ТЕОРИЯ МОРАЛИ
Л е к ц и я 2
Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных ценностей.
Мораль – (лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики, форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
· Мораль представляет собой особую форму общественного сознания, вид общественных отношений (моральных отношений) и выступает как предмет специального изучения этики.
· Мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определенным общесоциальным законам.
· Мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения.
|
|
· Мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида.
Структура морали: в структуре морали существуют две самостоятельные сферы: моральное сознание и нравственная практика, в процессе которой реализуются нравственные идеи, чувства
|
Нравственная практика – это нравственные отношения, выражаемые в действиях, поступках. Между моральным сознанием и нравственной практикой существует теснейшая связь.
Лабрюйер: «Не следует судить о человеке по лицу – оно позволяет лишь строить предположения».