,«дружба/дружественность»
Поздний этап античности с III в. до н.э. Греция, Римская империя Эпикур Певец удовольствия; создатель концепции гедонизма; впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей
Диоген Синопский, Антисфен «Переоценка ценностей»; внутреннее освобождение через отречение от мирских благ. Скептицизм
Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет Стоицизм. «Мудрость – воплощение добродетели». Отрешенность от внешнего мира; осознание индивидом личной добродетели и моральных ценностей
Религиозная этика
Буддизм VI в. до н.э. Индия, Индонезия, Китай, Тибет   «Жизнь есть страдание. Причиной страданий является сама жизнь»; «Не причинять страдания другому»; религия индивидуального спасения, нет религиозной общности; понятия «нирвана», «карма»
Христианство I-II -XIII в. н.э. Римская империя, Западная Европа Евангелие от Иоанна, Апостол Павел, Теономный характер этики; Бог – средоточие высшего блага; человек создан по образу и подобию Божьему, обладает свободной волей; смирение человеческого перед божественным; заповеди Божьи; образ «внутреннего человека»
Ф. Аквинский, А. Кентерберийский, П. Абеляр Схоластики. «Этика – моральная философия; волевые и разумные действия человека нацелены на высшее и единое благо – Бога»; теологические добродетели: вера, надежда, любовь
Лютер, Кальвин Протестантизм. «Верующему человеку посредник в общении с Богом не нужен»; «накопление богатства на земле есть искупление греха перед Небом»; реформирование Церкви; ереси; секты, общины
Этика эпохи Возрождения
  XIV-XV вв. Италия, Испания, Англия, Голландия Леонардо да Винчи, Боккаччо, Данте, Рафаэль; Сервантес; Шекспир Гуманисты. На первом плане – проблема человека; принцип антропоцентризма. Призыв к возвращению высоких образцов античной культуры (культ красоты)
Н. Макиавелли («Государь») Новые принципы взаимодействия морали и политики; идеи «сильного государства»; «Цель оправдывает средства»
Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город Солнца») Отказ от частной собственности; предоставление неограниченных возможностей для нравственного развития личности
Этика Нового времени
  XVII в. Франция Нидерланды Р. Декарт «Этика – высочайшая и совершеннейшая наука»; «Мыслю, следовательно существую»; человек сам формулирует нравственные принципы на основе изучения других людей и самого себя
Б. Спиноза («Этика») «Этика – это практическая наука, призванная предоставить человеку средства, ведущие к исполнению фундаментального императива – будь свободным»; «В процессе познания происходит и нравственное возвышение человека»
Этика Эпохи Просвещения
  XVII-XVIII вв. Англия Франция Т. Гоббс, Дж. Локк Человек изначально эгоистичен. Естественное состояние человека - «война всех против всех»; «Человек человеку – волк»; необходимость «общественного договора»
Д. Дидро, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо «Заботься о благе твоем, причиняя как можно меньше зла другому»; «Уйти в себя и прислушаться к голосу своей совести»; себялюбие – основа действий; нравственные решения – автономны; человек полностью ответственен за свою жизнь
  Нач. XIX в. Германия И. Кант («Критика чистого разума» и др.) Человеку априори даны способности познания, в т.ч. всеобщий нравственный закон – «категорический императив»; «гипотетический императив» получен на протяжении жизни, обусловлен воспитанием, эпохой, окружающей реальностью. Понятия «моральный закон», «долг».
Г. Гегель («Наука логики», «Философия духа» и др.) Авторитарный характер этики. «Этика – наука о законах свободы». «Моральность – в самосознательности»; моральность и нравственность не тождественны.
Л. Фейербах Гуманистический характер этики. «Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии», воплощение единства материального и духовного. Создал «Новую религию любви»: справедливое «распределение» счастья между людьми, бескорыстие, взаимная любовь
Антинормативная этика
  XIX в. – нач. XX в. Европа А. Шопенгауэр («Об основе морали») «Воля к жизни присуща всему живому»; «воля к жизни» у человека проявляется в злобе, эгоистичности и сострадательности; зло неискоренимо, «человек должен быть дьяволом для другого»
    К. Маркс («Немецкая идеология» и др.), Ф. Энгельс («Анти-Дюринг» и др.) Идея о моральной переделке действительности ® учение о коммунизме (практический гуманизм как высшая ценность и цель человечества; человек – средство достижения этой цели). Нигилистическое отношение к морали и этике
    Ф. Ницше («К генеалогии морали», «Злая мудрость» и др.) Отрицательно оценивает христианство, «в сердце современного человека Бог умер»; теория о «сверхчеловеке» - новая порода, новая раса. Мораль рабов и господ

Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных процессов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: