Основные категории этики
Основные категории этики: добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство, равенство, справедливость и т.д.
Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы.
Период | Представители | Основные идеи | |
Античная этика | |||
Предэтика | VII – VI вв. до н.э. по IV – V вв. н.э. Греция, Др. Рим; греческие и римские колонии | Гомер («Илиада», «Одиссея») | Осмысление человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего целого |
Гесиод (поэма «Труды и дни») | Труд как высшая нравственная ценность | ||
Гераклид | «Миром правит всемирный закон – Логос, но люди поступают так, как будто его нет, т.к. они опираются на личный опыт и предрассудки (религиозные в том числе), люди тешат свою чувственность» | ||
Пифагор («Математика») | Разрабатывает основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы | ||
Классический этап античности | V – IV вв. до н.э. Греция | Демокрит | «Если за удовольствием спустя некоторое время воспоследует неудовольствие, то, следовательно, и первое деяние не было добром»; «Труд сделал человека» |
Школа «софистов»: Протогор, Горгий | Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право); единство нравственного и художественного воспитания. | ||
Сократ, Платон | Учение о любви и о пути человека к идеальному | ||
Аристотель («Никомахова этика» и др.) | Родоначальник этики; ввел понятие «этический» (добродетельный); «Цель этики – не познание, а поступки»; «Назначение человека – деятельность души…»; «Добродетель – способность поступать наилучшим образом…»; «Человек – животное общественное»; понятия «справедливость»,«дружба/дружественность» | ||
Поздний этап античности | с III в. до н.э. Греция, Римская империя | Эпикур | Певец удовольствия; создатель концепции гедонизма; впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей |
Диоген Синопский, Антисфен | «Переоценка ценностей»; внутреннее освобождение через отречение от мирских благ. Скептицизм | ||
Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет | Стоицизм. «Мудрость – воплощение добродетели». Отрешенность от внешнего мира; осознание индивидом личной добродетели и моральных ценностей | ||
Религиозная этика | |||
Буддизм | VI в. до н.э. Индия, Индонезия, Китай, Тибет | «Жизнь есть страдание. Причиной страданий является сама жизнь»; «Не причинять страдания другому»; религия индивидуального спасения, нет религиозной общности; понятия «нирвана», «карма» | |
Христианство | I-II -XIII в. н.э. Римская империя, Западная Европа | Евангелие от Иоанна, Апостол Павел, | Теономный характер этики; Бог – средоточие высшего блага; человек создан по образу и подобию Божьему, обладает свободной волей; смирение человеческого перед божественным; заповеди Божьи; образ «внутреннего человека» |
Ф. Аквинский, А. Кентерберийский, П. Абеляр | Схоластики. «Этика – моральная философия; волевые и разумные действия человека нацелены на высшее и единое благо – Бога»; теологические добродетели: вера, надежда, любовь | ||
Лютер, Кальвин | Протестантизм. «Верующему человеку посредник в общении с Богом не нужен»; «накопление богатства на земле есть искупление греха перед Небом»; реформирование Церкви; ереси; секты, общины | ||
Этика эпохи Возрождения | |||
XIV-XV вв. Италия, Испания, Англия, Голландия | Леонардо да Винчи, Боккаччо, Данте, Рафаэль; Сервантес; Шекспир | Гуманисты. На первом плане – проблема человека; принцип антропоцентризма. Призыв к возвращению высоких образцов античной культуры (культ красоты) | |
Н. Макиавелли («Государь») | Новые принципы взаимодействия морали и политики; идеи «сильного государства»; «Цель оправдывает средства» | ||
Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город Солнца») | Отказ от частной собственности; предоставление неограниченных возможностей для нравственного развития личности | ||
Этика Нового времени | |||
XVII в. Франция Нидерланды | Р. Декарт | «Этика – высочайшая и совершеннейшая наука»; «Мыслю, следовательно существую»; человек сам формулирует нравственные принципы на основе изучения других людей и самого себя | |
Б. Спиноза («Этика») | «Этика – это практическая наука, призванная предоставить человеку средства, ведущие к исполнению фундаментального императива – будь свободным»; «В процессе познания происходит и нравственное возвышение человека» | ||
Этика Эпохи Просвещения | |||
XVII-XVIII вв. Англия Франция | Т. Гоббс, Дж. Локк | Человек изначально эгоистичен. Естественное состояние человека - «война всех против всех»; «Человек человеку – волк»; необходимость «общественного договора» | |
Д. Дидро, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо | «Заботься о благе твоем, причиняя как можно меньше зла другому»; «Уйти в себя и прислушаться к голосу своей совести»; себялюбие – основа действий; нравственные решения – автономны; человек полностью ответственен за свою жизнь | ||
Нач. XIX в. Германия | И. Кант («Критика чистого разума» и др.) | Человеку априори даны способности познания, в т.ч. всеобщий нравственный закон – «категорический императив»; «гипотетический императив» получен на протяжении жизни, обусловлен воспитанием, эпохой, окружающей реальностью. Понятия «моральный закон», «долг». | |
Г. Гегель («Наука логики», «Философия духа» и др.) | Авторитарный характер этики. «Этика – наука о законах свободы». «Моральность – в самосознательности»; моральность и нравственность не тождественны. | ||
Л. Фейербах | Гуманистический характер этики. «Человек – единственный, универсальный и высший предмет философии», воплощение единства материального и духовного. Создал «Новую религию любви»: справедливое «распределение» счастья между людьми, бескорыстие, взаимная любовь | ||
Антинормативная этика | |||
XIX в. – нач. XX в. Европа | А. Шопенгауэр («Об основе морали») | «Воля к жизни присуща всему живому»; «воля к жизни» у человека проявляется в злобе, эгоистичности и сострадательности; зло неискоренимо, «человек должен быть дьяволом для другого» | |
К. Маркс («Немецкая идеология» и др.), Ф. Энгельс («Анти-Дюринг» и др.) | Идея о моральной переделке действительности ® учение о коммунизме (практический гуманизм как высшая ценность и цель человечества; человек – средство достижения этой цели). Нигилистическое отношение к морали и этике | ||
Ф. Ницше («К генеалогии морали», «Злая мудрость» и др.) | Отрицательно оценивает христианство, «в сердце современного человека Бог умер»; теория о «сверхчеловеке» - новая порода, новая раса. Мораль рабов и господ |
Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных процессов
|
|
|
|
|
|